Универсальный казах

Карлыгаш Мукашева
Мой Львёнок умудрился попасть в больницу с пневмонией! И это в мае! Я в диком недоумении и одновременно в ужасе сама от себя. Пневмония при плюсовой температуре, когда мой гимназист и на улице-то не бывает толком! Это ещё куда ни шло, но как я могла пропустить пневмонию? КАК? Я же профессиональный больной с пожизненным стажем, выросшая в медицинской среде, в окружении многочисленных врачей!  И вообще, я дочка Разака Кежебековича, как-никак! А Разак Кенжебекович - и это все знают и подтвердят - не просто высококлассный терапевт с сорокалетним стажем был. Он  был Заслуженный Врач Республики Казахстан! Именно так - с четырёх заглавных букв!

- И это случилось со мной! - причитала я в телефонную трубку, попутно цитируя нелюбимого Аксёнова, - Той, которая видела Эйфелеву башню!

Алия молча слушала мои причитания, а потом решительно объявила:

- Завтра мы выезжаем к вам!

Я выдохнула. Горячий комок поднялся откуда-то снизу, затопил область сердца и растворил солёную царапающую корку, которая мешала мне дышать все эти дни. Я не заплакала, но дышать стало гораздо легче. Я не сирота, что бы я там  ни кричала сегодня утром врачам скорой помощи. Пока у меня есть Алия - я не сирота.

...Молодая девушка-врач немного раздражённо советовала не тащить с собой в "инфекцию" маленького ребёнка.   Забрать Арыстана одного бригада скорой помощи не могла, времена не те. Это раньше запросто могли одного ребёнка увезти на "скорой". А сейчас в больнице нужно подписывать кучу бумаг. И о том, что ты доверяешь им своего несовершеннолетнего ребёнка, и о том, что даёшь согласие колоть ему разные препараты и проводить разные процедуры. И когда твой обожаемый Львёнок с температурой под сорок, рвотой и одышкой, серыми потрескавшимися губами будет шептать: "Мама, мне больно...", тебе нужно будет подписывать заботливо подсовываемые с двух сторон листы формата А4.

- А хотите бланк на государственном языке? - доброжелательно предложит тебе дежурный врач, даже не взглянув в сторону твоего часто дышащего на кушетке сокровища...

Нет, я не жалуюсь, всё правильно. Им же нести ответственность, если что. Так что подписывай уже. Но буквы скачут и разбегаются, и смысл текста, напечатанного на официальном бланке, катастрофически ускользает. Что ты там подписала? На что дала разрешение? Отвечать всё равно тебе, ты -  мама!..

- Вы   бы позвонили маме девочки, - снисходительно кивает на Аянку милая девушка.

- Я мама этой девочки, - машинально отвечаю я.

- Я думала, вы бабушка, - немного смущается девушка-врач, - поглядывая то на меня, то на мою младшую. - Ну, вызовите кого-нибудь, кто мог бы с ней остаться, там же "инфекция" всё-таки, схватите что-нибудь...

- Некого мне вызвать, я сирота! - кричу я, пугая температурящего Арыстана, - Мне некого вызвать! Да, не смотрите на меня так! Бывают такие казашки, у  которых никого нет!

...Безжалостное воспоминание десятилетней давности бьёт наотмашь.
- Вызывайте маму! - кричит на меня кардиолог.
- Нету меня мамы, - равнодушно отвечаю я, и  ни стесняясь ни капли постороннего человека,  продолжаю кормить грудью трёхмесячного сына.
- Сестру, тётю, кого-нибудь! - выходит из себя кардиолог.
Мне нечего ей ответить. Долго всё это объяснять, да и к чему ей?
- Я в первый раз в жизни вижу казашку, у которой никого нет! - восклицает беспомощно эта ни  в чём не повинная женщина.

...Тогда, закрыв за ней двери, я села на пол в прихожей и завыла в голос. Я впервые почувствовала себя сиротой...

Бригада скорой помощи, две молоденькие девушки и молчаливый мужчина в глухой повязке на лице, испуганно переглядываются. Ещё не хватало им истерики на вызове,  дежурство только началось...

- В общем, эта девочка поедет со мной, - неожиданно успокаиваюсь я.

Стыдно. Вот чего ты начала кричать? Кто виноват, что решила рожать в том возрасте, когда твои ровесницы как раз поголовно становятся свекровями и бабушками? Кто виноват, что ты оказалась такой никудышной мамой и допустила, чтобы твой сын заработал воспаление лёгких? (В мае!!!)  А ещё через час за старшей дочкой в лицей ехать нужно на другой край города, её не выпустят на выходные без твоей личной подписи в журнале учёта. И уж точно никто не виноват, что ты панически боишься садиться за руль, хотя честно закончила водительские курсы и давным-давно  сдала на права. Ну что теперь поделать? Таскай свою четырёхлетнюю младшую с собой.

- Что ты, не можешь справиться с тремя детьми? -  с брезгливым презрением скажет тебе твой любимый мужчина, отец твоих детей.

И будет прав.  А вот действительно, какие там  у тебя проблемы? Печку не топишь, воду не носишь. Руками не стираешь, на работу с утра не бежишь.  По ночам сидишь за компом, вместо того чтобы спать, как все нормальные люди, а утром бодрой утренней пташкой радоваться  первым лучам солнышка. Кто виноват, что ты сова, а не жаворонок?

Классика филфака: кто виноват и что делать?..

Я смотрю на молоденькую девушку-врача. Совсем девочка. Вряд ли у неё уже есть свои дети. Красивая какая, - неожиданно отмечаю я. А она вдруг отрывает свой чемоданчик, достаёт из его недр голубую аптечную повязку и присаживается на корточки перед Аянкой:

- Давай-ка наденем на тебя это, хорошо? Ты же умница, правда? Ты же хорошая девочка?

Аянка кивает утвердительно. Она умница, зачем сомневаться?

- Ну вот и замечательно! - улыбается красавица-врач, - Мы сейчас поедем в больницу, а ты повязку не снимай, хорошо? Видишь, дяденька в повязке?

Молчаливый мужчина молча указывает на свою повязку.

- Это не дяденька, - неприязненно цедит Аянка.

- А кто?! - пугается громко "не дяденька", забыв о том, что он молчаливый персонаж.

- Мужчина, - надменно поясняет моя младшая. - Не дяденька, а мужчина!

"Не дяденьку" такой расклад устраивает, он успокаивается. Девушки тихонько смеются. Арыстан на диване через силу улыбается. И я вдруг совершенно не к месту вспоминаю прошлогодний наш с ним разговор...

...Это где-то в октябре было, ещё до осенних каникул. Обычный день, ничего примечательного, мы с сыном сидим за столом. Вдруг замечаю, что мой сынок,  у которого рот обычно не закрывается, молчит, и глаза задумчивые. Я, понятно, встревоживаюсь маленько. Лоб ему трогаю. Нормальная температура. Сын молча берёт мою руку в ладошки и какое-то время не отпускает. Молча. Глаза серьёзные. Тогда я осторожно спрашиваю:

- Сынок, а... о чём ты сейчас  думаешь?

И замираю. Боюсь спугнуть его мысли. Второклассник уже мой сын. Общество уже пообтесало его. И думать, и говорить стал куда стандартнее. Прямо скучаю по его неожиданным мыслям и нестандартным высказываниям...
Сын задумчиво отвечает:

- Я думаю, знаешь, что...

И опять замолкает.

- Что? Что ты думаешь? - я осторожно дую на его макушку. Сын ёжится:

- Щекотно, мам!

- Так о чём ты только что думал?

И сын вздохнув, начинает формулировать свои мысли:

- Я думаю, наш папа...  Он... Он настоящий. Самый настоящий... Универсальный... Казах...

-ЧЕГО?! - изумляюсь я в полный голос.

Никто не умеет изумить меня так сильно, как мой собственный сын. Ну, это если не считать одного "универсального казаха"...

- Как это - универсальный казах? -недоумеваю я. - Что это значит?

Сын молчаливо пожимает плечами.

- А ты что - не универсальный казах?

- Нет! - следует незамедлительный ответ.

А я?  - не успокаиваюсь я.

В ответ снисходительная улыбка и покачивание головой:

-Нет, конечно!
Как, мол, можно спрашивать такое, это ж элементарно, Ватсон!

- Ну что это значит, ты можешь объяснить? - начинаю раздражаться я. - Что ты имеешь ввиду? Как это понять - универсальный казах?

Арыстан не спеша допивает чай, встаёт из-за стола. Вежливо благодарит меня за обед. В дверях оборачивается и терпеливо, как нашей двухлетней тогда Аянке, говорит:

-Универсальный, мама, это означает  - на все случаи жизни!

...Сейчас эта сцена возникает передо мной с удивительной ясностью. Я прижимаю к себе обжигающе горячего Арыстана и шепчу ему на ухо:

- Держись, ладно? Ты справишься. Ты выздоровеешь. Ты же у меня настоящий универсальный казах!

В измученных глазах моего любимого Львёнка мелькает мысль-воспоминание, на воспалённых губах появляется улыбка - бледная тень его обычного солнечного сияния. Сын обнимает меня неожиданно крепко и отвечает с какой-то  взрослой усталостью. Будто это он несёт за меня ответственность и только что расписался об этом в каком-то невероятно важном документе:
 
- Да, мама.  Я универсальный казах.  Ты ничего не бойся.

Он вытирает своей горящей ручонкой мои предательские слёзы и обращается к младшей сестрёнке:

- Надень курту, Аянат. Не хватало маме, чтобы и ты простыла...