Одесские рассказики 8. Фото с Дерибасовской

Лариса Бережная
   http://www.proza.ru/2016/04/19/99

   В конце 80-х годов была в Одессе такая фишка: проходя по Дерибасовской, вы  могли попасть в объективы уличных фотографов, работавших всегда группами. Они, эти жизнерадостные ребята, не были частниками, снимали они одесситов и гостей Черноморска на вполне легальных условиях. Более того всем запечатлённым на их плёнке счастливчикам они вручали квитанции, по которым данные граждане могли получить свои негативы, а при желании – даже  заказать цветные фотографии.  Адрес волшебного фотоателье, расположенного в трёх минутах ходьбы от места съёмки, весёлые мастера работы с движущимися объектами с улыбкой произносили вслух.

   У нас были свои фотоаппараты, правда с чёрно-белой плёнкой, поэтому мы с благодарностью каждый раз брали бумажные квиточки и засовывали их подальше в сумки, и не думая даже к ним когда-нибудь возвращаться.

   Но однажды в июле мы всё-таки попали в эту фотомастерскую. Нервного вида брюнетка в сафари цвета хаки лет тридцати пяти, приняв наши талончики, молча  выдала нам конверты с нарезанными сантиметров по десять  кусками плёнки. Разглядывая свои изображения, мы почему-то дико развеселились. Хохоча  и громко обсуждая «свои симпатичные лица», застигнутые врасплох фотографами с большой дороги, мы вызывали явное раздражение брюнетки. Прохаживаясь по своему отсеку, она бросала на нас испепеляющие взгляды, а потом, окончательно выйдя из себя, грозно спросила, будем ли мы оплачивать негативы.

   Мы ответили отказом, и она, буквально выхватив у нас конверт, гневно запулила его под  прилавок, как потом выяснилось, в мусорную корзину, переполненную такими же отвергнутыми мимолётными видениями с одесских улиц.

   Надо сказать, что это фотоателье было отнюдь не маленьким, вместе с нашей неприветливой красавицей там работали ещё несколько девушек – каждая в своём отделе, который представлял собой что-то вроде обширной картотеки со специальными шкафами с множеством маленьких ящичков. От посетителей эти фотонаяды  были отделены массивными прилавками с откидными крышками для прохода. В образовавшемся вдоль прилавков  длинном фойе, освещённом через высокие окна радостным одесским солнцем, толпился народ, страждущий получить свои изображения.

   Продолжая смеяться, мы выбежали на улицу, и уже в дверях я сообщила подругам, что всё же там был один замечательный кадр: мы идём по майской Дерибасовской в шикарных плащах,    купленных в Риге, талии наши затянуты кожаными поясами одесского производства, завитые  по тогдашней моде волосы растрёпаны весенним приморским ветерком. В центре композиции – я, Юлия и Елена чуть поодаль с улыбками смотрят, как вылетает птичка из фотоаппаратов обаятельных разбойников. За нами огромная стеклянная витрина, мастерски вписанная в фасад ещё в прошлом веке, наши  там отражения в профиль придают снимку особую чарующую зазеркальность. В общем, неплохая  бы получилась обложка для какой-нибудь «Верены»,  «Уроды» или «Силуэта».  Европа, одним словом…

    На улице мы сразу же отвлеклись на какую-то  новую одесскую приманку и тут же забыли о фотографиях. И только в экспрессе я опять вспомнила о снимке, запечатлевшем чудное мгновение нашего триумфального прохождения по легендарной улице. И я начала, по своему обыкновению, муссировать  новую идею: что надо-де вернуться туда, к брюнетке в хаки,  и упросить её  найти наши негативы, потому что такой прекрасный кадр  случается раз в сто лет, и мы были полными  дурами, что сразу не поняли этого. Кому мы сделали назло, себе или этой нервнобольной, вздумавшей нас подгонять. Юля и Лена кивали мне в ответ и тоже были полны желания заполучить этот неземной красоты снимок.

   Ходили мы потом в эту мастерскую раза три, захваченные идей  отвоевать свои снимки назад. Но первый раз у брюнетки был выходной, и её напарница посоветовала нам прийти в Ирину смену послезавтра. Во второй раз у неприступной Ирины было много работы, и она отфутболила нас конкретно.
 
    Но не такие мы были люди, чтобы так сразу  отступиться от задуманного…  Целый вечер  после изгнания из фото-рая  мы предлагали друг другу невероятные идеи, как же выцарапать  свои майские фотографии, и как всё-таки найти подход к этой невропатке.
 
    - А никто не заметил, был ли у неё маникюр,- спросила я задумчиво, вспомнив про запрятанный для натуробмена н/з.
    - Ещё какой, - хором ответили мне сёстры.

   Наутро мы опять  явились в  заветную мастерскую, и я, включив всё своё умение убеждать людей с каменными лицами, ещё раз объяснила нашей фее, что нам просто необходима фотография, где мы так фантастически хорошо получились, и что жизнь нам просто не мила без этого снимка.  Для большей убедительности я поставила перед Ириной на прилавок дефицитный сирийский лак для ногтей  с просьбой принять его в подарок в ответ на поиск негатива.

   - Да что вы, девчонки, вы теперь эти негативы  даже с милицией не найдёте! Если бы в первый день, тогда бы ещё можно было их откопать, - и она предложила мне отдать деньги за перламутровый  лак, пузырёк с которым она уже с интересом крутила в своих пальцах.

   - Ну что вы, Ира, вы нам теперь как родная, оставьте  лак себе на память о сумасшедших москвичках.

  Ирина впервые улыбнулась, и как бы извиняясь за свою резкость во время нашей первой встречи, рассказала нам, что в тот день у неё сильно болела голова, а мы вели себя так шумно, что её головная боль увеличилась многократно, и она сорвалась…
 
  Тепло попрощавшись с нашей новой знакомой, мы пошли к выходу, а Ленка начала нам показывать  характерные знаки, поднося палец к губам и делая призывные жесты обеими  руками. Мы с Юлией, превратившись в слух, приблизились вплотную к Ленке, чтобы выслушать ещё одно её прозорливое сообщение.

   - Понятно теперь, зачем они снимают на улицах: для милиции, - громко зашептала Елена.- Видели, какие у них здесь картотеки, вся толпа у них под колпаком.

   - Да, Лена, видимо, это так и есть, - согласилась я тоже шёпотом и громко добавила,- а ведь мы держали эту плёнку в руках и, если бы мы тогда не расхохотались так от счастья, сейчас  бы  уже  имели классные фотокарточки.

      Продолжение следует...http://www.proza.ru/2016/06/11/131