Глава 2. Методы современной габитологии

Сергей Комяков
Глава 2. Методы современной габитологии

2.1. Правила описания внешности человека по методу словесного портрета

Описание внешности по правилам словесного портрета позволяет криминалистам  детально зафиксировать черты внешности и достаточно  точно их охарактеризовать. Важно и то, что данная методика позволяет передать описание внешности правонарушителя или преступника по телефону, телеграфу, практически на любое расстояние. Такая методика наиболее эффективная была при низкой насыщенности подразделений МВД фото-видеотехникой.   
Словесный потрет — это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.
Правила описания по методу словесного портрета базируются на взаимосвязанных принципах системности и полноты. Принцип системности определяет последовательность (очередность) описания. Принцип полноты предусматривает подробную характеристику.
Словесный портрет производиться по следующим правилам:
1) описание внешности должно осуществляться посредством специальной терминологии, позволяющей избежать неточностей, недоразумений и ошибок, возникающих при использовании неясных и неопределенных определений и наименований признаков;
2) фиксация и определение признаков внешности производиться при «нормальном», «естественном», заранее обусловленной позе тела человека;
3) описание производиться последовательно и методично от общего к частному, то есть, криминалист вначале характеризуется внешность человека в целом, а уже потом отдельные части и признаки внешности человека;
4) криминалистическое описание частных признаков внешности и элементов внешности человека составляется о головы к ногам человека: сверху вниз;
5) все элементы внешности человека характеризуются криминалистом  в положении анфас и в положении в профиль;
6) сопутствующие элементы внешности человека(одежда, обувь, головные уборы, мелкие носильные вещи, украшения, часы телефоны) характеризуют по их общим и наиболее броским индивидуальным признакам;
7) в облике человека выделяют, фиксируют и составляют описание особенностей которые резко отличаются по виду от общераспространенных и могут служить четким идентификационными признаками .
При составлении словесного портрета необходимо строго следовать стандартным формализировнным процедурам. Это вытекает из того, что описание должно быть понятно все сотрудникам правоохранительных органов и волонтеров, а это возможно только при четком соблюдении общегосударственной стандартизации словесного описания.
При описании формы используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).
Описание начинается с характеристики линии лба разыскиваемого человека  (Рис. 2.1.)

 

Рис. 2.1.
Описание положения лба в словесном портрете
Положение лба: а — вертикальный, б — выступающий, в — скощенный назад.

Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д.
В рамках словесного портрета используется две системы градации признаков: трех, пяти и семичленная. Используя их необходимо следовать кк принципу подробности описания, так и четкости и не загромождать словесное описание излишними подробностями, если их можно избежать.
Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый.
При семичленной градации добавляют: «выше среднего», «ниже среднего». Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: «средний-малый», «большой-средний» .
Важнейшим элементом в словесном описании выступают брови. Они подчеркивают глава, на них свидетели часто обращают особое внимание. Другая особенность связана с тем, что брови очерчивают и подчеркивают размер глаз, их цвет, начав построение словесного портрета с бровей можно активизировать воспоминание свидетелей, которые могут постепенно вспомнить иные внешние признаки человека на которого составляется словесный портрет.   
Так, брови характеризуются по их размерам бровей (Рис. 2.2.)

 

Рис.  2.2.
Описания длинны бровей в словесном портрете 
 Размер (длина) бровей: а — средние, б — длинные, в — короткие.

Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).
Размер (ширина) бровей: а — средние, б — широкие, в — узкие,
г — расширяющиеся к вискам, д — сужающиеся к вискам (Рис. 2.3.)
.
Рис.  2.3.
Описания ширины бровей в словесном портрете 

Для определения особенностей лица важно расстояние между бровями (Рис. 2.4).
 
                Рис.  2.4.
Описания расстояния между бровями бровей в словесном портрете 
Расстояние между бровями: а — малое,    б — большое.
Так же необходимо охарактеризовать  положения  бровей в словесном портрете. Описания положения  бровей в словесном портрете 
Положение бровей относительно горизонтали: а — горизонтальное, б — косовнутреннее, в — косонаружное.
  (Рис.  2.5.)
 
Рис.  2.5.
Описания контура бровей в словесном портрете 
Форма (контур) бровей: а — прямые, б — дугообразные, в — извилистые, г — ломаные, д — треугольные (Рис.  2.6).
 
                Рис.  2.6.
Описания контура бровей в словесном портрете 
Форма (контур) бровей: а — прямые, б — дугообразные, в — извилистые, г — ломаные, д — треугольные.

Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль). При этом голова должна находиться в «нормальном» положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т. н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках) (Рис. 2.7) .
 
                Рис.  2.7.
Элементы и признаки лица в словесном портрете 

 Элементы и признаки лица в фас:1а. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж — антропометрические точки лица (верхнелобная, глабелла, верхненосовая, зрачковые, подносовая, подбородочная, нижнечелюстные).

После описания лица наступает этап описания анатомических признаков человека.
Пол: мужской, женский.
Возраст. Устанавливается:, а) по документам, если они не вызывают сомнений; б) «на вид» (с указанием этого обстоятельства и в некоторых пределах: на вид 25—30 лет, на вид 50—60 лет и т. п.); в) по данным медицинского освидетельствования или судебно-медицинской экспертизы .
Национальность (тип лица). При отсутствии документов и иных достоверных сведений, подтверждающих национальность человека, допустимо определение типа лица. Это может быть антропологический тип внешности, характерный для определенной расы (европеоидный, монголоидный, негроидный и т. п.) или сравнительное определение типа применительно к нашей стране: европейский тип, кавказский, среднеазиатский, монгольский и др .
Описание фигуры в целом выступает важнейшим элементом словесного портрета.
Рост определяют чаще всего по трехчленной градации: низкий (для мужчин до 160 см), средний (для мужчин от 160 см до 170 см) и высокий (для мужчин более 170 см. Допустима характеристика: очень низкий, очень высокий. Если имеются или могут быть получены данные антропометрических измерений (медицинская карта и др.), то рост указывают в абсолютных величинах.
Телосложение характеризуется в зависимости от развития костно-мышечной системы и степени жировых отложений. Различают телосложение: слабое, очень слабое, среднее, коренастое, атлетическое. По степени упитанности человек может характеризоваться следующими признаками: худой, худощавый, средней упитанности, полный (особенности — очень худой, очень полный — «тучный»).
Описание функциональных признаков.
Осанка — привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).
Походка — совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы .
Жестикуляция — комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).
Мимика — движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).
Речь — применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент, особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи (слова паразиты: «вот», «понимаете», «значит» и т. п.) .
В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).
Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потирание ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с Ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).
Описание сопутствующих элементов и их признаков
Это описание относится к одежде, обуви, головным уборам и предметам, которые. обычно человек имеет при себе (очки, кольцо, цепочки, кулон и т. п.) В отношении одежды отмечают ее наименование (куртка, плащ, пиджак и т. д.), вид (гражданская, спортивная, военная, форменная и т. п.), фасон и покрой (однобортный пиджак, пальто-реглан, шапка-ушанка и т. п.), цвет, рисунок, материал, состояние одежды, эксплуатационные признаки. Подобным образом описывают и иные сопутствующие предметы.
Субъективными являются представления (психофизиологические отображения) о внешности искомого лица в памяти человека («№мысленный образ»). Этот мысленный образ может быть зафиксирован в форме описания (в протоколе допроса, в ориентировке, рапорте, донесении и т. п.), а также путем передачи изображений, несущих в себе значительный элемент субъективизма (рисованные, композиционные портреты) .
К объективным источникам относятся фотоснимки, кинокадры, видеозапись, рентгенограммы.
Объективными источниками являются и отображения элементов человека (слепок с лица трупа, слепок следа босой ноги, отпечатки пальцев и т. п.), а также костные останки, череп. Объективным может быть признано и, описание по методу словесного портрета, составленное по всем правилам в условиях непосредственного целенаправленного восприятия фиксируемого лица .
Оценка информации из субъективных источников требует особого подхода. Формирование мысленного образа искомого лица в памяти человека — это сложный психофизиологический процесс. Он складывается из нескольких этапов, каждый из которых способен повлиять на достоверность информации. Основными из этих этапов являются: восприятие, запоминание, воспроизведение.
Восприятие внешнего облика может быть длительным, неоднократным, в том числе и при благоприятных условиях, способствующих запоминанию (совместные учеба, работа, проживание и т. п.), либо кратковременным, когда совершалось преступление. На восприятие могут оказывать влияние как объективные факторы (расстояние до запоминаемого лица, характер и степень освещения объекта, длительность восприятия), так и субъективные (пол, возраст, профессия запоминающего, его наблюдательность, целенаправленность восприятия и др.) .
 Бывает так, что свидетель в какой-то момент даже не осознает того, что является очевидцем преступления и не обращает должного внимания на преступника. В ходе собеседования или допроса лица (свидетеля, потерпевшего), показания которого предполагается использовать для составления описания разыскиваемого, обязательно выявляются и учитываются условия восприятия, свойства памяти допрашиваемого и оценивается его способность к воспроизведению запомненных признаков.
Рассказ допрашиваемого (опрашиваемого) должен быть свободным. Не следует применять при его допросе терминов словесного портрета, так как они ему неизвестны и могут дезориентировать. Если же изложить его показания в протоколе с использованием этих терминов, то ему придется подписываться под сведениями, которых он не понимает .




2.2. Основы фотопортретной идентификационной экспертизы

Широко применяется в криминалистике фиксация внешности человека методами фотографирование. Распространение мобильной и портативной техники, а так же развитее системы беспроводного Интернета дает все более широкие возможности для развития фотографирования.
 Специально  разработанной и предназначенной для получения максимально точного и полного изображения человека выступает  фотосъемка, называющаяся сигналетической (сигналетик»  французское слово означающее  приметозапечатлевание). Такой метод съемки осуществляется с соблюдением установленных правил, среди которых можно отметить следующие положения: обязательное фотографирование лица в анфас и правый профиль при нормальном положении головы человека: при съемке анфас – нижние края глазниц и козелки ушных раковин и оптическая ось объектива фотоаппарата должны располагаться в одной плоскости; при съемке в профиль – голова должна располагаться так, чтобы воображаемая прямая линия, проходящая через угол правого глаза и козелок составила угол в 15 градусов с горизонтальной прямой линией, проходящей через козелок и нижний край глазницы .
При наличии у человека особенно важных примет лица, которые не отображаются при стандартной съемке в анфас и правый профиль, криминалистом производится фотосъемка в любом ином положении, которое должно обеспечить фиксацию особо важных примет. Как правило приходится фотографировать голову в левый профиль. Дополнительно, могут быть произведены снимки тела во весь рост.
К главным требованиям сигналетической фотосъемки так же относится соблюдение  необходимого масштаба получаемого в результате фотосъемке изображения – 1/7 натуральной величины тела на погрудном снимке и 1/19 величины тела при съемке во весь рост. Такое фотоизображение считается наименьшим по размерам, отвечающим требованиям четкости, а так же удобства для изучения лица по конкретному фотоснимку. В криминологической практике для получения изображения в обозначенном масштабе при печатании с негатива приходилось  добиваться расположения зрачков глаз на расстоянии 1 сантиметр друг от друга в реальности расстояние между зрачками 65 – 70 мм) .
Освещение при фотосъемке должно полностью выявлять признаки внешности человека, в том числе родинки, мелкие морщины, пигментные пятна, бугорки и т.д. Для качественного показательного фотографирования  необходимо располагать источник света под углом 40 – 45 градусов к плоскости фотографируемого лица и немного сверху; для избежание глубоких теней на противоположной стороне лица применяется отражающий экран.
 При использовании естественного освещения от окна фотоаппарат и фотографируемого необходимо размещать на одной линии, расположенной под углом в 40 – 45 градусов к стене с окном, фотокамера при этом находится несколько ближе к окну. Фотографируемый человек должен быть без парика, головного убора, волосы, а так же детали одежды должны не закрывать существенных элементов лица,  ушных раковин и лба. Взгляд фотографируемого должен быть направлен в объектив или перед собой .
В практике судебно следственных органов часто возникает надобность идентификации неопознанного трупа. При этом используются методы габитологии .   
На месте обнаружения неопознанного трупа  проводится панорамная, обзорная, детальная и узловая  фотосъемка, кино- видеосъемка.
Уже на месте обнаружения трупа дается писание одежды, головного убора, обуви трупа с установлением  их размера и отличительных признаков, производиться определение возраста тела, детальное исследование и описание зубного аппарата, установление характерных индивидуальных особенностей (шрамы, рубцы, татуировки, родимые и пигментные пятна и т.п.),  описание внешности по методу словесного портрета, изготовление опознавательных фотоснимков, а так же слепков посмертных масок.
Особенностью габитологических методик при манипуляциях с трупом выступает то, что происходит фиксация двух типов положения трупа: в том состоянии в котором труп найден и первоначально освидетельствован и в «нормальном» состоянии, после выполнения определенных манипуляций над телом. Чтобы получить качественные опознавательные данные необходимо придать телу покойного возможно более естественные черты, которые он имел при жизни. Для этого открытые кожные покровы протираются тряпкой с нейтральным моющим средством, телу придается «естественное» положение спящего человека, одежда и обувь приводятся в максимально «естественное» состояние. После этого происходит второй этап фото и видеосъемки, которая  осуществляется на  выше описанных принципах .   
Важно учитывать и то, что для идентификации личности погибшего одинаково важны оба этапа  габитологических мероприятий.
С неопознанных трупов изготавливается три «погрудных» снимка: анфас, правый и левый профили. Объем содержащейся в трех снимках объективной информации о внешности, а так же отдельные признаки которой могут претерпеть с момента смерти, в результате некроза,  существенные изменения, поэтому они не всегда могут удовлетворить требованиям установления личности в случаях экспертного исследования и опознания.
При съемке неизвестных погибших лиц нужно:
1) провести узловую фотосъемку (в рост)
- анфас (в одежде, головном уборе, очках и т.д.)
- анфас (спереди) без одежды; до и после «туалета»
- правый профиль
2) портретную фотосъемку (погрудную)
- анфас;
- левый профиль;
- правый профиль; до и после «туалета»
- ; левого поворота;
- ; правого поворота;
3) детальную фотосъемку:
-  отдельную фотоснимки шрамов, рубцов;
- отдельные показательные фотоснимки татуировок;
- показательные цветные фотоснимки волос, радужин глаз и других цветовых характеристик внешности .
Замерзший труп необходимо поместить в помещение и дать ему постепенно оттаять при постоянной (комнатной) температуре, при этом нельзя использовать тела для обогревания и отогревания трупа: теплую или горячую воду, различных грелок, теплопушек, инфракрасных ламп,  химических грелок и т.д. воздействие которых может изменить цвет и фактуру кожных покровов трупа.
Выпавшие волосы и брови перед фотосъемкой обозначаются химическим или татуажным карандашом пунктиром по линии  роста волос на мягких тканях. В случае обнаружении рядом с трупом, на нем парика, головного убора, очков, слухового аппарата, гарнитуры мобильных устройств съемку тела нужно провести как с ними, так и без них. Если труп обнаружен без одежды, то его фотографируют  покрыв тело тканью неброской, нейтральной расцветки .
При опознавательной съемки трупа необходимо придать ему положение, подобное прижизненному состоянию, по возможности  сидячее. Для такой съемки голову трупа можно фиксировать к спинке стула специальной пленкой, жгутом нейтрального цвета либо металлическим фиксатором. Так же голову трупа в необходимом положении может держать помощник криминалиста, фиксируя ее сзади руками через ткань, применяемую в качестве фона. Положение головы анфас, в профиль и в три четверти поворота должно быть таким, при котором условная горизонтальная линия проходит через верхний край наружного слухового отверстия ушной раковины и по нижнему краю глазницы (орбиты), а вертикальная – через середину лба, спинку носа и подбородок (при положении анфас). Фотоаппарат устанавливается на уровне глаз фотографируемого.
В случае если труп невозможно посадить, его фотографируют лежа, а под голову трупа подкладывается валик. При высокой степени трупного окоченения, ее необходимое положение достигается общим поворотом всего трупа .
Для установления размеров трупа и его частей масштабную линейку необходимо помещать над головой, на уровне лица.
Особенно важными в розыскном плане являются татуировки. Перед их фотографированием поверхность кожи с  татуировкой следует разровнять, при необходимости целесообразно применять светофильтры, а так же использовать контрастную фотосъемку.
Если нет объективных данных внешности, т.е. самого живого человека или его трупа, то используются различные портреты. 
Длительное время самым распространенными были рисовые портреты подозреваемого или разыскиваемого лица.
Сложность данного метода в том, что для изготовления рисованных портретов необходимо приглашать художника-профессионала, который знаком со словесным описанием. Изготовление такого портрета начинается с того, что очевидец правонарушение или преступления описывает внешность человека словесно, потом указывает на рисунки элементов лица, совпадающие по его субъективному мнению с элементами внешности разыскиваемого человека, показывает внешние признаки собственными рисунками, жестами, показывает на похожие лица, черты лиц и т.д. Художник, основываясь на этом рассказе и пользуясь этими данными, создает первоначальный эскиз, в этот эскиз очевидец вносит необходимые коррективы .
Криминологическая практика показывает, что наиболее качественны, эффективны с точки зрения правоохранительной деятельности штриховые, лишенные изобилия деталей изображения.
С 1950-х годов все большую роль играют  композиционные портреты, так называемые фотороботы. В основе этой методики набор статистических картинок черт лица, которые в порядке очередности предъявляются свидетелям. Эти картинки идентичны тем, что рассмотрены нами в  рамках методики словесного портрета. По мере того как свидетели опознают отдельные черты лица формируется внешность подозреваемого.
В завершенном виде фотокомпозиционные портреты представляют собой лицо человека в анфас, они выглядят как несколько схематические, но обычные фотографии, такие фотороботы успешно применяться для розыска подозреваемых и установления лиц .
Плюс данной технологии в том, что она наглядна, мене сложна чем словесный портрет, доступна для создания сотрудниками с невысоким уровнем квалификации. Одновременно она дает возможность делать несколько портретов со слов различных свидетелей и сличать их, что снижает вероятность ошибок . 
Изготовление посмертной маски осуществляется в два этапа: сначала получают промежуточную негативную форму, а с нее - позитив. До начала отливки производится туалет лица трупа, затем на лицо спереди накладывается лист картона с отверстием по форме лица. Края отверстия должны плотно прилегать к поверхности шеи, к заушным и теменным областям головы. Волосы умершего покрываются мыльной пеной, лицо смазывается вазелином; отверстия носа, ушей, пространство за ушными раковинами закладывается ватными тампонами. Все лицо, за исключением глаз, покрывается гипсовой массой консистенции жидкой сметаны. Заливка проводится со лба тонким слоем гипса, постепенно доводимого до двух-трех сантиметров .
 Затвердевшая форма осторожно снимается усилием, направленным от лобной к подбородочной части лица. Для изготовления позитива внутренняя поверхность формы очищается от посторонних частиц, обильно покрывается мыльной пеной и заливается слоем гипса толщиной в полтора сантиметра, при этом отверстия глаз в форме во избежание утечки гипса закладываются пластилином, для прочности маски в гипс при заливке помещаются отрезки мягкой медной или алюминиевой проволоки. После затвердения гипса форму осторожно скалывают при помощи долота. Неровности и детали разреза глаз могут быть исправлены шпателем.
Иногда в целях установления личности по непознанным скелетированным останкам  может проводиться особая пластическая реконструкция черт лица по черепу. Такая реконструкция сложная и длительная габитологическая процедура, доступная незначительному числу криминалистов. Впервые метод был предложен советским антропологом М.М.Герасимовым, который на основе  статистического анализа лиц трупов установил толщину мягких тканей над костями черепа. В рамках такой реконструкции делается гипсовый слепок с черепа, потом на черепе устанавливаются маркеры толщины мягких тканей который потом моделируются пластилином, гипсом, пластиками, специальными пастами, фактурными пластиками  и т.д. После этого с подготовленного образца делается фактурная отливка, а потом формируется скульптурный портрет. Такой портрет бывает очень информативен для свидетелей, но для опознания необходимо представить варианты с различными типами париков, похожим цветом лица и т.д .
В настоящее время существует компьютерная методика подобной реконструкции. Сначала череп сканируется и создается трехмерная компьютерная модель черепа, а потом лицо реконструируется в рамках компьютерной программы.    

2.3. Особенности использования информации о внешнем облике человека в криминологии

Описания внешности скрывшихся правонарушителей и преступников, их композиционные и другие портреты нужно широко использовать в следственных и розыскных мероприятиях,  наблюдении, задержании, разоблачении подозреваемых, а так же доказательств в  судебном процессе.
Свидетели правонарушения, преступления позволяют составить словесное описание подозреваемого, его рисованный или композитный портрет. На основе этого портрета организуется розыск подозреваемых лиц.
Не менее важна габитология при идентификации неизвестных лиц, потерявших помаять, неопознанных трупов,  скелетированных останков. Используя как субъективные, так и объективные данные составляется словесное описание , создается композитный, рисованный портрет, снимается посмертная маска, делается скульптурный портрет.    
С использованием в правоохранительной деятельности методики «словесного портрета» составляются специальные розыскные ориентировки, в которых криминалистами  подробно, но по возможности сжато и кратко описываются отмеченные признаки внешности разыскиваемого подозреваемого,  даются характеристики особых примет разыскиваемого. Такая установка позволяет сотрудникам правоохранительных органов осуществляющим розыск подозреваемых, создать и удержать в своей памяти мысленный образ разыскиваемого человека .
При составлении розыскных ориентировок необходимо по возможности избегать указаний на те средние характеристики разыскиваемого, важно тщательно редактировать окончательный текст ориентировки.
При необходимости ориентировку снабжают  рисованными, композиционными,  фотопортретами разыскиваемого. Основными формами применения субъективных словесных портретов в раскрытии преступлений выступают:
- ознакомление с субъективными словесными портретами личного состава правоохранительных органов, а так же  привлекаемых к розыску волонтеров, дружинников, внештатных сотрудников полиции;
- рассылка ориентировок, субъективных словесных портретов, ориентировок  и справок в органы внутренних дел;
- демонстрация субъективных словесных портретов и фотороботов ставленых на их основе по региональному телевидению;
- размещение субъективных словесных портретов в печатных изданиях, листовках, на информационных стендах «Их разыскивает полиция»;
- сопоставление субъективных словесных портретов с группой подотчетных лиц и лицами, состоящими под гласным полицейским надзором, с целью очерчивания круга возможных подозреваемых;
- сопоставление субъективных словесных портретов с фотографиями из оперативных альбомов, региональной, ведомственной и общефедеральной баз данных;
- сопоставление субъективных словесных портретов с картотекой уже изготовленных субъективных словесных портретов, фотороботах,  региональной, ведомственной и общефедеральной базой данных по нераскрытым преступлениям .
При регистрации и освидетельствовании лиц, содержащихся под стражей, необходимо учитывать то, что признаки внешности описываются подробно согласно правилам словесного портрета. Описание внешности, наряду с опознавательными фотоснимками и подготовленными фотороботами, является существенным приложением к алфавитному учету личностей, совершивших преступление и может быть использовано в розыскных мероприятиях в случаях побега осужденных преступников из мест лишения свободы, а так же  при совершении ими новых преступлений .
Основными принципами использования в деятельности правоохранительных органов признаков внешности при розыске скрывшихся правонарушителей и преступников являются:
- принцип оперативности, быстроты включения данных о внешности и приметах  преступника в поисковую деятельность оперативных сотрудников. Это требование системно вытекает из принципа  оперативности расследования преступления и вызвано, кроме всего прочего, возможностью использования скрывшимся преступником различных способов изменения своей внешности, возможностью стремительного исчезновения искомого подозреваемого из населенного пункта где было совершено преступление, принятия преступником иных мер противодействия розыску и расследованию.
- принцип постепенного расширения радиуса поиска преступника с помощью признаков внешности.
Данный принцип требует  территориальное расширение круга поиска и постепенное увеличение числа лиц, которым сотрудниками правоохранительных органов предъявляется для опознания «словесный портрет», рисованный портрет, композиционный,  иной портрет или фоторобот интересующего следствие личности;
- принцип энергичного и активного привлечения общественности к розыску скрывшегося преступника. В розыске необходимо использовать все возможные формы привлечения общественности - внештатных сотрудников полиции, волонтеров, обращения к общественности через систему средства массовой информации кк печатной, так и радиотелевизионной и электронной .
Таким образом, методы габитологии активно используются при опознании преступников, подозреваемых, неопознанных лиц и трупов, позволяя идентифицировать личность.