76 лет Победы. Девушка за ведро меда

Тамара Залесская
      В большой семье белорусского крестьянина Василия Залесского было шесть дочерей. Конечно, отцу хотелось иметь сына, наследника, но рождались только девочки. Их воспитывали в строгости и послушании, как принято в трудолюбивой крестьянской семье. Родители работали в колхозе, отец держал пчёл, лошадь и корову, мать шила на всю семью, сестрам тоже хватало работы.

      К началу войны три дочери были замужем. Маргарита – за военным, Анна и Валентина – за местными парнями. А потом их мужья ушли на фронт. Муж Валентины погиб, а другие выжили и вернулись.

      Маргарите, жене военного, ответственной комсомолке, умевшей управляться с лошадьми, в первые дни войны поручили отвезти к поезду семью городского начальника. Железную дорогу бомбили, пришлось ехать дальше, а потом стало ясно, что возвращаться уже некуда. Так моя будущая свекровь, в летнем платье, без вещей, оказалась в эвакуации.
 
      В Оренбургской области она поступила в армейскую тыловую часть и выучилась на шофёра. Работала наравне с мужчинами, преодолевая трудности, непогоду и мороз. Она была решительной, выносливой, крепкой, однако это не спасло её от менингоэнцифалита. Болела она долго и тяжело, была парализована, не могла говорить, однако молодой организм каким-то чудом выкарабкался из этого кошмара.

      Её муж в это время воевал, был ранен, контужен, и всю жизнь прожил с осколками, которые не смогли удалить в полевом госпитале. Последствия ранений – головокружения и боли – сопровождали его постоянно.



      Родители и сёстры Маргариты во время войны оставались в оккупированной немцами Белоруссии. В статье «Витебское подполье 1941-1944 г.г.» написано:

      «Семья Залесских в д. Зароново выполняла различные оперативные поручения, а их дом служил почтовым ящиком».*

      Сёстры Анна, Нина, Валентина, Раиса и Тамара распространяли листовки, собирали необходимую информацию для разведгруппы Анатолия Ижокина – о положении в тылу, передвижении эшелонов противника, строительстве укреплений. Старшая сестра Анна, отважная, жизнелюбивая женщина, несмотря на опасность, активно помогала подпольщикам и партизанам. Она установила связь с подпольной группой Анатолия Сизова в райцентре Городок. При подготовки операции по ликвидации полицаев группу выдал «свой человек». Почти все члены подпольной группы во главе с руководителем и две сестры, Анна и Тамара оказались в гестапо**.
 
      После допросов и пыток двенадцать подпольщиков были расстреляны 28 апреля 1942 года на Ходуловской горе, у деревни Новобелецк. В их числе была и Анна. Двое маленьких детей остались без матери, на попечении бабушки. Их отец воевал.

      Прямых улик против Тамары не было, и гестаповцы старались выбить от неё признание, меняя способы пыток. Но ни слова о подполье, об Анне, о разведгруппе юная девушка не сказала. Через месяц её решили отправить в Германию.
 
      Отец упросил старосту деревни заступиться за несовершеннолетнюю дочь, и её отпустили из тюрьмы под ответственность старосты на два дня, чтобы она взяла одежду перед отправкой. За помощь староста получил ведро мёда, а на следующий день переодетые в немецкую форму разведчики «арестовали» Тамару и вывезли из деревни. Просто так убежать было нельзя – это подвергло бы родителей и сестёр смертельной опасности.

      Девушка стала разведчицей разведотдела штаба Калининского фронта, информатором партизанской бригады «Неуловимые». В дождь и снег она бесстрашно ездила верхом на лошади туда, где мужчинам появляться было опасно. 

      Сестры Нина и Рая продолжали действовать по заданию руководителя партийного подполья Василия Зимянина. Под его руководством работал и член подпольной группы бургомистр Исидор Шпаков, спасший десятки людей от угона в рабство. Но 23 сентября 1943 года по доносу паспортистки Нина Залесская и Исидор Шпаков были арестованы и после страшных пыток расстреляны в Орше.
 
      Раиса, Валентина и Тамара приняли эстафету от погибших сестёр. Они распространяли советские листовки, передавали донесения своему командиру Анатолию Ижокину. Тамара снабжала партизанскую разведку новейшими разведданными о движении вражеских эшелонов, давала адреса надёжных проводников к местам диверсий.

      В отряде Тамара встретила свою любовь. На красивую девушку обратил внимание молодой командир, и она ответила ему взаимностью. Надо сказать, это было ещё одним везением: не так-то просто юной женщине находиться среди мужчин, если у неё нет надёжного защитника. В начале 1944 года она была тяжело контужена и доставлена на Большую землю. Впоследствии Тамара получила инвалидность.

      Одну из сестёр Залесских, Раису, должны были угнать в Германию. Когда пленников уже везли на машине, девушка смогла выпрыгнуть на лесной дороге и спрятаться. Падая, она сильно ушиблась, но была рада освобождению. Вскоре после войны Рая умерла от тяжёлой болезни.

      Вот такую дань заплатила крестьянская семья войне… Как родители смогли перенести гибель своих детей, как они переживали за других дочерей, которым пришлось столько вытерпеть в жизни? И сколько таких трагедий было на нашей земле...



      Из шести дочерей осталось трое: Валентина, Маргарита и Тамара. Они жили со своими семьями в Витебске, однако всегда заботились о родителях, оставшихся в деревне. Тамара занималась активной общественной работой, участвовала в ветеранской организации, поддерживала связь с соратниками по борьбе. Сёстры по характеру были разными, но дружили и помогали «один одному», как говорила моя свекровь. Она намного пережила сестёр и очень скучала по ним.

      Отец моего мужа, Андрей Дмитриевич Залесский, подполковник в отставке, был удивительно бескорыстным, честным человек, настоящим комунистом. Он стойко переносил последствия ранений, жизненные невзгоды и явную несправедливость городского начальства по отношению к нему, участнику войны. Однокомнатную квартиру для семьи из трёх человек ветеран получил, когда ему было 56 лет.

      Инсульт, случившийся после похорон младшей, Тамары, подкосил здоровье Маргариты Васильевны, но она прожила у нас ещё восемь лет. В последние годы время от времени собиралась ехать домой – «хоронить расстрелянных». Очевидно, она вспоминала прежние перезахоронения останков в деревне Зароново, которые производились, начиная с 1950-х годов. Эти мрачные планы приводили нас в замешательство, но разубеждать её было бесполезно, и мы ждали, пока страшная тема забудется, как и многое другое...

      Маргарита часто вспоминала своё деревенское детство, а об отце и его пчёлах с удовольствием рассказывала даже тогда, когда память стала её подводить. Это известный факт: если старый человек уже не ориентируется во времени и пространстве и не знает, сколько ему лет, картины далёкого прошлого помнятся довольно хорошо. Мёд свекровь любила всегда, и пчёл любила, поскольку с детства помогала отцу на пасеке и в поле. В немощной старости любая, даже самая тяжёлая крестьянская работа представлялась ей необходимой и привычной, даже приятной. «Что папа сказал, то и делали». Как сейчас говорят, это не обсуждалось.

      Василий Залесский, конечно, был молодец и большой труженик: даже во время войны, переживая жизненные трудности и семейные трагедии, он не переставал ухаживать за своими пчёлами. Нетрудно представить, что стало бы с его дочерью, не будь у него такой надёжной «валюты», как мёд.


* Витебское подполье 1941-1944г.г.
http://www.pobeda.witebsk.by/shadow/untergrund/12/

** [XLS]
данных _ бывших узников фашизма.xlsx
shmyrev.museum.by/.../данных бывших узников фашизма.xlsx;

Залесская Тамара Васильевна
1925   
Беларусь, Городок, СД   
23.4.42-28.5.42
Архив, КГБ

* * * * * * * * * * * * * * * * *

Мемориал на братской могиле погибших советских воинов в д. Зароново (Витебская обл.). Июнь 2010.

Фото из интернета