Высоцкий и мясо анализ стихотворений

Алла Авдеева
На сайте Проза.ру Владимир Конюков в своей статье  «Дайте собакам мяса, Высоцкий» задал загадку : «Что имел в виду Высоцкий?»
Процитирую полностью стихотворение  Высоцкого, чтобы было  удобнее анализировать текст:
Дайте собакам мяса –
Может, они подерутся.
Дайте похмельным кваса –
Авось, они перебьются.

Чтобы не жиреть воронам –
Ставьте побольше пугал.
А чтоб любить влюблённым
Дайте укромный угол.

В землю бросайте зёрна –
Может, появятся всходы.
Ладно, я буду покорным –
Дайте же мне свободу!

Псам мясные ошмётки
Дали, - а псы не подрались.
Дали пьяницам водки, -
А они отказались.

Люди ворон пугают, -
А вороньё не боится.
Пары соединяют, -
А им бы разъединиться.

Лили на землю воду, -
Нету колосьев – чудо!
Мне вчера дали свободу,
Что я с ней делать буду
Кстати в сборнике «Нерв» немного другой вариант:
Дайте пьяницам кваса –
Авось, они перепьются
Одна буква изменилась и смысл изменился с убьются на сопьются, но в любом случае умрут, только по-разному.
Были высказаны следующие мнения:
1 Свобода которую должен кто-то дать,такая же ненастоящая. Как ошметки не мясо, водка не квас, непугающие пугала, не ко времени брошенные зерна.Юрий Воропанов   
2 Дайте голодным материальное, авось, отвалятся, насытившись...Валерий Ефимов   
3 Мне кажется, что ответ в слове "дали"дали готовое и не нужное Литжурнал Край Городов   
Все написавшие авторы правы, так как внутреннюю свободу дать невозможно, а вот внешнюю можно даровать.
Мне тоже захотелось высказаться о чем, по-моему, мнению эта песня. Существуют две разные свободы, свобода делать добро и свобода делать зло. Получив свободу, некоторые начинают пить, курить, пробовать наркотики, такая свобода быстро превращается в страшное рабство. Сам Высоцкий, попробовав наркотики, в такое рабство попал. Наркоманов иногда лечат, посадив на цепь, или переломается или умрёт. Имеются в виду библейские, евангельские  притчи  о зёрнах, упавших в бесплодную землю, и о зёрнах и плевелах. У собак есть иерархия, в одной стае они не будут драться, а подойдут к пище по очереди. У ворон тоже иерархия. Ворон ворону действительно глаз не выклюет. А вот люди, без десяти заповедей в душе, становятся беспредельными, дай им волю - рай сожгут, как сжигают лес, и весь мир взорвут термоядерной бомбой. Инакомыслящие не все мыслят о благе, у многих в мыслях есть зло, иногда сам человек не понимает, что замышляет именно зло.
Что касается мяса, среди инакомыслящих есть и людоеды. В Библии есть образ человека – пса, и лицо человечества будет собачье в конце времён.  Самураи съедали порой печень врага, аборигены съели Кука. Голливудский фильм «Молчание ягнят» старательно создает привлекательный образ каннибала.  Солженицын записал лагерную пословицу «Волкодав прав, людоед нет»
Есть ассоциация с Пушкинским «Свободы сеятель пустынный». Это стихотворение восходит также к библейской притче, но Господь сеял не только зёрна, но и людей. Свободу есть мясо - люди получили после изгнания из рая, где нельзя было познавать зло. Каин был, по сути, людоедом, хотя питался хлебом. Ягненка приносили в жертву вместо человека. Собаки нужны, чтобы пасти овец и за это получают свою долю мяса. Мясо вообще символ греха, убийства ради еды и удовольствия. Все религии стремятся контролировать питание, рацион.
Трудно судить о неконтролируемом подтексте, я не столь проницательна. Именно о неконтролируемом подтексте обещал рассказать Владимир Конюков..
Но рискну, хотя то, что я напишу, вызовет недовольство поклонников Высоцкого. Подтекст – попробуйте, ограничить мою свободу, если сможете, ведь ни за что не сможете. По-настоящему свободный человек не спрашивает, что он будет делать со свободой, со свободным временем. Он точно знает, что будет делать на свободе, на воле.  Он займется любимым делом. Поэт будет стихи сочинять, певец будет петь не для заработка, а для души. Рыбак отправится на реку, но не ради  того, чтобы всю рыбу выловить, а просто на природе побыть. Дачники на огороде посадят цветы для красоты, а не потому, что голодны. А тут, если слова сдвинуть, местами переставить и кое-где перефразировать:
Дайте похмельным квасить-
До крови подерутся,
Дайте собакам мяса-
До смерти перебьются.

Дали пьяницам водки,
Пили, не отказались.
Псам мясные ошмётки
Дали и псы подрались.

Дайте жиреть воронам,
Пейте вино, как воду.
Долго, я был покорным,
Мне вчера дали свободу,
Я думаю, черновик этого стихотворения мог быть и таким. Тем более пьяницы эти таковы, что  вместо пугал ворон пугают,  и случайные пары в укромном углу соединяются, чтобы тут же разъединиться.  Любовь кратковременная на фоне собак, ворон и водки с мясной закуской. Изголодался человек и требует – дайте, дайте. Угадать трудно, но думаю, Высоцкий этот текст перекраивал и убирал какие-то рифмы и некоторые четверостишия, переставлял местами строки.
Так можно ненароком и от жизни освободиться. И многие, оказавшись  в так называемом свободном мире, так и сделали. У Марины Влади – сын наркоман. Она к Высоцкому – переубеди, а он – у меня те же проблемы, могу бросить, но не хочу. Когда захотел, оказалось, что поздно, здоровье подорвано.
Партийным начальникам, такой текст, где водка, собаки, сырое мясо, желание нажраться, вороны и какие-то парочки в укромных уголках – понравиться не мог. А Высоцкий им в ответ – не подрались ведь, отказались, то есть я порок критикую, а не воспеваю. А начальство ему – о стройках социализма писать надо. Кроме того, с религией тогда решительно боролись, верьте, что Бога нет и никаких сеятелей слова божьего нам не надо. Чувствовало начальство, что с этими песнями что-то не так и пропагандировало Дина Рида, тот на другом языке пел.
Можно и другие негативные намеки выискать, если специально искать. Пары соединяют – у нас, что насильственный брак? Или трудно развестись? Нет, при Советской Власти  с браком все стало проще, чем в Царской России.  Тут Высоцкий мог бы партийному начальнику остроумно возразить, тёплые чувства соединяют пары, но эти чувства противоречат разумному расчёту.
Дайте укромный угол – влюбленные пары по углам горе мыкают. Да была нехватка квартир, но нехватка она везде есть. Очень много домов строилось в СССР, больше, чем в современной России, стройиндустрия работала, и квартиры давали бесплатно. Правда, приходилось стоять в очередь за квартирой, но были ещё кооперативные квартиры. Были семейные общежития. Жилищный вопрос повсеместно, пусть постепенно решался. И тут бы Высоцкий, наверное, сказал, так я и призываю больше квартир строить.
Наконец, дайте мяса, что в СССР мяса не хватало? В том то и дело, что хватало мяса, но распределялось, раздавалось оно неправильно. Например, продукцию Улан-Удэнского мясокомбината легче было найти в Москве, чем в Бурятии. Но ведь Высоцкий жил именно в Москве. Может быть, до него доходили слухи о хищениях и злоупотреблениях в сфере распределения продуктов? И тут бы Высоцкий любому начальству мог ответить, что он в песне призывает выполнить и перевыполнить план по мясу, молоку и квасу.
Недавно Леонид Каневский рассказал по телевидению в своей передаче «Следствие вели» о чудовищных по масштабам хищениях мяса в Ленинграде во времена СССР. Следствие началось, после убийства мясника. Убийство раскрыли, но цепочка хищений до конца не была прослежена. Дело приостановили, так как нити вели на самый верх. Но коррупция она в любом обществе есть, в социалистическом, феодальном, буржуазном видимо она неистребима. Увы, люди неидеальны, часть людей от природы не отличает своё имущество от чужого. Или коррупция или большие репрессии.
Здесь невольно опять возвращаешься мыслями к Библии. В основной  молитве «Отче Наш»   человек обращается к Богу с просьбой «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» А мяса заметьте не просит. В Ветхом Завете описано странствие древнееврейского народа  по пустыне, когда они помолились, и с небес посыпалась еда – Манна. Манна, как полагают, некоторые ученые это были мелкие съедобные сладкие плоды местных кустарников, другие думают, что это были сладкие выделения тлей, во множестве обитающих на тамариске, то есть любимое лакомство муравьев. Люди насытились, но были недовольные, потребовавшие ещё и мяса. С неба посыпались перепёлки, но на жаре, приготовив мясо, как попало, многие объелись, отравились и умерли. Эту историю используют обычно тогда, когда хотят доказать, что Библейский Бог – злой. На самом деле люди, потребовавшие мясо с небес, всегда недовольны: « Нет мяса, значит, Бог злой и ничего не может. Дал Бог, опять он виноват, не то и не так дал» На таких людей и сам Всемогущий не угодит. Дал взамен рая – всю Землю, так и этого мало. А ещё очень хочется божественного  бессмертия, но при этом, чтобы была возможность вытворять, что угодно.
Мясо по Библии человек не должен просить у Бога, а наоборот выращивать чистых животных и приносить часть мяса в жертву храму.
Есть в прочем в деяниях апостолов такой эпизод, когда апостолу с небес спускается  полотно (а вдруг это парашют), где полно всяких разных животных, в том числе пресмыкающихся и земноводных, возьми - заколи и ешь. Из чего апостол делает вывод, иногда можно и необычную пищу есть, если знаешь, как приготовить без вреда для себя. « Но он апостол, а я остолоп»
Также апостол Павел рассуждает на тему, что человеку всё позволено, но не всё полезно и старается ограничить себя и верующих от вредных вещей и разрушительных мыслей.
В быту же во многих умах господствует идея « в жизни всё надо попробовать или всё узнать»
Но иные вещи попробуешь, и прощай жизнь, и здоровье, и не всегда ошибку можно исправить.
И у Высоцкого в стихотворениях борются два желания – попробовать всё, мясо – шашлыки, водку и вино, увидеть собачьи бои, охоту на волков, поучаствовать в скачках, постоять на краю, испытать чувство опасности и желание, чтобы кто-то остановил героя за один миг до падения в бездну. А ещё полюбить и тут же расстаться ради новой любви.
В русском языке есть два устойчивых выражения – пушечное мясо и псы войны. Также мясом могут назвать неудачливого боксёра, на котором тренируют удары.
Посмотрела сборник Высоцкого «Нерв» конечно, это не исчерпывающий сборник, но в других  стихах тоже упоминается слово мясо. Упоминается нечасто и в негативном контексте.
Вот песня «Тушеноши»:
А туши – как ободранные спины.
И ребра в ребра взят, и мясо к мясу…
Песня описывает бойню, где мясник – палач.
Вот стихотворение «Смотрины» где главный герой завистливо думает:
Там у соседа мясо в щах,
На всю деревню хруст в хрящах…
А у меня цепные псы взбесились…
В СССР после во время Великой Отечественной Войны и после войны естественно была нехватка продуктов, тем более мяса. Голод, убитые и раненные все это угнетающе влияло на здоровье и психику детей войны. Многие в трудные времена пытались добыть пропитание охотой и рыбалкой. И вот оно восприятие природы, как пищи в стихах «Бегают по лесу стаи зверей»:
Рыба не мясо, она хладнокровней,
В сеть норовит, на крючок, в невода…
Шкуры не порчены, рыба живьем.
Мясо без дроби, зубов не сломать.
Ловко придумано, просто, с умом,
Мирно. Зачем же стрелять?
У Высоцкого  очень мало идиллических описаний природы. Охота на волков, охота на кабанов, дикая охота, стрельба с вертолетов. Волки превращаются в собак и сами волки, собственно люди – оборотни. Кровь в этих трагических стихах встречается гораздо  чаще, чем мясо. И полным полно вампиров – упырей, они же охотники – палачи, мясники. Они убивают не только ради еды, но и ради удовольствия. Поэта пугает и ранит жестокость, этих сытых и даже пресыщенных людей, он ощущает себя жертвой. « Нате пейте кровь мою кровососы гнусные»
Кстати вороны в творчестве Высоцкого тоже упоминаются в негативном контексте. Стихотворение «Ошибка вышла»:
И ворон каркнул: «Невемор!»
Проворен он и прыток,
Напоминает – прямо в морг,
Выходит, зал для пыток.
Это ворон Эдгара По предвещающий мучительную смерть.
P.S  Не хотелось бы заканчивать анализ стихотворения на такой мрачной ноте. В общем – то ворон не самая злая птица, куда злее грифы и африканский марабу, мигом съедят павшего.  От серых ворон легко избавиться, заведя сокола. А ручного ворона сама Королева Англии считает своим талисманом. Когда на Англию обрушилась эпидемия и погибали птицы, четырёх ручных воронов, принадлежащих Королеве, заперли, чтобы не заразились. Есть предсказание, когда в Англии исчезнут вороны, Род Виндзоров пресечётся. Вещий ворон покровитель викингов и бога Одина советник.  Из ручных, королевских воронов один был говорящий, он очень обиделся на временную несвободу и в знак протеста перестал говорить со служителем. И лишь, когда служитель преподнёс ворону виноград, а сладкий виноград ворон любил больше всего, больше, чем мясо, тогда чёрная птица милостиво сказала: « Берри!»