Об одном высказывании Ж. Ж. Руссо

Евгений Терещенко
«Терпение, кротость, смирение, честность, беспристрастная справедливость – это блага, которые уносят с собой и которыми можно обогащаться беспрерывно, не опасаясь смерти».
Ж.Ж.Руссо.

Когда-то, перечитывая «Исповедь» великого писателя и мыслителя, я наткнулся на приведенную выше мысль, которая показалась мне заслуживающей внимания, но не совсем понятной. Мне было непонятно, что значит «обогащаться» терпением, кротостью и т.д., это слово казалось мне применимым по отношению к деньгам, знаниям или чувствам, но не к человеческим качествам.

Впоследствии фраза Жан Жака мне припомнилась и стала, вдруг, для меня понятной. Свои положительные, как, впрочем, и отрицательные качества, мы действительно можем накапливать, "обогащаться" ими. Если, к примеру, какой-то человек своим поступком или словами вызвал мое раздражение, я могу выразить свои чувства внешне, нагрубить обидчику, повысить голос, закатить истерику, а могу сдержать свой гнев и прореагировать на обиду спокойно, с достоинством. И если я сдержал себя, не ответил на обиду грубостью, такое мое качество, как выдержка, усилилось; я «обогатился выдержкой». В следующий раз, в аналогичной ситуации, проявить выдержку мне будет легче, и если я снова это сделаю, моя выдержка еще больше возрастет. Если же я дал выход своему чувству, проявил его внешне, мое качество раздражительности усилилось, «накопилось», и в следующий раз, в аналогичной ситуации, сдержаться мне будет еще труднее.

Точно также дело обстоит со всеми лучшими человеческими качествами: терпением, честностью, смирением, милосердием, бескорыстием и так далее. Чем чаще мы их проявляем в жизни, тем сильнее они в нас укореняются, накапливаются, тем более мы «обогащаемся» ими. Как мне кажется, мысль Ж.Ж.Руссо очень важна и дает перспективное направление работы над собой.