С - Салют

Фанни Штейн
Праздничный салют вчера получился экстремальный.

Пожалуй, еще никогда я не попадала так, чтобы на голову зрителям сыпались ошметки капсюлей от фейерверка и вся площадь окуталась дымом. То ли технология была нарушена. То ли атмосферные условия оказались неудачными, хотя по моим наблюдениям ветер дул слабо и, заявленный еще утром дождь, так и не состоялся, тучи обошли наш город стороной. Чем не праздничная погода? Но, не исключаю, что повышенная влажность могла каким-то образом повлиять негативно, а, может, давление воздуха давило так, что прижало праздничный салют к земле, то есть, к зрителям. И очень не хочется думать, что здоровье горожан оказалось под угрозой по чьей-то безалаберности.

Конечно, ничего такого мы не ожидали. Настроение у всех было прекрасное, сдобренное шашлыком и «Каберне». Не только дети, но и взрослые рассчитывали на фееричное завершение замечательного дня. Приехали в центр города заранее, сделав скидку на пробки и толпу. Как обычно, вышли на площадь раньше, чем рассчитывали. Еще и посетовали, что теперь придется ждать целый час, потому что ни за что не начнут стрелять вовремя. Однако тут же и отвлеклись на подкативших байкеров и их мощных коней. Облепили со всех сторон, будто дети. Устроили фотосессию. Позировали, строили рожи, смеялись. Не заметили наступления десяти часов. И вдруг…

Бабахнуло так, что у всех припаркованных машин сработала сигнализация и задребезжали стекла в окнах ближайших многоэтажек. Небо над головой осветилось разноцветными искрами, послышалось громкое потрескивание, какое сопровождает горение бенгальских огней, только во много крат громче, и оно стремительно приближалось.

Ужас – вот что накатило на меня в первую очередь. Вторая мысль была о детях, которых следовало спасать. А поскольку бежать было некуда, вокруг толпа и узкие улицы, уходящие в стороны от площади, где неминуемо возникнет давка, то я приготовилась прикрывать дочь своим телом. По движению, которое совершил рядом муж, поняла, что он приготовился прикрывать не только дочь, но и меня. Не веря в бога, благодарю его, за то что дал мне такого мужа, а то ведь истории знаю разные.

Одна моя приятельница развелась со своим супругом после того, как им довелось пережить землетрясение. Было это в Петропавловске-Камчатском. Еще не наступила ночь, но двое детей уже были отправлены спать. Родители хлопотали по хозяйству. Неожиданно, а землетрясение почему-то всегда происходит неожиданно, дом их содрогнулся. На пятом этаже это особенно хорошо ощутилось. Приятельница ринулась поднимать детей. Растолкала пятилетнего, чтобы он встал на ноги. Подхватила на руки двухлетку и с криком «За мной! Не отставай!» побежала к входной двери, рядом с которой всегда стояла собранная на такой экстренный случай сумка – копии документов, бутылка с водой, два пледа. Приятельница была уверена, что муж ждет ее у дверей с сумкой в руках, готовый принять ребенка и бежать дальше. Но его там не было, а сумка стояла на месте. Тогда она с перепугу предположила, что мужа придавило рухнувшей потолочной балкой. Рискуя жизнью детей, она развернулась и кинулась вглубь квартиры ради спасения супруга. Не обнаружила его ни в комнате, ни на кухне, ни в ванной, ни в туалете. Тут ей пришла в голову шальная мысль, что муж выскочил на балкон. Типа перепутал входную и балконную двери. Приятельница на всякий случай выглянула и на балкон и действительно увидела мужа, но только не на балконе, а на улице. Он стоял на земле недалеко от их подъезда под светом яркого фонаря. Заметив жену, показавшуюся на балконе, радостно помахал ей и прокричал, что за него волноваться не надо, он в полном порядке, вот только не понимает, почему она с детьми до сих пор не покинула дом. Чуть позже он признался, что в состоянии аффекта совсем забыл о жене и детях, спасал одного себя. Он извинился и обещал больше так не поступать. Но приятельница с ним все равно развелась из-за недоверия.

Так вот, вчерашний поступок моего мужа убедил меня в том, что мне разводиться не стоит. Не след отдавать свое счастье другим.

Но это все я осознала лишь сегодня утром, а вчера была переполнена ужасными предчувствиями.

– Мама! – прокричала мне на ухо дочь. – Почему так громко и дымно?

– Чтобы мы прочувствовали, какого было на войне нашим дедам, – мгновенно придумала я. – Страшно?

– Да.

- Уходим?

- Нет. Смотри, как красиво.

Я не настаивала, понимая, что уходить может быть опаснее, чем оставаться на месте, несмотря на то, что в этот момент сверху начал сыпаться пепел вперемешку с довольно таки крупными кусками тлеющего материала. Муж снял с себя куртку и растянул ее над нашими головами. Так мы и стояли, выглядывая время от времени из-под импровизированного навеса и любуясь сквозь дымную пелену расцвечивающимися огненными шарами, образующимися в небе после каждого залпа. Красиво и страшно. Любопытно и жутко. И не приведи господи, попасть на настоящее поле боя.

Пойду сейчас погуглю, что же такое произошло с нашим салютом вчера, что напоминание о войне получилось таким явственным, берущим за душу, трясущим все поджилки, проверяющим на прочность семейные узы.