Моя Леночка

Александр Чепа
Продолжение рассказа "Старое городское кладбище".

– Неужели я снова здесь... – тихо проговорил я и вздрогнул – показалось, что кто-то может меня услышать, хотя здесь, судя по всему, больше никого не было.

Я осмотрелся. Обычное городское кладбище, причём уже давно закрытое для захоронений. Впрочем, я поспешил назвать его обычным - оно совсем не похоже на те городские кладбища, которые я видел раньше. Здесь не было домика смотрителя, оно выглядело совсем крохотным по сравнению с остальными участками, которые город выделял для погребения своих граждан. Так даже лучше, заметил я, потому что только здесь можно ощутить спокойствие и уют. А вот на других кладбищах, которые занимают площадь в десятки гектаров, легко и заблудиться.

Тут не было похоронено ни одного моего родственника, друга или хотя бы знакомого. Я посетил это кладбище всего лишь второй раз. Любой бы удивился, зачем я вообще здесь, особенно если учесть то, что мне нужно было потратить больше часа, чтобы добраться до него, да ещё и с двумя пересадками. К тому же, нельзя сказать, что у меня много свободного времени или дома совершенно нечем заняться. Через три дня я должен ехать на работу – в город, до которого больше сотни километров.

– Однако я снова здесь, – почти шёпотом повторил я и несмело прошёл вглубь кладбища.

Сначала мне захотелось просто побродить по нему, но через пять минут я уже стоял у той могилы, ради которой и проделал такой путь.

– «Леночка... Утонула...» – вполголоса прочитал я, вспоминая, как 15 июня впервые оказался тут с одногруппницей и братом. Эти слова были выбиты на надгробии, рядом с фотографией. Тогда меня поразила судьба этой тринадцатилетней девочки, которая погибла сорок шесть лет назад. Именно поэтому я пообещал себе вернуться сюда.

– Видишь, Лена, я не забыл тебя, – продолжал говорить я, не отрывая взгляда от памятника. – Не знаю, как остальные твои родственники, а я не забыл...

– Я знаю, что не забыл... Спасибо тебе, Саша.

Не могу описать те чувства, которые я испытал в этот момент. Сначала я вздрогнул от неожиданности, думая, что это всего лишь чья-то шутка; что меня просто услышала какая-то девушка, которая оказалась в это время рядом и решила подшутить надо мной. Однако обращение по имени быстро отогнало эту мысль. Внутри меня всё похолодело от немыслимой догадки, но я всё-таки медленно повернулся.

Передо мной стояла девочка, на вид ей было лет двенадцать, она казалась очень хрупкой и в её взгляде сквозила какая-то непонятная печаль. Я ещё раз посмотрел на надгробие. Нет, вроде не похожа. Но как же...

– Эта фотография была сделана за несколько месяцев до того, как я... Извини, до сих пор трудно вспоминать.

Изумление сменилось недоверием. Я посмотрел девочке в глаза и спросил:
– Ты Лена?

– Да, а ты Саша.

Она не спрашивала, а утверждала. У девочки был приятный голос, подумал в этот момент я. Но сомнения всё ещё оставались.

– Подожди. Откуда ты знаешь моё имя? И вообще, ты не можешь быть той самой Леной. Или ты... призрак?

Мне самому хотелось поверить в свои слова, но я не мог – она выглядела как обычная шестиклассница. Или семиклассница.

– Нет, Саша, всё-таки я та самая Лена. Да, Саша, я призрак.

Невероятно... Я одновременно и верил, и не верил ей.
Девочка чуть улыбнулась:

– Ты можешь не верить мне, но подумай сам – как я тогда узнала твоё имя?

– Это просто, – улыбнулся и я в ответ, – Можно было спросить у моих знакомых и вообще...

– Что вообще? – она заложила руки за спину.

Вдруг мне стало досадно. Если это розыгрыш, то совсем невесёлый. Я нахмурился:
– Я всё понимаю, но это уже выходит за рамки. Нельзя так шутить.

Словно в подтверждение своих слов, я огляделся по сторонам, ожидая увидеть кого-то из друзей или знакомых. Но здесь больше никого не было.

Улыбка девочки тоже померкла.

– Нет, мой милый Саша. Это не розыгрыш. Я хочу сделать так, чтобы ты мне поверил. Хотя я и выгляжу как человек и даже могу прикоснуться к тебе, но я вовсе не человек...

С этими словами она подошла ко мне и взяла за руку. Обычная тёплая детская рука.

– И что же нам теперь делать? – шутливо спросил я. Кем бы ни была эта девочка, она мне уже нравилась.

– Если хочешь, мы можем подождать ещё кого-нибудь, - предложила Лена. - Кроме тебя, меня больше никто не увидит.

– Сюда может никто за день и не прийти, – протянул я.

И тут меня осенила мысль.

– Ты можешь пойти со мной в город и тогда...

– Нет, не могу, – девочка виновато посмотрела на меня. – Мне нельзя выходить за пределы кладбища. Хотя я часто наблюдала за тобой.

– Тогда почему...

– Потому. Я могу видеть тебя, где бы ты не находился, но в таком виде я буду только здесь.

– Ну ладно, – вздохнул я. – Но мне всё равно непонятно, как ты смогла появиться в этом мире, если ты и правда призрак.

Девочка опустила глаза и ответила так тихо, что мне пришлось подойти к ней ещё ближе:
– Знаешь, я думаю, этому есть только одно объяснение...

Она замолчала. Я ждал. Вдруг Лена отвернулась от меня.

– Какое объяснение? – терпеливо спросил я, но девочка не ответила.

Я обошёл её и заглянул в лицо. Надо же... В её глазах стояли слёзы.

– Ну что такое? – огорчённо спросил я.

Лена подняла на меня заплаканные глаза:
– Ты меня совсем не знаешь, но моя смерть не оставила тебя равнодушным, ты плакал, потому что я утонула!

Теперь я больше не сомневался в том, что это та самая девочка, которая погибла полвека назад. Меня не испугало то, что она, по сути, гость из загробного мира, поэтому я обнял её и стал утешать:
– Ну не плачь. Всё будет хорошо. И в самом деле я...

Тут, признаюсь, и мне захотелось заплакать. Я вспомнил, как было больно и обидно думать о том, что жизнь маленькой девочки так трагически оборвалась в тринадцать лет. Она ещё совсем не успела насладиться жизнью...

Но сейчас мне было стыдно расплакаться перед ребёнком. Ведь я старше её на одиннадцать лет...

– Можешь не стесняться меня, Саша, я тебя хорошо понимаю.

Она умеет читать мои мысли...

Не знаю, сколько времени мы стояли, обнявшись, и плакали. Тут у меня возникла мысль – а вдруг нас увидят другие люди? То есть увидят-то меня одного, но что они подумают?..

– Не волнуйся, – услышал я голос Лены, – Первый человек сюда придёт только через час.

Я не стал спрашивать её, откуда она это знает, и только кивнул в ответ. Мне хотелось много о чём расспросить эту девочку, но она снова опередила меня.

– Извини, я не могу тебе рассказать. Не имею права. Живые не должны это знать.

– Очень рад, что мы встретились, – прошептал я.

– А я ждала тебя, – ответила Лена. – Я знала, что ты придёшь.

– А ты знала, что я...

– Нет, я и понятия не имела, что будет такой человек, незнакомый, которого моя смерть так огорчит, как тебя. Я была очень удивлена и, признаюсь, сначала даже не поверила, что такое возможно.

– Я сам сначала не поверил, – пробормотал я.

– Спасибо тебе за то, что ты есть, – девочка отошла от меня и мы снова встретились взглядами. Её глаза больше не были грустными, они уже светились радостью. Радостью...

– Когда-нибудь, я надеюсь, что ещё очень нескоро, ты поймёшь меня. Те, кто покинул этот мир, нуждаются в том, чтобы их вспоминали и любили.

– Понимаю, – произнёс я.

Кажется, пришло время прощаться.

– Да, я ухожу, – кивнула Лена. – Но мы ещё увидимся. До встречи, Саша! И не думай больше о смерти.

– До встречи, Лена, – улыбнулся я в ответ. – Приятно было встретиться с тобой.

– И мне тоже, – девочка заулыбалась. – А теперь отвернись, пожалуйста.

Я всё понял и отвернулся. Потом посмотрел на надгробие на могиле Лены.
 
– Я ещё вернусь, милая Леночка, – тихо сказал я и после этих слов повернулся и посмотрел на то место, где только что стояла девочка.

Через минуту я быстрым шагом шёл в направлении автобусной остановки. Я знал, что никогда никому не расскажу о том, что произошло сегодня на тихом и уютном гомельском кладбище.

12-13 августа 2013 года, пока ещё а/г Ерёмино.

P. S.

13 августа 2013 года я ездил в университет, чтобы мне подписали характеристику для военкомата. До начала работы в Хойниках оставалось всего два дня. За час до полудня я вышел из университета и вместо того, чтобы пойти на остановку и ехать домой, я направился совсем в другую сторону. Через десять минут я уже ехал на автобусе в Новобелицу.

В 11:50 я вышел на остановке «Мясокомбинат» и немного растерялся.

«Неужели я снова здесь?» – подумал я.

Оказалось, что довольно трудно было покинуть остановку и пойти в сторону кладбища. Сначала я изучил расписание автобусов, потом моё внимание привлекли рекламные объявления.

«Нужно идти» – в какой-то момент решительно подумал я.

Когда часы показывали 12:00, я уже шёл несмелыми шагами по кладбищу. А сегодня здесь больше порядка и чистоты, чем в прошлый раз (15 июня), мысленно отметил я. Надо же, почти два месяца прошло. Солнце пробивалось через листву деревьев, комаров уже не было. Глянув себе под ноги, я увидел чёткие следы от метлы. А может, это были грабли. На душе спокойно, хотя я немного и боялся, что тут может оказаться плохой человек, который захочет причинить мне вред. Однако эта мысль вскоре перестала меня пугать – я услышал звук работающей газонокосилки. Через минуту я уже проходил мимо рабочих, которые подстригали здесь газон. Они как по команде повернули головы в мою сторону. Интересно, что эти ребята обо мне подумали?

Проходя мимо могил, я машинально читал имена на табличках. Некоторые люди покинули наш мир в середине позапрошлого века... Кое-где просто стояли безымянные ржавые кресты.

Я свернул направо, всматриваясь в каждую могилу. Но моей Леночки всё не было. Мною овладела паника - я забыл, где находится её могила, и мне придётся вернуться домой. Нет, я не уйду отсюда до тех пор, пока не найду свою Лену...

Наконец-то. Я остановился перед очередной могилой.

– Вот, Леночка, я пришёл к тебе... – тихо сказал я, какой-то частью сознания ожидая, что сзади раздастся голос моей девочки. Но здесь больше никого не было.

По привычке посмотрел на часы. 12:05. Потом перевёл взгляд на надгробие. Каткова. Её фамилия Каткова. Почему же я в прошлый раз не увидел или не запомнил?

– Леночка... – снова произнёс я. После этого достал телефон и несколько раз сфотографировал её могилу. Теперь я запомню дату её рождения и тот день, когда она покинула наш мир.

Спрятав телефон в сумку, я дотронулся до ограды. Цветы. Мне стало легче на душе – её помнят. Вряд ли работники кладбища стали бы украшать каждую могилу цветами.

Казалось, будто я простоял возле могилы Леночки как минимум полчаса. Однако прошло всего лишь десять минут. Уходить не хотелось, я словно покидал здесь частичку самого себя.

– Я ещё вернусь, Лена, – полушёпотом произнёс я и медленно пошёл в сторону выхода.

Идя в сторону автобусной остановки, я еле сдерживал слёзы. Через несколько минут подошёл мой автобус и я поехал до вокзала. Когда я вышел из автобуса, увидел, что тот автобус, на котором я собирался ехать домой, уже отъехал от остановки. Ну и ладно. Путь до универмага я проделал пешком и думал о том, что вовсе не рассчитывал, что навещу Лену в этот солнечный день. Мне казалось, что это случится осенью или даже зимой...

13 августа 2013 года, пока ещё а/г Ерёмино.
19 апреля, 10 мая 2016 (исправления по тексту).