Герхард Терстееген. Верующий - храм Духа Святого

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВЕРУЮЩИЙ - ХРАМ ДУХА СВЯТОГО
Герхард Терстееген (1750)
1 Кор.6.19-20

Сатана, тонкий враг наших душ, всегда сосредоточен на там, чтобы расхваливать свои поддельные товары, и, напротив, заподазривать истинное благочестие в глазах людей, которым он представляет истинную религию как нечто несерьезное, жалкое и совершенно презренное. Дети Божьи, которых чтят ангелы, на самом деле могут выглядеть людьми низкими и презренными для мира. Но любой, кто обладает настоящими очами веры, не сможет не удивляться их внутренней красоте, совершенству и славе, в которой они сияют в очах Бога и подлинно просвещенных людей!
Враг наших душ, а также множество обманутых им выступают против религии как простого лицемерия и злоупотребления, и потому хулят само Евангелие. Благочестивые рассматриваются поэтому как напыщенные фарисеи, которые стремятся казаться лучше, чем другие, в то время как те, кто не имеет ни малейшего желания изменяться сам, и не находят никакого удовольствия в благочестии, охотно продолжают считаться бедными  грешниками и делать вид, что истинное благочестие является самодовольством. К этому следует добавить также, что с их предвзятым умом и злым глазом они обращают пристальное внимание на недостатки тех, кто посвятил себя благочестию.
Лицемерие мерзость перед Богом, и никакой простой внешний вид святости не может существовать перед Ним. Тот, кто рассматривает благочестие не просто как проявление природы, но как работу Святого Духа, никогда не будет виновен в лицемерии и поддельной святости, но для него истинно лишь то, что реально во Христе Иисусе. Истинное благочестие, а также реальное и совершенное достоинство нельзя найти нигде, кроме как у истинных христиан во Христе.
Тонкий обманщик, дьявол представляет благочестие как нечто меланхоличное, печальное, исполненное отвращения к жизни, в которой оно якобы не позволяет иметь счастливые часы. Он твердит, что для христиан человек всегда должен потуплять взор, мучить себя и делать свою жизнь очень горькой. Конечно, верно, что те, чьи глаза Бог открывает, чтобы они могли воспринимать и чувствовать в себе бремя своих грехов, и приводит их к истинному покаянию, горюют и плачут. Эта печаль по Богу - покаяние, которое никогда не бывает лишним. Но после этого горя и последующих страданий следует самое глубокое внутреннее утешение. И те, кто действительно скорбел перед своим обращением, убедились в итоге, что прежде чем они примирились с Богом во Христе, они никогда не обретали настоящего счастья. Короче говоря, истинное благочестие - это святое, славное и полное состояние, которое единственно может доставить нам истинную радость.
Мы приложим все усилия, чтобы исследовать это более подробно, рассматривая слова нашего текста, в которое истинное благочестие представлено как высокое и славное достоинство настоящего христианина, его великое обязательство и обоснованное и непоколебимое утешение.
Если меня спросят, в чем состоит самое большое достоинство христианина, я бы ответил с апостолом Павлом, что в том, что он не свой, но куплен Кровью Христа. Также он принадлежит Богу, а не кому-то другому. Если бы меня спросили, что является наиболее важным и обязательным основанием того, что возложено на христианина, я бы снова ответил, что он не свой, но Божий. Если бы меня спросили также, в чем состоит реальное и неизменное утешение христианина, я бы повторил этот ответ, и сказал: "Оно состоит в том, что христианин не свой, но Божий, будучи куплен Иисусом Христом".
Христианин не принадледит сам себе, но Богу, в соответствии с Его правом творения, искупления, предоставления и владения.
1. Человек не свой, но Божий по праву творения. В силу творения мы полностью принадлежим нашему Творцу. Таким образом, является самой очевидной несправедливостью, самым отвратительным безобразием и достойным наказания грехом, если мы подчиняемся душой и телом кому-либо или чему-либо, кроме Бога нашего. Также несправедливо и недостойно, если мы посвящаем и предлагаем себя кому-то еще, кроме Того, Кто создал нас и по Чьей воле мы существуем. Только Его, следовательно, мы обязаны благодарить за все, что мы и есть и что мы имеем, только Ему должны служить, только Его любить, хвалить, чтить и превозносить.
На самом деле весь мир и все, что в нем есть, принадлежит Богу по праву творения, но человек - совершенно особым и исключительным образом. Все существа и вещи принадлежат своему Царю, но дети Царя принадлежат Ему особым и исключительным образом. Все города во всем королевстве принадлежат королю, но королевская резиденция, королевский дворец, относится к его достоянию особым и исключительным образом.
Бог создал нас, детей человеческих, в соответствии со Своим самым мудрым советом. Он создал нас Своей рукой; Он вдохнул жизнь в нас, дал нам дух, благородный дух, и запечатлел этот дух Своим Божественным образом. Поэтому мы Божьи по праву творения совершенно особым и исключительным образом. Прочтите родословную нашего Спасителя в 3-й главе Евангелия от Луки, последний стих из которой говорит: "Енох был сыном Сифа, который был сыном Адама, который был сыном Бога". Человек принадлежит, следовательно Богу по праву творения, и также потому, что Он несет в себе образ своего Отца, который состоит в праведности и святости истины.
При создании человека Бог дал ему дух, благородный дух, который был способен знать, видеть, любить и прославлять своего Творца. Он дал ему дух, который, при его создании, должен был по воле Божией обитать всю вечность в Его храме, дворце и обиталище, в котором Бог прославил Себя, и распространять Его Божественные добродетели, насколько тварь вообще способно к этому. Таково достоинство, которое мы получили в творении!
О, если бы мы знали силу, достоинство и благородство духа, которые были вручены нам в творении и которые могут быть возвращены нам путем искупления: мы никогда не поступили бы так низко и подло! Мы никогда не должны любить сотворенное греховно и тщеславно, и позволять твари входить в глубины нашей души. Мы никогда не должны желать, с блудным сыном, питаться лузгой, предназначенной для свиней! Мы должны понимать, что мы и наше предназначение слишком высоки и благородны для этого.
Теперь, увы, слишком верно,  что человек безусловно потерял свое высокое достоинство в падении. Увы, я и вы, как чада человеческие, больше не носим образ нашего небесного Отца! Наше изначальное достоинство утеряно, и слава исчезла; мы больше не можем вернуть себе этот образ. Мы стали темны и отвратительны, развращены и несчастны в падении. Сердце, которое должно быть храмом и обителью Бога, и было предназначено для этой цели, увы, стало вместилищем для греха и сатаны, и оно остается вечно в их владении, если Бог не склонится в Своем сострадании ко грешнику.
2. Послушайте поэтому утешительную весть Евангелия, его сладкие слова: вы не свои. Сыны человеческие, вы принадлежите Богу не только по праву творения, но прежде всего по праву искупления, как приобретенные Иисусом Христом. Но почему Павел говорит, что вы не свои? Потому что "вы куплены дорогою ценою». И чем? Не  золотом или серебром, но  драгоценной Кровью Христа, как Агнца непорочного и чистого (1 Пет.1.19).
Какими достойными, благородными и драгоценными были наши бессмертные души пред Богом! Если бы мы только должным образом знали это, мы не должны были поступить так небрежно и недостойно с нашими душами! Христос искупил нас по Своей свободной любви. И через это искупление мы снова стали Божьими, а значит, мы больше не свои. Христос, через пролитие Его крови, снова примирил нас с Богом, Которому мы стали неприятны грехом. Он, я говорю, примирил нас с Богом, принимая на Себя грех, который отделял нас от Бога, чтобы Бог теперь снова мог благоволить к нам. Через пролитие крови Иисуса Христа, Бог снова становится нашими, так что теперь самый нечестивый человек может снова найти Бога, как своего Бога, в Искуплении Иисуса Христа, если только они действительно покается и придет к Богу в вере через Христа.
Бог не только искупил нас через Христа, но теперь мы снова Божьи, так как Он приобрел наши тело и душу. Поэтому Христос должен был принять тело и душу, для того, чтобы через пролитие Его крови освятить нас снова, в теле и душе, и дать нам возможность принадлежать снова Богу нашему. Таким образом, и наши тела и наши души принадлежат Богу во Христе.
Своим искуплением Христос получил полное право на наши тела и души. Он может требовать их.. Он может претендовать на них. Ныне они стали Его достоянием. Через пролитие Своей драгоценной Крови, Он лишил дьявола его права над нами. Сатана теперь потерял все права на нас, и через выкуп, оплаченный Христом, все грехи потеряли свое право и претензии на сынов человеческих. Поэтому никто не должен отчаиваться, как будто он не мог избавиться от дьявола, мира и греха. И сколько бы ни бушевали наши враги, они тем не менее должны оставить нас полностью на свободе, если только мы искренне отдадим себя Спасителю. Бог сказал фараону: «Отпусти народ Мой, чтобы они могли служить Мне" (Исх.9.1). Фараон не имел ни малейшего права на израильтян. Тем не менее, несмотря на это, не раньше поражения первенцев и пасхального агнца он был вынужден дать им уйти, хотел он того или нет. 
3. Но, насколько мы истинные христиане, мы не только принадлежим Богу в соответствии с правом творения и искупления, но также принадлежим Христу на основе добровольного предоставления себя Ему и отказа от самих себя. Христос искупил нас; разве мы не должны принадлежать Ему особым образом? О, если бы мы могли воспринять это с глубокой убежденностью в сердце, а не просто умом! Но если мы желаем действительно участвовать в искуплении Иисуса Христа, если мы приобретены Им, то мы должны быть на самом деле преданы Ему. Если Христос искупил наше тело и душу, если Он получил право собственности на них, нам остается, таким образом, лишь отдать себя в Его руки. Мы больше не можем быть своими. Мы должны полностью предоставить себя Христу телом и душой, сердцем и волей.
Начало этого происходит в истинном обращении. Но обращение, мои дорогие друзья, не состоит в простой внешней правильности поведения, в воздержании от грубых грехов, в практике каких-либо добродетелей, в принятии хороших решений и в восхвалении Господа множеством прекрасных и сладких слов. Обращение, говорю я, не состоит ни в чем из этого, но в том, что по милости Иисуса Христа, мы становимся бедными, усталыми и обремененными грешниками.
Христос, как мы сказали, в силу Своего искупления получил право на нас. Он стремится узаконить это право на каждого из нас через наши убеждения и все чувства, которые Он заставляет нас пережить. Он желает, чтобы Его искупление достигло нас во всем; именно в этом, дорогие друзья, Его цель для нас.  Поэтому человек, который желает искренне отдать и посвятить себя Христу, должен перед этим тщательно воспринять, ощутить и пережить свое греховное, проклятое и полностью беспомощное состояние. Он должен с полной уверенностью убедиться, что вне Христа он должен быть потерян, как во времени, так и в вечности. Он должен отдать себя Христу, видя, что он несчастный, обреченный суду преступник, который хорошо знает, что он заслуживает смерти, но которые все еще утешает себя надеждой на милость от своего Судьи, и постоянно плачет: «Есть ли еще милость для такого бедного грешника, как я?". Как мытарь в Евангелии, он готов, ударяя себя в грудь, вопиять: Боже! будь милостив ко мне грешнику! И это не просто слова, которые могут исходить из его уст. Эти слова - плод его живого знакомства со своим страданием, полноты внутреннего чувства своего потерянного состояния, глубокой печали его сердца.
Мы должны отдать себя Христу, как пациент смиряется с наставлениями врача, говоря: я готов; если вы знаете какие-либо средства исцеления, как бы горьки они ни были, я приму их; я буду послушен во всем, если вы  в состоянии помочь мне и восстановить мое здоровье. Таким образом, мы должны посвятить себя Христу, как единственному  Спасителю и Врачу душ наших, чтобы по благодати Его и через дело Своего Духа Он сделал нас совершенно иными, новыми людьми и спас нас от всего нашего греха, горя и страданий.
Мы должны представить и отдать себя Христу, Который искупил нас, как невеста отдает себя своему жениху. Как только она дает свое согласие на замужество, она сразу вручает ему все свое сердце и волю. Она готова следовать за ним, куда он хочет идти и делать то, что ему нравится. Она не желает ничего другого, кроме как зависеть от его желаний и благоволения.
Именно таким образом мы должны отдать себя Христу, нашему дорогому Искупителю, отдать в полнолм согласии наши сердца, наши стремления, наши тела и души. Мы должны прийти к Нему, как мы есть, а не ждать, пока мы станем благочестивыми, или, вернее, сделаем сами себя таковыми. Но мы должны прийти ко Христу в том состоянии, которое имеем, страшном, несчастном, греховном и бессильным, если мы можем чувствовать это. Мы должны смириться под Его волю, дав Ему свое согласие, и силою Его Духа отдавать себя Ему и в горе и в радости.
О счастливый час, когда человек, обращаясь к Нему с усердием и от всего сердца, таким образом, отказывается от всех своих прав на самого себя, отводит свой взор от себя и всей своей убогости, и отдает себя в руки Христа как своего Спасителя! Блаженный час, когда ангелы небесные радуются, час, который будет записан в небесах навечно - час, когда такой-то бедный грешник отдал себя Христу, чтобы отныне принадлежать Ему! Именно для таковых Он является Посредником, и только их Он оправдывает, освящает и благословляет.
4. Мы должны, однако, не только отдавать себя, но и на самом деле становиться достоянием Бога, чтобы Иисус Христос Своим драгоценным Святым Духом действительно обретал власть над нами, в соответствии с правом, которое Он на нас имеет, а мы впредь были Его жилищем. "Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Который в вас, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?". Как только христианин познает Христа и посвящает себя Ему, с этого момента Святой Дух овладевает таким сердцем и начинает в нем Свою благодатную работу. Он превращает его в святой храм Божий, и осуществляет это постоянно на протяжении всего пути нашей жизни. По мере нашего ежедневного возрастания и обновления сердца, Он принимает во все более полное владение сердца верующих, в то же время избавляя их от всякого зла, и делает их причастниками Божественной природы.
Поэтому, мои любимые друзья, давайте будем постоянно помнить о высоких целях Бога в нашем творении и искуплении. Бог создал человека, главным образом, для того, чтобы Он мог явить Себя и прославиться в его сокровенной части, в его сердце и духе, как во времени, так и в вечности. То, что это был высокий замысел Бога о нем, свидетельствуется уже в Ветхом Завете, и особенно в Новом. Так, например, Христос говорит: "Кто любит Меня, соблюдет Мои слова; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим". В 2 Кор.6.16 мы также находим следующее драгоценное обетовние Бога, "Я буду жить в них и буду ходить в них; и я буду их Богом, и они будут Моим народом". Это есть также и во многих других местах, особенно в Новом Завете, где наибольшие обещания Божьи предлагаются нам, и Его высокие намерения, которые Он имеет по отношению к нам, как в творении, так и в искуплении, четко доведены до нас.
Высшее достоинство христианина, следовательно, состоит в том, что Бог, Духом Своим Святым, Сам будет жить в наших сердцах. Об этом покойный Иоганн Арндт писал очень сильно в III книге "Истинного христианства", где он рассматривает и представляет обитание Святого Духа в сердцах верующих как самое ценное сокровище, которое мало признать, надо его искать и найти. Бог, говорит этот благочестивый муж, "скорее будет жить в сердце человека и прославит Себя в нем, чем на небесах и на всей земле". Заметим теперь: неужели это не то же самое, о чем пишет Павел? Это то, о чем он говорит, "Разве не знаете, что тела ваши суть храм Святого Духа, который в вас?". Святой Дух постоянно обитает в тех, кто отдал и посвятил себя Христу, чтобы Своей благодатной работой  очистить их от всякой скверны плоти и духа, и завершить их освящение, для того, чтобы они могли стать причастниками этого великого обетования, как вы можете прочитать в 2 Кор.7.1. Святой Дух, во всех Его внутренних наставлениях, предложениях и побуждениях отвергнуть себя и другие вещи не имеет никакой другой цели, чем очищать наши сердца все больше и больше от всей скверны греха, и от всего растления, нищеты и горя, которые все еще остаются в нас, так что Бог может постоянно пребывать в наших сердцах, как в храме Его, и сможет явить и прославить Себя непрестанно в них.
Мы ни в коем случае не потерпим провала, если в нас совершится это величайшее из чудес - то, что Бог, Духом Своим Святым, входит в сердца верующих, чтобы неизменно обитать в них. Будем же стремиться сами и побуждать друг друга к тому, чтобы отвергать себя и все тварные вещи, для того, чтобы Святой Дух мог более беспрепятственно продолжать трудиться и жить в нас.
Для того, чтобы сердце могло стать обителью Святого Духа,  необходимо, чтобы этот нечистый и растленный сосуд был очищен от всякой любви к твари и подготовлен к новому Обитателю. Человек должен со всем внутренним желанием и сердечной молитвой пригласить Его в свое сердце и так в молитве ждать Его прихода, и когда Он придет, освободить место для Него, чтобы Он работал в нем по Своей доброй воле и благоволению. Мы должны смириться полностью под Его дело, следовать Его руководству и правлению, без какого-либо противодействия, чтобы Он мог оставаться с нами, и чтобы мы могли испытать Его присутствие и наслаждаться им неизменно и постоянно.
О, мои дорогие друзья, давайте поэтому будем любить Бога! Давайте освободим место для Бога и Его Духа в нас. Давайте чаще предоставлять Ему Его святую Субботу в наших сердцах! О, мы не должны всегда призывать Святого Духа в наших молитвах, но смиренно сказать со святым апостолом: "Мы не знаем, о чем молиться, как должно". И если мы признаем нашу беспомощность, Святой Дух придет к нам на помощь и будет ходатайствовать за нас воздыханиями неизреченными, в соответствии с волей Бога. И так Бог и Его Святой Дух постепенно будут все более приобретать во владение наши сердца, и мы будем становиться все более и более пригодными для обитания Божия.
Но каким образом Святой Дух действует в сердцах верующих? Воистину, Он не есть нечто неподвижное и безжизненное. Пусть никто не подумает, так. О, нет! Он постоянно совершает одну благодатную работу за другой. Во-первых, Он являет Иисуса Христа в наших сердцах, по слову Спасителя: "Когда Дух Святой пришел, Он прославит Меня" (Иоан.16.14). Но что подразумевается под выражением "Он прославит меня"? Я отвечаю: Он даст нам знать и испытывать Иисуса в наших сердцах, как настоящего Спасителя, и сделает так, что Его любовь, Его благодать и Его сокровища станут для нас столь великими и славными, что однажды мы удивимся, как мы могли не радоваться такой вещи, как неисследимое богатство благодати во Христе Иисусе.
Когда Святой Дух прославляет Христа в наших сердцах, последние каждый день становятся все более прекрасными, почтенными и достойными. Мы тогда приобретаем опыт, что значит познание Христа для нашего понимания и сердца. Этому ни один человек не может научить другого, только работа Святого Духа. Мы испытываем то, что имел в виду апостол Павел, когда он говорит: "Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа" (Фил.3.8). Когда Святой Дух действует и присутствует в наших сердцах, Христос становится бесконечно чтим и ценен для нас. Ради Него мы считаем грех, мир и все временные вещи, как бы ни были они хороши, мусором и навозом, для того, чтобы мы могли приобрести Христа.
Когда Святой Дух живет в нас и оживляет сердце, Он становится Причиной и Источником всякой реальной добродетели души. Поэтому добродетели христиан, которые описаны в Гал.5, есть плоды Святого Духа. Ибо там сказано, "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание". И в Еф.5.9 Павел говорит: "плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине". Христианин достигает этих добродетелей, когда Святой Дух приходит жить в его сердце. И эти добродетели начинают истекать из его сердца все больше и больше, как плоды Духа.
Если бы мы, бедные смертные, замучили себя подвигами хотя бы до смерти, мы все равно остались бы не в состоянии практиковать ни одного реального и подлинного достоинства без помощи и мощного сотрудничества Святого Духа. Ибо если Сам Святой Дух не придаст нам достоинство, это будет только видимость добродетели, тень без сущности. Но добродетель христианина не просто тень, не просто моральным вещь, основанная на принципах внешней благопристойности. Это дела, исходящие из самого средоточия возрожденного и освященного сердца, и, следовательно, от Божественного источника, работы, связанные исключительно и всецело с участием в Божественной природы, в силу которого добродетели становятся вполне естественными для нас. Так суровый характер становится дружелюбным и добрым, гневный кротким, надменный скромным, а сладострастный - целомудренным. Поэтому истинное достоинство христианина состоит в том, что он выводит и формирует его благочестие и его достоинства из источника Святого Духа.
  Святой Дух прославляет не только Христа в сердце, но Он также прославляет нашу душу, все больше и больше,  через Христа, ежедневно делая сердце, которое Он населяет, более прекрасным, любезным, добрым, простодушным и сияющим, и приемлемым для Бога. Поэтому Павел говорит: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор.3.18). Святой Дух восстанавливает все больше и больше потерянный в нас образ Божий, придает душе заново ее былую славу, и преобразует дитя и образ Божий в подобие Его. Образ Бога и Христа запечатлевается в нас Духом.
О, высота славы, которой человек, христианин, может достигнуть здесь посредством благодати! Давайте не будем бояться слишком высокой любви к себе в этом отношении, или же зайти дальше, чем Священное Писание позволит. О, нет! Писание подтверждает все это в самом ясном и впечатляющем языке. Это не что иное, как благодатные обетования Божии. Хотя человек, в котором пребывает Дух Святой, получает от этого Источника благодать на благодать, но он по-прежнему не может себе позволить не прибегать к Нему непрестанны, отчасти потому, что слава, которую обретают истинные верующие, в целом остается сокрыта от них здесь, так как их жизнь сокрыта со Христом в Боге, и отчасти потому, что их сердца всегда глубоко проникнуты словами: "Которого имеете вы от Бога".
Истинные христиане не приписывают себе ничего из того, что у них есть хорошего, но целиком и полностью относят это к Богу, Подателю всякого благого и совершенного дара. Они всегда считают себя, в самом глубоком смирении их сердец, нищими и обездоленными, и совершенно чуждыми похвалы, которую они должны иметь перед Богом. Они знают, что только по благодати и милости Божией они получили все это, и благодаря Ему Одному им может быть дарована слава во времени и в вечности.
Из этого не следует, что истинные христиане не обладают, даже здесь, в этой жизни и во время благодати, высоким и исключительным достоинством. Мы обязаны также отдавать всю честь судьям и магистратам, как служителям Божьей справедливости. Но в других отношениях, слава великих мира сего есть сон по сравнению с истинными детьми Божьими. Императоры и короли титулуют себя "по милости Божией", но, по правде говоря, это совсем другая честь, нежели та, которую имеет человек, ставший по благодати Божией чадом Его и храмом Святого Духа. И благодаря этому достоинству мы имеем все достижения, какие только, по милости Божией, предложены грешникам во Христе Иисусе.   

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn