Анна Ахматова. Продолжение 4

Мадам Пуфф Лев Черный
                АКТ  ТРЕТИЙ


                Сцена та же, что и в первых дву актах

                (Звучит песня Великой Отечественной войны
                "Вставай страна огромная,
                Вставай на смертный бой..."
                Свет освещает А. Ахматову)

   Ахматова
   "Отечественная война застала меня в Ленинграде.
   ...Первый день войны. Первый налет. Щели в саду - Вовка у меня на руках. Литейный вечером. Праздничная толпа. Продают цветы (белые). По улице тянется бесконечная процессия: грузовики и легк(овые) машины. Шоферы без шапок, одеты по-летнему, рядом с каждым - плачущая женщина. Это ленинградский транспорт идет обслуживать финский фронт. Увоз писательских детей. Сбор в... переулке у союза. Страшные глаза неплачущих матерей".

   Голос за сценой
                Щели в саду вырыты,
                Не горят огни.
                Питерские сироты,
                Детоньки мои!
                Под землей не дышится,
                Боль сверлит висок,
                Сквозь бомбежку слышится
                Детский голосок.
                (А. Ахматова скрывается в темноте.
                На экране небо над блокадным Ленинградом.
                Слышатся взрывы бомб, стреляет зенитная артиллерия)

   Женский голос за сценой
                Птицы смерти в зените висят.
                Кто идет выручать Ленинград? -
               
                Не шумите вокруг - он дышит,
                Он живой еще, он все слышит:

                Как на влажном балтийском дне
                Сыновья его стонут во сне,

                Как из недр его вопли: "Хлеба!" -
                До седьмого доходят неба...

                Отворите райскую дверь,
                Помогите ему теперь.
            (Звучит 7-ая "Ленинградская" симфония Д. Шостаковича.
                На экране вновь А. Ахматова)

   Голос за сценой
                Мы знаем, что ныне лежит на весах
                И что совершается ныне.
                Час мужества пробил на наших часах.
                И мужество нас не покинет.

                Не страшно под пулями мертвыми лечь,
                Не горько остаться без крова, -
                И мы сохраним тебя, русская речь,
                Великое русское слово.
                Свободным и чистым тебя пронесем,
                И внукам дадим, и от плена спасем
                Навеки!

                И та, что сегодня прощается с милым, -
                Пусть боль свою в силу она переплавит.
                Мы детям клянемся, клянемся могилам,
                Что нас покориться никто не заставит!
                (На экране портрет Ф. Раневской)

   Голос за сценой
   Вспоминает Фаина Раневская:
   "...Анна Андреевна была бездомной, как собака.
   ...В первый раз, придя к ней в Ташкенте, я застала ее сидящей на кровати. В комнате было холодно, на стене следы сырости. Была глухая осень, от меня пахло вином.
   - Я буду вашей madame de Lambaille, пока мне не отрубили голову - истоплю вам печку.
   - У меня нет дров, - сказала она весело.
   - Я их украду.
   - Если вам это удастся - будет мило.
   Большой каменный саксаул не влезал в печку, я стала просить на улице незнакомых людей разрубить эту глыбу. Нашелся добрый человек, столяр или плотник, у него за спиной висел ящик с топором и молотком. Пришлось сознаться, что за работу мне нечем платить. "А мне и не надо денег, вам будет тепло, и я рад за вас буду, а деньги что? Деньги это еще не все".
   Я скинула пальто, положила в него краденое добро и вбежала к Анне Андреевне.
   - А я сейчас встретила Платона Каратаева.
   - Расскажите...
   "Спасибо, спасибо", - повторяла она. Это относилось к нарубившему дрова. У нее оказалась картошка, мы ее сварили и съели.
   Никогда не встречала более кроткого, непритязательного человека, чем она..."

                Сзади Нарвские были ворота,
                Впереди была только смерть...
                Так советская шла пехота
                Прямо в желтые жерла "берт".
                Вот о вас и напишут книжки:
                "Жизнь свою за други своя",
                Незатейливые парнишки -
                Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
                Внуки, братики, сыновья!
                (На экране портрет Н. Пунина)   

   Голос за сценой
   Из письма Николая Пунина Ахматовой:
   "...когда я умирал, то есть знал, что я непременно умру, (...) тогда, именно, я думал о Вас много. Думал, потому что в том напряжении души, которое я тогда испытывал, было нечто, как я уже писал Вам в записочке - похожее на чувство, жившее во мне в 20-х годах, когда я был с Вами. Мне кажется, я в первый раз так всеобъемлюще и широко понял Вас - именно потому, что это было совершенно бескорыстно, т(ак) к(ак) увидеть Вас когда-нибудь я, конечно, не рассчитавал, это было действительно предсмертное свидание с Вами и прощание. И мне показалось тогда, что нет другого человека, жизнь которого была бы так цельна и поэтому совершенна, как Ваша; от первых детских стихов (перчатка с левой руки) до пророческого бормотания и вместе с тем гула поэмы. Я тогда думал, что эта жизнь цельна не волей - и это мне казалось особенно ценным - а той органичностью, т. е. неизбежностью, которая от Вас как будто совсем не зависит. (...) В Вашей жизни есть крепость, как будто она высечена в камне и одним приемом очень опытной руки. Все это - я помню - наполнило меня тогда радостью и каким-то совсем не обычным, не сентиментальным умилением, а созерцательным, словно я стоял перед входом в Рай..."
                (На экране А. Ахматова)

   Голос за сценой
                А вы, мои друзья последнего призыва!
                Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
                Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
                А крикнуть на весь мир все ваши имена!
                Да что там имена! Захлопываю святцы;
                И - на колени все! Багровый хлынул свет!
                Рядами стройными проходят ленинградцы,
                Живые с мертвыми. Для Бога мертвых нет.

                "Поэма без героя", Эпилог
   Белая ночь 24 июня 1942 г. Город в развалинах. От Гавани до Смольного видно все как на ладони. Кое-где догорают застарелые пожары. В Шереметевском саду цветут липы и поет соловей. Одно окно третьего этажа (перед которым увечный клен) выбито, и за ним зияет черная пустота. В стороне Кронштадта ухают тяжелые орудия. Но в общем тихо. Голос автора, находящегося за семь тысяч километров, произносит:
                ...А не ставший моей могилой,
                Ты, крамольный, опальный, милый,
                Побледнел, помертвел, затих.
                Разлучение наше мнимо:
                Я с тобою неразлучима,
                Тень моя на стенах твоих,
                Отражение мое в каналах,
                Звук шагов в Эрмитажных залах,
                Где со мною мой друг бродил,
                И на старом Волковом Поле,
                Где могу я рыдать на воле
                Над безмолвием братских могил...

                И в День Победы, нежный и туманный,
                Когда заря, как зарево, красна,
                Вдовою у могилы безымянной
                Хлопочет запоздалая весна.

                Она с колен подняться не спешит,

                Дохнет на почку и траву погладит,
                И бабочку с плеча на землю ссадит,
                И первый одуванчик распушит.
                (На экране портрет Исайи Берлина)

   Мужской голос за сценой
   В январе 1946 г. Анну Ахматову в Фонтанном Доме посетил англичанин, ученый-славист Исайя Берлин. Вот как он вспоминает об этой встрече:
   "Мы поднялись по неосвещенной лестнице на верхний этаж и оказались в комнате Ахматовой. Комната была обставлена очень скудно, по-видимому, многие вещи пришлось продать во время блокады. Из мебели были лишь небольшой стол, три или четыре кресла, деревянный сундук и диван. Над камином висел рисунок Модильяни. Величественная седая дама с накинутой на плечи белой шалью медленно поднялась, приветствуя нас.
   Это величие Анны Андреевны Ахматовой проявлялось в неторопливых жестах, благордной посадке головы, в красивых и слегка строгих чертах, а также в выражении глубокой печали. Я поклонился, что приличествовало ситуации. Мне казалось, что я благодарю королеву за честь быть принятым ею.
   Рассказ о трагедии ее жизни не сравним ни с чем, что я слышал до сих пор, и воспоминание о нем до сих пор живо и больно. Я спросил Ахматову, не собирается ли она написать автобиографический роман, на что та ответила, что сама ее поэзия, в особенности "Поэма без героя", является таковым".
   "При следующей нашей встрече в Оксфорде в 1965 году Ахматова в деталях описала кампанию властей, направленную против нее. (...)
   На следующий день после моего отъезда из Ленинграда... у лестницы, ведущей в квартиру Ахматовой, поставили часового, а в потолок ее комнаты вмонтировали микрофон - явно не для того, чтобы подслушивать, а чтобы вселить страх. Ахматова тогда поняла, что обречена, и хотя анафема из уст Жданова прозвучала месяцами позже, она приписывала ее тем же событиям. Она прибавила, что мы оба бессознательно, одним лишь фактом нашей встречи, положили начало холодной войне, оказав этим влияние на историю всего человечества. Ахматова была совершенно убеждена в этом".
                (На экране вновь Анна Ахматова)

   Голос за сценой
                Полно мне леденеть от страха,
                Лучше кликну Чакону Баха,
                А за ней войдет человек...
                Он не станет мне милым мужем,
                Но мы с ним такое заслужим,
                Что смутится Двадцатый Век.
                Я его приняла случайно
                За того, кто дарован тайной,
                С кем горчайшее суждено,
                Он ко мне во дворец Фонтанный
                Опоздает ночью туманной
                Новогоднее пить вино.
                И запомнит Крещенский вечер,
                Клен в окне, венчальные свечи
                И поэмы смертный полет...
                Но не первую ветвь сирени,
                Не кольцо, не сладость молений -
                Он погибель мне принесет.

   Мужской голос за сценой
   Из доклада Жданова.
   "Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии - поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее - это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Чувство обреченности - чувство, понятное для общественного сознания вымирающей группы, - мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой, - таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канувшего в вечность мира старой дворянской культуры, "добрых старых екатериненских времен". Не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой.
   Такова Ахматова с ее маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой".

   Женский голос за сценой
   Из дневника Любови Шапориной.
   "...Вчера вечером состоялось торжественное собрание писателей в Смольном под председательством Жданова. За ним на эстраду вышли Прокофьев, Саянов, Попков, все бледные, расстроенные: в Москве состоялось совещание при участии Сталина, рассматривали деятельность ленинградских писателей, журналов "Звезда" и "Ленинград", "на страницах которых печатались пошлые рассказы и романы Зощенко и салонно-аристократические стихи Ахматовой". Полились ведра помоев на того и на другого. Писатели выступали один подлее другого, каялись, били себя в грудь, обвиняли во всем Тихонова, оставил-де их без руководства. Постановили исключить из Союза писателей Анну Ахматову и Зощенко. Их, к счастью, в зале не было".

                Теперь меня позабудут,
                И книги сгниют в шкафу.
                Ахматовской звать не будут
                Ни улицу, ни строфу.

   В 1956 г., после ХХ съезда партии, из ссылки вернулся сын Анны Андреевны, Лев Николаевич Гумилев.
                Забудут? - вот чем удивили!
                Меня забывали не раз,
                Сто раз я лежала в могиле,
                Где, может я и сейчас.
                А Муза и глохла и слепла,
                В земле истлевала зерном,
                Чтоб после, как Феникс из пепла,
                В эфире восстать голубом.

                Из-под каких развалин говорю,
                Из-под какого я кричу обвала,
                Я снова все на свете раздарю
                И этого мне снова будет мало.
                Я притворюсь беззвучною зимой
                И вечные навек захлопну двери,
                И все-таки узнают голос мой,
                И все-таки ему опять поверят.

   "Я была в великой славе, испытала величайшее бесславие - и убедилась, что, в сущности, это одно и то же".
                Не с лирою влюбленного
                Иду пленять народ -
                Трещотка прокаженного
                В моей руке поет.
                Успеете наахаться,
                И воя, и кляня.
                Я научу шарахаться
                Всех "смелых" - от меня.
                Я не искала прибыли
                И славы не ждала,
                Я под крылом у гибели
                Все тридцать лет жила.
                (На экране портрет Б. Пастернака)

   Мужской голос за сценой
   После выхода в свет романа "Доктор Живаго" Борису Пастернаку в 1958 г. была присуждена Нобелевская премия.
   Советская пропаганда использовала это как повод для травли талантливого писателя. Уже через два дня "Литературная газета" писала, что Пастернак "согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды".
   В "Правде" появилась статья Заславского "Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка".
   Из речи Семичастного, одобренной Хрущевым:
   "Иногда мы... совершенно незаслуженно говорим о свинье, что он такая - сякая и проч(ее). Я должен вам сказать, что это наветы на свинью. Свинья (...) никогда не гадит там, где кушает...
   Поэтому, если сравнивать Пастернака со свиньей, то свинья никогда не сделает того, что он сделал. (Аплодисменты)"
   Пастернак был исключен из Союза писателей СССР.
   По принципу "Не читал, но осуждаю!" (позднее сам Хрущев признался, что не читал романа) травля писателя приняла массовый характер. На многочисленных "митингах трудящихся" зачитывались письма с требованием лишить Пастернака советского гражданства и выслать из страны. В конце концов он не выдержал и отказался от Нобелевской премии.
   В письме на имя Хрущева Борис Пастернак писал:
   "Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой".
   Здоровье писателя было сильно подорвано. Через два года он умер.
               
   Женский голос за сценой
                Умолк вчера неповторимый голос,
                И нас покинул собеседник рощ.
                Он превратился в жизнь дающий колос
                Или в тончайший, им воспетый дождь.
                И все цветы, что только есть на свете,
                Навстречу этой смерти расцвели.
                Но сразу стало тихо на планете,
                Носящей имя скромное... Земли.
                (Экран гаснет)

   В 1962 г. Ахматова закончила "Поэму без героя", которую писала
22 года.
                (Свет снова освещает А. Ахматову)

   Ахматова
   "Первый раз она пришла ко мне в Фонтанный Дом в ночь на 27 декабря 1940 г., прислав как вестника еще осенью один небольшой отрывок ("Ты в Россию пришла ниоткуда...").
   Я не звала ее. Я даже не ждала ее в тот холодный и темный день моей последней ленинградской зимы.
   Ее появлению предшествовало несколько мелких и незначительных фактов, которые я не решаюсь назвать событиями.
   В ту ночь я написала два куска первой части ("1913") и "Посвящение".  В начале января я почти неожиданно для себя написала "Решку", а в Ташкенте (в два приема) - "Эпилог", ставший третью частью поэмы, и сделала несколько существенных вставок в обе первые части.
   Я посвящаю эту поэму памяти ее первых слушателей - моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады.
   Их голоса я слышу и вспоминаю их, когда читаю поэму вслух, и этот тайный хор стал для меня навсегда оправданием этой вещи".

                Ты ли, Путаница-Психея,
                Черно-белым веером вея,
                Наклоняешься надо мной,
                Хочешь мне сказать по секрету,
                Что уже миновала Лету
                И иною дышишь весной.
                Не диктуй мне, сама я слышу:
                Теплый ливень уперся в крышу,
                Шепоточек слышу в плюще.
                Кто-то маленький жить собрался,
                Зеленел, пушился, старался
                Завтра в новом блеснуть плаще.
                Сплю -
                она одна надо мною, -
                Ту, что люди зовут весною,
                Одиночеством я зову.
                Сплю -
                мне снится молодость наша,
                Та,    е г о  миновавшая чаша;
                Я ее тебе наяву,
                Если хочешь, отдам на память,
                Словно в глине чистое пламя
                Иль подснежник в могильном рву.
                (На экране А. Ахматова)

   Голос за сценой
                Я зажгла заветные свечи,
                Чтобы этот светился вечер,
                И с тобою, ко мне не пришедшим,
                Сорок первый встречаю год.
                Но...
                Господняя сила с нами!
                В хрустале утонуло пламя,
                "И вино, как отрава жжет".
                Это всплески жесткой беседы,
                Когда все воскресают бреды,
                А часы все еще не бьют...
                Нету меры моей тревоге,
                Я сама, как тень на пороге,
                Стерегу последний уют.

                Но мне страшно: войду сама я,
                Кружевную шаль не снимая,
                Улыбнусь всем и замолчу.
                С той, какою была когда-то
                В ожерелье черных агатов
                До долины Иосафата,
                Снова встретиться не хочу...
                Не последние ль близки сроки?..
                Я забыла ваши уроки,
                Краснобаи и лжепророки! -
                Но меня не забыли вы.
                Как в прошедшем грядущее зреет,
                Так в грядущем прошлое тлеет -
                Страшный праздник мертвой листвы.

                Как копытца, топочут сапожки,
                Как бубенчик, звенят сережки,
                В бледных локонах злые рожки,
                Окаянной пляской пьяна, -
                Словно с вазы чернофигурной
                Прибежала к волне лазурной
                Так парадно обнажена.
                А за ней в шинели и каске
                Ты, вошедший сюда без маски,
                Ты, Иванушка древней сказки,
                Что тебя сегодня томит?
                Сколько горечи в каждом слове,
                Сколько мрака в твоей любови,
                И зачем эта струйка крови
                Бередит лепесток ланит?

                Ты в Россию пришла ниоткуда,
                О мое белокурое чудо,
                Коломбина десятых годов!
                Что глядишь ты так смутно и зорко,
                Петербургская кукла, актерка,
                Ты - один из моих двойников.
                К прочим титулам надо и этот
                Приписать. О подруга поэтов,
                Я наследница славы твоей.
                Здесь под музыку дивного мэтра,
                Ленинградского дикого ветра
                И в тени заповедного кедра
                Вижу танец придворных костей.

                А теперь бы домой скорее
                Камероновой Галереей
                В ледяной таинственный сад,
                Где безмолвствуют водопады,
                Где все девять мне будут рады,
                Как бывал ты когда-то рад.
                Там за островом, там за садом
                Разве мы не встретимся взглядом
                Наших прежних ясных очей,
                Разве ты мне не скажешь снова
                Победившее смерть слово
                И разгадку жизни моей?

                ...И дождался он. Стройная маска
                На обратном "Пути из Дамаска"
                Возвратилась домой... не одна!
                Кто-то с ней "б е з  л и ц а  и  н а з в а н ь я"...
                Недвусмысленное расставанье
                Сквозь косое пламя костра
                Он увидел - рухнули зданья.
                И в ответ обрывок рыданья:
                "Ты - Голубка, солнце, сестра! -
                Я оставлю тебя живою,
                Но ты будешь м о е й вдовою,
                А теперь...
                Прощаться пора!"

                Это я - твоя старая совесть
                Разыскала сожженную повесть
                И на край подоконника
                В доме покойника
                Положила -
                и на цыпочках ушла...
                (Свет вновь освещает А. Ахматову)

   Ахматова выходит на авансцену
                Ты спроси у моих современниц,
                Каторжанок, стопятниц, пленниц,
                И тебе порасскажем мы,
                Как в беспамятном жили страхе,
                Как растили детей для плахи,
                Для застенка и для тюрьмы.

                Посинелые стиснув губы,
                Обезумевшие Гекубы
                И Кассандры из Чухломы
                Загремим мы безмолвным хором,
                Мы - увенчанные позором:
                "По ту сторону ада мы".

                Сзади, из темноты, на авансцену выходят женщины
                и молча приближаются к Ахматовой.