Безумие Навуходоносора. Часть 4. Наказание

Томас Твин
ЦАРЬ НАДМЕННЫЙ, ЦАРЬ ПОДМЕННЫЙ

Ломать – не строить. Идея кары небесной худо-бедно скрепляла отдельные эпизоды - видение, совет, глас, ссылку и возвращение – в противоречивый, но все же единый сюжет. Без Неба «исповедь» Навуходоносора распадается на куски, не имеющие ни связи, ни общего смысла. Становится непонятно, кто же тогда вещал «с небес» о наступлении расплаты? Почему она действительно последовала? Почему она точно соответствовала предсказанию Даниила? И кто, если не Бог, сместил, сослал, поразил, исцелил и вернул Навуходоносора?

     К сожалению, информация о последнем периоде жизни Навуходоносора утрачена (или уничтожена) почти без остатка. Бесследно пропали и официальные хроники, и частные свидетельства. Сохранилось лишь несколько коротких, плохо читаемых отрывков, из которых историки с трудом извлекают полезные крупицы. Опасно возводить капитальные строения на таком шатком фундаменте, поэтому мы попытаемся осторожно набросать лишь один из возможных вариантов развития событий в последние годы правления Навуходоносора. Этот гипотетический сценарий почти совпадает с библейским, но, в отличие от него, обходится без участия сверхъестественных сил. С его помощью мы проверим, способны ли земные, естественные причины вновь соединить то, что распалось после десакрализации сюжета. Сначала для удобства наметим канву событий, а затем постараемся обосновать ключевые моменты.
 

ГИПОТЕЗА

Исходным пунктом нашего построения будет некая застарелая болезнь, которая в конце концов довела Навуходоносора до уровня животного*. Возможна ли такая трансформация в реальной жизни? История и медицина отвечают на этот вопрос утвердительно (известна, например, психическая патология - так называемая ликантропия - когда больной воображает себя каким-либо животным: волком, быком и др.)** .

Управлять государством в таком состоянии невозможно, поэтому недееспособного царя отправили в ссылку, а его место занял либо двойник, либо фиктивный, подменный царь. Таков второй пункт общей гипотезы***.
Завершилась эта история то ли смертью уничиженного властителя, то ли его выздоровлением и восстановлением на царстве…


Даже такой на первый взгляд фантазийный сюжет гораздо больше соответствует элементарной логике, здравому смыслу и обычаям Вавилонии, чем «достоверная» библейская история с ее спонтанным осуждением, запоздалым гласом и экстраординарным наказанием Навуходоносора. Чтобы убедиться в этом, будем последовательно, шаг за шагом развертывать гипотезу, заполняя ее лакуны правдоподобными деталями. В конце концов должна получиться непротиворечивая цепочка причин и следствий, вобравшая в себя – NB! – все события библейской версии.

------------------------------------------------------
       *Распространено мнение, что в действительности болен был не Навуходоносор II, а Набонид. Однако болезнь
         Набонида (упомянутая в “Молитве Набонида”) по многим признакам не соответствует библейскому
        описанию (см.Дан 4).
        Герхард Хазел («Постигая живое Слово Божье» Глава 2) замечает следующие различия:
        1.Болезнь поразила Навуходоносора в Вавилоне, а Набонида — в Теме.
        2.Болезнь Набонида поразила его тело (“злокачественные волдыри”, “тяжелая сыпь” или “тяжелое
           воспаление”), тогда как Навуходоносора постигло умственное расстройство.
        3.Навуходоносор наказан за высокомерие, а Набонид - за идолопоклонство.
        4.Навуходоносор исцелен Богом, тогда как Набонида исцелил иудейский заклинатель.
        5.4-я глава Книги пророка Даниила написана раньше, чем “Молитва Набонида”.
       
        К этим замечаниям можно добавить и другие:
        1.Набонида не свергали, не ссылали, не заковывали в цепи.
        2.Из Вавилона он отправился в Аравию, там воевал и добился успеха, а уж потом заболел.
        3.Он не обезумел и не одичал.
        4.Он отсутствовал 10 лет.
        5.Набонид не мог собрать в далекой Теме всех мудрецов вавилонских.
        6.Фраза «Валтасар, по имени бога моего» означает, что богом царя был Ваал, Бел. Но Набонид истово
            поклонялся богу луны Сину.
        7.Набонид не стал бы говорить, будто построил Вавилон.

   **Ликантропия - название болезни, образовавшееся от двух греческих слов, ;;;;; (волк) и  ;;;;;;;; (человек).
        В дальнейшем к ней стали относить и мании, связанные с другими животными.
 ***Нетрудно заметить в истории Навуходоносора параллели с обрядом подмены. В ней тоже фигурирует
        неблагоприятное пророчество, царь временно лишается власти, отсиживается в глухих местах и по истечении
        предсказанного срока опять восстанавливает свою власть.
        Характерно и то, что его преемник, все эти «семь времен» (согласно канону – 7 лет!) восседавший на троне,
        вообще не упоминается, словно какая-то мелочь или пустое место.
------------------------------------------------------




АКЕЛА МОЖЕТ ПРОМАХНУТЬСЯ

Лейтмотивом предложенного сценария является борьба за власть, ослабшую из-за болезни Навуходоносора. Никаких документальных подтверждений такой закулисной борьбы за вавилонский трон не обнаружено, но весь исторический опыт от древности до наших дней говорит, что слабеющая власть всегда становилась приманкой для властолюбцев. Вряд ли стал исключением и трон великого Навуходоносора. Из этого предположения мы и будем исходить при реконструкции событий.

===============================================
Царь заболел, но уходить в отставку отказался
===============================================

Как свидетельствуют сохранившиеся обрывки хроник, в конце жизни царь забросил государственные дела, перестал воевать, строить и выполнять обязанности правителя. В результате страна, которая привыкла к огромному притоку рабов и богатств с завоеванных территорий, скоро почувствовала, что золотой поток иссякает. Затормозились грандиозные строительные проекты, обогащавшие вавилонских нуворишей. Бездействовала огромная армия. Оскудели подвалы храмов без привычных щедрых подношений. Пришли в негодность каналы, из-за чего снизились урожаи и, соответственно, доходы землевладельцев. В общем, недовольство положением дел распространилось на все слои населения.
 
Заволновалось и ближайшее окружение Навуходоносора. Семья и двор с беспокойством наблюдали за апатией патрона, но особенно тревожили их официальные приемы, торжественные церемонии, праздники и другие публичные мероприятия. Там подданные могли заметить неадекватность царя, взроптать и потребовать замены. Наибольшую опасность представляли большие, утомительные ритуалы, в которых царь играл ведущую роль. Самым масштабным из них было празднование Нового года. В VI веке до н.э. этот праздник продолжался 11 дней, насыщенных увеселениями, мистериями, процессиями и пирами. Царь непосредственно участвовал во многих мероприятиях – ездил в Борсиппу за божеством Набу, привозил его в Вавилон и торжественно доставлял в храм Эзида, перевозил статую бога Мардука из храма в храм, устраивал праздничный банкет и приемы… 

Особенно важным считался обряд новогодней инвеституры*, когда боги выдавали новоизбранному или действующему владыке мандат на очередной год**. Для этого царь становился на колени перед храмом Мардука, отдавал верховному жрецу свои инсигнии*** и клялся, что ни в чем не согрешил против Вавилона. Верховный жрец бил царя по щекам и дергал его за уши. Если на глазах царя выступали слезы, это означало, что Мардук поверил его клятве и оставляет на троне. Царь входил в храм, касался руки бога и получал назад свои регалии. Если же слезы не появлялись, переназначение могло и не состояться.

------------------------------------------------------
       *Инвеститура(лат. investitura, от investire — "одевать, облачать, украшать") — торжественный обряд введения в
             должность, церемония передачи власти.
      **Тех, кто уклонялся от испытания, считали не полноправными царями, а наместниками с урезанными 
            полномочиями. Тех, кто испытание сорвал и не получил поддержки богов, могли отрешить от должности.
     ***Инсигнии(лат. insignis — "знак, признак, знамение, отличие") — знаки отличия, власти.
------------------------------------------------------

 
Огромную важность имел и так называемый Священный брак царя и верховной жрицы, который совершался в последний день Нового года в особом помещении на верхнем этаже грандиозного зиккурата Этеменанки. Подробности были окружены строгой тайной. «Божью невесту» назначал прорицатель, она принадлежала к царскому дому или к высшему обществу. Многие вавилонские цари желали, чтобы для церемонии были избраны их дочери. Половое слияние в этом культе было возведено в ранг священного действа, которое обеспечивало плодородие земли, процветание семьям, приплод стадам. Осечка «жениха» сулила бы Вавилону голод и нужду. Такого царя могли и от должности «отлучить».

Никто из приближенных не знал, справится ли больной Навуходоносор с новогодними ритуалами, не опозорится ли на глазах у всего народа? Надо было что-то предпринимать, поэтому неудивительно, что закулисная активность семьи резко возрастала в преддверии главного праздника. Потом наступали будни и семейство немного успокаивалось, поскольку в обычные дни царя отчасти могли замещать министры, сановники, губернаторы*. Эту цикличность, вероятно, отразила история Навуходоносора, где между двумя основными событиями - экстренным совещанием и ссылкой - прошел ровно год.
 
Сначала возмутителем спокойствия стал суверен. Приближалось 1 Нисана (Новый год), то есть первое новолуние после весеннего равноденствия.  Как назло, и весна, и новолуние обостряют течение некоторых психических расстройств. Ухудшилось и состояние Навуходоносора. По настоянию семьи Даниил начал уговаривать его ненадолго – всего на месяц-другой - отойти от дел и передать бразды правления в руки регента - наследного принца Амель-Мардука**. За это время верный слуга обещал исцелить страдальца, но для победы над болезнью царь должен отбросить все дела и полностью подчиниться врачу. Придется временно переложить заботы о государстве на плечи царицы и наследника. Они преданы государю и в час исцеления с радостью склонятся перед его мудростью.

Даниил старался изо всех сил, но его миссия не увенчалась успехом: болезненно-мнительный Навуходоносор заподозрил советника в сговоре и измене***. Вчерашний фаворит тут же превратился в персону non grata и утратил влияние на господина. А сам господин, между тем, с трепетом ждал начала праздника. Угроза провала разъедала и без того неустойчивую психику, лишала покоя и сна. Однажды в полудреме-полубреду больной увидал необычный сон, больше похожий на галлюцинацию****. Как часто бывает, в пугающем кошмаре причудливо соединились тревоги и болезни царя, а также элементы шумеро-вавилонского эпоса и праздничного обряда.

------------------------------------------------------
      *Перс Гаумата 7 месяцев правил Персией, выдавая себя за царевича Бардию. Все это время он не выходил из
        дворца и не показывался перед народом. (Геродот. История. Книга III «Талия», §68—79).
     **Регенты не раз правили бал в регионе. В отсутствие царя Набонида его 10 лет подменял в Вавилоне царевич
        Валтасар. Потом царем (а по сути - регентом) Вавилона вместо Кира Великого на 8 месяцев стал его
        сын Камбиз.
        После смерти Кира Камбиз отправился в дальний поход, а управлять делами оставил персидского мага Гаумату.
        Пока царь воевал в Египте, Гаумата обманом захватил власть в Сузах. Он объявил себя родным братом
        Камбиза – царевичем Бардией, якобы чудом спасшимся от смерти. Этот Лжебардия правил в Сузах
        почти 7 месяцев.
    ***И немудрено: в ассирийских преданиях рассказывалось, например, о легендарной царице Семирамиде,
        которой царь Нин на пять дней передал власть над страной. Царица тут же расправилась с царем и
        безраздельно завладела ассирийским царством (Клавдий Элиан. ПЕСТРЫЕ РАССКАЗЫ. КНИГА VII)
   ****Некоторые психические заболевания (например, шизофрения) нередко включают в себя т.н. онейроидные
        состояния (греч. oneiros - сон, сновидение, -eides - подобный, похожий), в которых сливаются воедино
        реальное, иллюзорное и галлюцинаторное. Больные не участвуют в видении, а остаются лишь пассивными
        наблюдателями, но переживают ужас, томительное ожидание, отчаяние. В то же время они чувствуют
        собственное величие и зависимость от внешних сил. [Молохов А.Н.], [Абашев-Константиновский А.Л.], 
        [Абрамович Г.Б.], [Шнейдер В.Г.].
------------------------------------------------------
    

Т е м а      сна (осуждение и наказание Навуходоносора по приговору богов) навеяна тем, что приближался новый год - время Высшего суда, когда бог Мардук должен был решать судьбу царства и царя. Оттуда же, вероятно, заимствовано и существо, которое ест траву, подобно волу (символом Нового года был жертвенный бык).
Центральный      о б р а з   – могучее дерево – мог появиться из-за того, что правителей и их царства было принято сравнивать с высокими деревьями [Иез 31:3, 5, 6, 12, Иез 31:18, Иер 46:22, 23, 24, Исайя 10:33]
В свою очередь      с ю ж е т      «вещего» сна также весьма напоминает предстоящее новогоднее испытание (т.е. обряд утраты и обретения власти):
       • В обряде верховный жрец спускается по ступеням храма навстречу царю, а во сне Служитель высших сил
            нисходит к Навуходоносору.
       • Жрец отбирает атрибуты власти (корону и скипетр), а Служитель лишает царственное дерево символов
            могущества и величия (кроны и ствола).
       • На празднике царь стоит на коленях (на четвереньках, как скот), жрец стегает его плетью (как вола), а во сне
            владыку низводят до животного.
       • В обряде Навуходоносора временно отстраняют от должности, а в видении Царя-дерево «срубают», сохранив
            корень на семь времен.
       • В старовавилонском варианте на время обряда трон занимал «подменный царь» из простолюдинов –
             блаженный или преступник. Во сне же Бог поставляет на царство «уничиженного между людьми».
       • По ходу ритуала народ («живущие») лицезреет коленопреклоненного владыку и постигает суть – не царь, а
             «Всевышний владычествует над царством человеческим».

Можно отметить также некоторое сходство с историей Вавилонской башни (поднялась до небес, Бог сошел, разогнал строителей).

Кое в чем этот сон аналогичен страстям Мардука, о которых все знали и всегда разыгрывали в первые дни праздника: там божество не пускают в гору, допрашивают и бьют, бросают в подземелье. Бог отлучен от всех и охраняется стражами, жена находит Мардука в подземном царстве и освобождает.

Хорошо известен образ Энкиду, двойника царя, человека-зверя, которого боги создали, когда легендарный царь Гильгамеш стал высокомерен. Эти герои мифов также могли повлиять на сновидение, поскольку некоторые детали биографии Навуходоносора напоминают биографию Гильгамеша: Гильгамеш подчинил Уруку соседние страны (Адаб, Ниппур, Лагаш, Умма), построил стену, храм (Навуходоносор покорил соседей, построил мощные стены и храмы - зиккурат Этеменанки, Эсагила).
Наверняка, сказался и страх перед безумием, который не раз охватывал царя после вспышек ярости.
 
Не исключено также, что расстройство психики Навуходоносора проистекало из редкого генетического заболевания крови (так называемой порфирии), для которого характерна повышенная чувствительность кожи к любому прикосновению и даже солнечному свету. Больной зарастает густой шерстью и ассоциирует себя с диким зверем. Такому человеку нестерпимо больно носить одежду, стричься и бриться. Во сне эти болезненные ощущения, должно быть, слились с образом царя-дерева и превратились в мучительное отсекание ветвей, срезание плодов, стряхивание листьев.

Кроме того, дерево – известный фаллический символ. В преддверии Нового года царя могла тревожить болезнь, которая помешает очередной брачной церемонии со жрицей. В этом случае падение дерева указывает и на импотенцию….

Весь этот клубок легенд и фобий показался царю дурным предзнаменованием, и он срочно собрал толкователей снов, мудрецов, советников и врачей*. Неугодного Даниила на консилиум не позвали**. Сообща обдумывали сон и решали, как быть с болезнью государя. Глава мудрецов непрошенным явился в самый разгар совещания. Царь неохотно прервал обсуждение, пересказал Даниилу сон и тот задумался. Тем временем дебаты мудрецов продолжались. Спустя час Навуходоносор вспомнил о Данииле и предложил ему высказаться.

Не царь в течение часа ждал, когда слуга выскажется, а напротив - Даниил сидел, пока царь не предоставил ему слово. Такой вывод следует из регламента двух дворцовых совещаний, обсуждавших царские сновидения, и мозгового штурма на пиру у Валтасара. Во всех трех случаях царь требовал от мудрецов ответа незамедлительно. (На то они и советники, что умеют быстро находить выход из трудного положения) Никто из рядовых мудрецов не выговаривал себе час на размышления, тем более не нуждался в этом их глава Даниил***. Значит, сам царь намеренно придерживал его. Навуходоносор один раз уже унизил Даниила, не пригласив на совещание, теперь он вновь подчеркивал свое нерасположение, «задвинув» Даниила в конец очереди выступающих. Как следует из [Дан 4:16] визирь заговорил только тогда, когда к нему наконец обратился царь.

Опальный фаворит воспользовался удобным случаем, чтобы напугать царя грядущей катастрофой, и еще раз предложил уйти «по собственному желанию». В противном случае царь лишится не только сана, но и разума. Так, дескать, Небом суждено…
И вновь Навуходоносор отверг советы референта. Слишком рискованно было выпускать из рук – даже на время – бразды правления. Не ровен час - инфант войдет во вкус и возвращать отцу венец не пожелает.

Вот и видение ничего про будущее «главного корня» не пророчит. То ли вернут царь-корню царский вид, то ли вовек не иметь ему сердца человеческого. То ли оковы медные падут, то ли в них он и завершит свой путь. То ли навсегда останется корень с животными среди полевой травы, то ли взыскают его советники его и вельможи его…. 
Вольно же речистому Даниилу уверять собрание, будто приказ «Оставить главный корень в земле в узах железных и медных среди полевой травы» означает, что «Царство твое останется при тебе». Лукавит визирь. … Сам ведь разъяснял, что корень (имеющий сердце, в железах, среди травы и животных) – это поверженный царь, а не царство. Стало быть, в приговоре Небес речь идет лишь о том, чтобы сохранить царю жизнь на семь времен. А вот о том, что дальше – тишина….
Возможно, Даниил не хочет дожидаться крайнего обострения болезни, ее перехода в дикое безумие и, чтобы убедить царя уйти, сулит в будущем восстановление status quo. Но план его чересчур опасен.

…Так или примерно так, должно быть, размышлял Навуходоносор, рассеянно слушая рекомендации придворных мудрецов.

------------------------------------------------------
      *Быстро оповестить и собрать их во дворце не составило труда, поскольку на Новый год в Вавилон съезжались
        все гадатели, колдуны и маги.
     **На это указывает и такая деталь: мудрецов приводят, а Даниил с опозданием приходит.
    ***Царь считал, что никакая тайна не затрудняет Даниила [Дан 4: 6]
------------------------------------------------------
 


Продолжение следует.


(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).