Индейцы племени тонкава. отношения с испанцами 18в

Григорий Коротков
                ТОНКАВА И ИСПАНЦЫ

    Первые встречи – Миссии – Сожжение Сан-Саба – Экспедиция Парилья – Политика де Мерзье – Эпидемии - вождь Эль-Мочо – Попытка объединения с апачами

 Первая встреча французов с этим народом произошла в 1719 году, когда Бенар-де-ла Гарп, выполняя указание, организовать торговлю с испанцами и обследовать западную Луизиану, вступил в контакт с Tancaoye, т.е. тонкава. М. Дю Риваже, лейтенант Ла Гарпа, встретил этих индейцев, вместе с представителями ряда других племен в семидесяти лигах от Кэдоходачо на Ред-Ривер. (Smith, 1959, стр. 375- 76.) Герберт Э. Болтон, обсуждая тонкава в «Справочнике американских индейцев», говорит о том, что возможно Ред-Ривер была временным пристанищем для этого племени. (Hodge, 1910, p. 780.) В ранний период испанских контактов с тонкава-говорящими: Mayeye, Yojuane, Evropiane и Tonkawa, эти индейцы вели кочевой образ жизни вдоль широкой полосы от реки Сан-Антонио - на юго-западе, к реке Нечес - на северо-востоке, простирающейся примерно на 125 миль по обе стороны от Камино Реал (Camino Real - дорога) между Сан-Антонио и Накогдочесе. Они сообщают, что часто видели  их вдоль этой дороги между 1727 и 1730, а с 1745 по 1762 гг. для тонкава  были созданы три миссии на реке Сан-Ксавьер, сегодняшней Сан-Габриэль-Ривер. (Болтон, 1914b, стр. 327.)

    Первые тесные контакты с испанцами у тонкавов начались со строительства в 1746-1749 годах христианских миссий на р. Сан-Ксавьер (Сан-Габриель) в Техасе. В ответ на их запрос, францисканский отец Франциско Ано де-лос-Долорес в 1748 году в их интересах создал миссию Сан-Франциско Ксавье де Хоркаситос(Horcasitas) на реке Сан-Ксавьер, примерно в девяти милях к северо-западу от настоящего Рокдейл Ниламко, штат Техас. Вскоре после этого тонкава вместе с другими племенами Центрального Техаса,  очень пострадали от эпидемии оспы. Миссия также страдала от нападений липан апачей, вследствие этого и других эпидемий, большинство из них около 1755 года  перебрались в миссию на реке Гваделупе. С 1746 по 1755 г. испанцы построили для тонкава три миссии на реке Сан-Габриэль. К 1756 году они были заброшены, и гарнизон испанских солдат перевели в новую миссию на Сан-Саба, построенную для липан апачей.
 
   До конца 1750-х годов отношения между тонкава и испано-язычными были довольно мирными, но весной 1758 единственный раз в своей истории тонкава присоединились к команчам, атаковавшим миссии липан, на реке Сан-Саба, недалеко от нынешнего города Менар, штат Техас. (Dunn, 1914, стр. 404-11). В течение следующих десяти лет тонкава жили вдоль реки Сан-Габриэль.
    В конце лета 1759 г. большой испанский отряд во главе с Диего Ортисом Паррилья предпринял поход, чтобы наказать Norte;os (северные племена)  уничтоживших миссию Санта-Крус-де-Сан-Саба. 1 октября испанские силы обнаружили ранчерию йохуанов (Yojuan - группа тонкава), вероятно, в основной долине реки Бразос. Пятьдесят пять индейцев были убиты, в том числе пять женщин и пять детей, смерть которых Ойярсун  возложил на апачей. Кроме того, были захвачены 149 пленных и возвращены 100 лошадей  похищенных из Сан-Саба. Испанцы потеряли только две убитых лошади и двое апачей были ранены. Экспедиция пошла дальше на север и у деревни вичита фактически потерпела поражение, быстро вернувшись домой.

    Только в 1770  испанцы сделали попытку восстановить теплые отношения с тoнкавами.  Приблизительно в течение 15 лет после провала миссий Сан-Ксавьер тонкавы враждовали с испанцами, но к 1770 году мирные отношения наладились благодаря новой испанской политике в отношениях с индейцами.
    Француз Атанас де Мезьер, когда Франция уступила Испании территорию Луизианы, остался на испанской службе, а в 1769 был назначен лейтенант губернатором Натчиточес (Natchitoches). Разумно используя свой контроль над индейской торговлей, с присущим ему тактом, добротой и терпением, Де Мезьер приобрёл дружбу ранее враждебных племен долины и соседних регионов реки Ред-Ривер, заключив с ними договор. 4 июля 1772 г., Атанас де Мезьер направил письмо барону де Рипперда, губернатору Техаса, в котором он описывает Tancaques (тонкава), как неуловимых бродяг, «народ без постоянных домов, с неразвитым языком и предрасположенный к воровству».  (Болтон, 1914a, стр. 289-90.) В это время они жили между реками Тринити и Бразос.
    Семь лет спустя де Мезьер, в письме Теодору де Круа, главнокомандующему внутренних провинций, описал группу тонкава, с которыми он путешествовал в районе реки Сан-Андрес, сегодняшней Литтл-Ривер. В этой поездке, сопровождая вождя Мочо и семьдесят пять его соплеменников, де Мезьер наблюдал их зависимость от охоты и собирательства. Самым главным животным для тонкава, как и у других Равнинных племен, был бизон. В письме для де Круа, он описывает их отношение к бизонам следующим образом:
 
   По правде говоря, нельзя недооценивать выгоды, которой эти туземцы обязаны божественному провидению. Сам по себе буйвол, помимо своей плоти, занимающей первое место среди полезного и аппетитного мяса, щедро снабжает их всем, что необходимо им в пути для удобства. Мозги они используют, чтобы размягчать кожи; рога как ложки и сосуды для питья; лопаточные кости, чтобы копать и разгребать землю; сухожилия как нити и тетивы луков; копыта, как клей для стрел; из гривы они делают веревки и подпругу; из шерсти, подвязки, пояса и различные украшения. Из кожи изготовляют упряжь, лассо, щиты, палатки, рубашки, леггины, обувь и накидки для защиты от холода. Это по-настоящему ценное сокровище, легко получаемое, всегда доступное и подающее источник света, свободно обеспечивающий бесконечное количество людей, которых мы считаем нищими, хотя сами страдаем от избытка потребностей, способствующих нашей суете, тревогам и раздорам. (Bolton, 1941a, p. 279-80).
    В том же письме де Mезьер описывает наступательное оружие и защитное вооружение, носимое этими людьми. Первым являются огнестрельное оружие, луки и копья; последним из названного: «шкуры, щиты, кожаные шлемы с рогами и пёстрыми перьями». (Там же, стр. 278.)
 
   Однако испанские власти были серьезно обеспокоены дурным влиянием, которое оказывал на племя вождь ТОСКЕ(«Левая Рука»), более известный под именем ЭЛЬ-МОЧО. По происхождению вождь был апачем, в детстве захваченным тонкавами. Он вырос в племени, но благодаря боевым заслугам и уму, сумел добиться в нем неоспоримого влияния. Амбиции Эль-Мочо чрезвычайно беспокоили испанцев, и они вступили в сговор с его соперниками, замышляя убийство, но во время эпидемии 1777-1778 годов все краснокожие заговорщики умерли, а Эль-Мочо был избран верховным вождем.
    Начиная с 1750-х он стал известен как воин, а к 1758 году был одним из племенных военных вождей. В 1758 году он помог организовать нападение на миссию Сан-Саба-де-ла Санта-Крус. Этой миссией, организованной в 1754 году для апачей, были встревожены тoнкавы, вичита, бидаи и команчи, которые опасались, что апачи будут использовать её в качестве базы снабжения, откуда они могли нападать на другие племена.

    После разрушения миссии Сан-Саба, Эль Мочо часто сталкивался с мирным вождём тонкава по-имени Негуи(Neques), выступавшим за союз с испанцами. Эль-Мочо, который надеялся выгнать белых из Техаса, убедил большинство своих товарищей вождей продолжать войну против Испании и апачей, вплоть до того как  последние миссии апачей были заброшены в 1769 году. На протяжении 1770-х годов Эль Мочо сопротивлялся стараниям вождя Негуи замириться с испанцами и уступил общему миру только после того, как испанские чиновники согласились платить тонккавам за скальпы оседжей и апачей. Предположительно, он руководил тонкавами с 1779 года после эпидемии оспы убившей Негуи и большинство других старейшин племени.
    Эль-Мочо, который принимал участие в нескольких конференциях с испанскими лидерами, поспешил в деревню Taovayas близ Красной реки, и заверил испанского индейского агента, Атанаса де Мезьера, в своей преданности и дружбе. Мезьер сопроводил Эль Мочо в Бехар, чтобы посетить испанского губернатора, Доминго Кабелло  Роблеса. Эль Мочо получили подарки от губернатора и был назначен в качестве вождя тонкава. Но несмотря на эти инициативы, он продолжал настаивать на анти-испанском союзе между Техасскими индейцами.

    5 января 1778, по оценкам, у тонкава - 300 воинов из общей численности от 1000 до 1200 человек. В апреле того же года де Мезьер, в свой второй визит в племя, сделал  рисунки, в том числе отступников Xaranaine (Aranama). В сентябре 1779 г., когда он снова оказался в их поселении, то сообщил, что после недавней эпидемии оспы осталось 150 воинов. Три года спустя шпион, который провел несколько дней на сборе апачей и тонкава у реки Гваделупе сообщил, что присутствовали всего 600 тонкава, а остальные остались дома. Если  он сказал правду, то вряд ли это могло означать, что все пришедшие были воинами.
 
   В 1778 году подразделение тонкава-майейе, отделившиеся от остальной части группы, перешли в область вблизи устьев рек Колорадо и Бразос. Здесь они присоединились к индейцам каранкава-кокос, и к 1805 году, по-видимому, полностью вошли в состав этого племени. В этот же период все остальные группы Tonkawan стали считаться одним племенем. (Шоберг, 1953, стр. 283.)
    Из фольклора индейцев тонкава известно о племени яквел, «Yakwal» на языке тонкава означает «кочевали одни». Согласно легендам, собранным А. С. Гатчетом, часть индейцев тонкава, когда-то обособилась в низинах побережье Техаса. Много лет спустя, основная часть племени тонкава нашла этих людей, живущих рядом с современным Галвестоном и назвала их Yakwals. Не известно насколько историческая истина совпадает с легендой, но А. Ф. Шоберг предположил, что яквел могут относиться к индейцам мейейе (Mayeye, группа Tonkawan), которые в конце восемнадцатого века присоединились вблизи побережья к племени каранкава.

    8 октября 1779 года. В Бехаре губернатор Кабельо, чтобы завоевать доверие вождя, вынужденно признал Эль-Мочо «великим капитаном» и одарил богатыми подарками. Испанское правительство Мексики запрещало продажу индейцам огнестрельного оружия, и в 1782 году мескалеро с липан апачами, желавшие приобретать ружья, сделали попытку заключить мир с тонкавами, которые без проблем получали огнестрельное оружие от французов. Более 4000 индейцев собралось в декабре того же года, чтобы обменять ружья на ворованных лошадей, но складывающийся было союз оказался сорван амбициями Эль-Мочо, попытавшегося убедить апачские племена избрать его верховным вождем, обещая за это изгнать с индейских земель всех испанцев.

    Надеясь освободить свой народ от испанского контроля, Эль-Мочо сформировал свободную конфедерацию, которая включала тoнкавов, липан апачей (с которыми он заключил мир в 1781 году), а также некоторых команчей и кэддо. В январе 1784 Эль Мочо повёл военные отряды против испанских поселений, уводя лошадей и захватывая пленных. Индейские союзники испанцев пытались остановить эти нападения, но потерпели поражение от тонкава. Испанцы не могли оставить эту угрозу без внимания, и в июле 1784 года Эль-Мочо был приглашен на конференцию в форт Ла-Баия, где 12 июля был предательски убит на площади.
   После его смерти отношения между испанцами и тонкава улучшились. Тонкавы избрали нового вождя, и около десяти лет жили в постоянном поселении на реке Навасота, после чего вновь вернулись к кочевому образу жизни. Отношения с испанцами с тех пор периодически бывали враждебными.
    В июне 1785 года, Courbi сообщил, что новый вождь тoнкава создал постоянное поселение на  реке Навасота, и в течение ближайших 10 лет сведения о «деревне Tancagues» говорили - будто она была постоянной. Но это племя, обычно, описывают как кочевое; в последующий период, они поочередно находились в состоянии мира и войны с испанцами (Кабельо Рендел, 7 Июня 1785, 10 июля 1794 года, архивы Бехар). В течение 1790-х испанская система миссий была упразднена, а их жители либо оставались возле бывших мест проживания, на земле которую обрабатывали, или возобновили свою кочевую жизнь.
---------------------------
*частично из «Notes on the History and Material Culture of the Tonkawa Indians»
William K. Jones  . SMITHSONIAN PRESS Washington: 1969
---------------------------
*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"