О братьях меньших

Сергей Чекалин
               

                Я думаю о том:
                Умеют думать звери?
                Вот, шевельнув хвостом,
                Котенок входит в двери,
                Он думает о том,
                Что будет с ним потом?
                А г н и я  Б а р т о. «Думают ли звери?»

Вопрос, конечно, интересный. Но здесь я поговорю не о животных с шевелящимися хвостами, а о птицах. Особенностями в жизни птиц очень много занимался профессор Конрад Захариас Лоренц (1903-1989). Рекомендую почитать его исследования о поведении галок. Замечательная книга!

Когда я читал её, то вспоминал своё детство в Тамбовской области. Мы жили в степной зоне на юге области. Наш дом находился примерно в двухстах метрах от основной деревни, которая называлась Красным Кустом. Непосредственно перед нашим домом располагался луг, который не распахивали под посевы. Он был примерно размерами 200 на 400 метров. Очень часто перед нашим домом собирались на свои собрания стаи ворон, а то и галок. Шум от них стоял невообразимый. Самое настоящее колхозное собрание. Причём, создавалось впечатление, что все ругают какого-то определённого собрата, находящегося здесь же, в середине стаи. Но шумели с перерывами. Какое-то время была сравнительная тишина, нарушаемая негромкими голосами отдельных птиц, а потом – как с цепи, вдруг, сорвутся, и давай орать, кто во что горазд. Но это только кажется, что так. Конрад Лоренц вполне грамотно обосновал такое их поведение. Потом, в конце собрания, по команде старшего, вся группа одновременно взлетала и исчезала в степи.

Почему-то они всегда выбирали это место перед нашим домом. Может быть, что и где-то ещё собирались, даже наверняка. Но очень уж часто у нас, несколько раз за лето. Зимой такого не наблюдалось. Вот и казалось тогда, что это вполне разумные существа, разговаривают и ведут себя, как люди, думают, как люди.

Думают они, или не думают, сказать я не могу, не специалист. Но я убеждённый консерватор в этих вопросах: свойство думать на Земле присуще только человеку. И вот, на фоне моего глубокого консерватизма, я наблюдаю такую историю. Мы с женой подъехали на машине в конце марта этого года к сбербанку на улице Академика Янгеля. Марина, жена, пошла в сбербанк, а я остался в машине. Только что выпал небольшой снег, который не весь ещё растаял. По газону, если так можно назвать эту часть улицы, огороженному небольшим заборчиком, разгуливают по снегу две вороны. Внутри этого огороженного участка растут несколько больших деревьев и несколько кустиков какого-то растения. Я присмотрелся, от нечего делать, на эту пару. Сразу выделилось, что это именно семейная пара, Он и Она. В Его клюве была какая-то довольно большая (как оказалось – съедобная) вещь. Он с небольшим затруднением отделил от этой вещи примерно четвёртую часть и отдал Ей. Она тут же принялась за еду. А Он продолжил разделение оставшегося куска на несколько частей. Заготовил ещё четыре куска. Примерно одинакового размера. Думаю, что же Он будет с ними делать? Он последовал за моими мыслями, стал разносить куски под кусты и прятать в прошлогодней листве. Причём, кусок положит на землю (под кустами снега не было), придавит его клювом, а потом берёт по одному засохшие листья и накрывает свою ухоронку, пока она вся не скроется под листьями. Так Он и проделал это в трёх местах. А с оставшимся куском Он подошёл к Ней, и они вместе закончили трапезу.

Это известно, что практически все животные прячут излишки продуктов. Известно также, что своих ухоронок они не всегда находят, да и не помнят, где что положили. Но по тому, как вела себя эта семейная пара ворон, не думалось, что эти ухоронки им будут неизвестны. Очень хотелось бы посмотреть на появление этих птиц в какое-то время в том же газоне, у своих запасов. Ведь если они появятся, то ясно, что именно эти птицы умеют думать, планировать, да, вероятно, и разговаривать между собой, обсуждать на куцем языке свои проблемы. Думать, что будет с ними потом?

Очередь в сбербанке была большая, поэтому жена застала практически конец этой истории с птицами. Я рассказал ей всё предыдущее. Марина попросила меня написать об этом, что я и сделал, значительно хуже, чем мои герои – вороны. Ведь я не смог же описать, как Он разыскивал места ухоронок. Как Он подходил к какому-то кусту, но что-то Ему не нравилось там, а что – неизвестно. Но видно было (шучу), как Он морщился от неудачи. Вот это деловитое Его поведение и надо было видеть и описать. Неожиданная для меня разумность в житейском плане. Забота о Ней и хозяйственная расторопность.