Скверная речонка с неприличным названием

Наталья Волкова 5
Скверная речонка с неприличным названием или, а где это, собственно?

Барнаул=Мордасов

Посмотрим внимательно на городок Мордасов. Что он из себя представляет? Типичный провинциальный одноэтажный городок, где по улицам бродят куры и коровы. По словам Марьи Александровны, он стоит на берегу «скверной речонки с неприличным названием». Что хотите со мной делайте, но не могу я согласиться, будто в топониме Барнаулка мадам Москалёва усмотрела нечто неприличное. Точно также нет ничего возмущающего слух благородной дамы в названии Обь, Омь, Иртыш или Семипалатинка. И в этом случае Омску и Семипалатинску повезло гораздо больше, чем Кузнецку, расположенному на реке Томь, неподалёку от устья речки Кондомы, название которой, в переводе с шорского языка, означает «извилистая река». Поэтому я склонна думать, что эту фразу раздражённый неурядицами Достоевский придумал, имея в виду город Кузнецк.
 
Поставим ещё один минус и двинемся дальше вместе с Павлом Александровичем Мозгляковым, который выйдя из дома Москалёвой «забрел куда-то очень далеко, в какой-то уединенный и незнакомый ему форштадт Мордасова. Становилось темно. По улицам, обставленным маленькими, враставшими в землю домишками, ожесточенно лаяли собаки, которые в провинциальных городах разводятся в ужасающем количестве, именно в тех кварталах, где нечего стеречь и нечего украсть». Описание местности, дальней окраины годится для любого из наших сибирских городов, будь то Омск, Барнаул, Семипалатинск или Кузнецк. Но имела форштадты только Омская крепость. Ставим очередной минус и продолжаем.

Бедный учитель уездного училища, несчастный Вася рассказывает Зине о своём способе расстаться с жизнью: «… был тут третьего года один арестант, подсудимый, злодей и душегубец; но когда пришлось к наказанию, он оказался самым малодушным человеком. Зная, что больного не выведут к наказанию, он достал вина, настоял в нем табаку и выпил. С ним началась такая рвота с кровью и так долго продолжалась, что повредила ему легкие. Его перенесли в больницу, и через несколько месяцев он умер в злой чахотке». Это уже совершенно точно история из жизни Омского острога, описанная Достоевским в "Записках из мёртвого дома". А вот Барнаул не настолько тесно соприкасался с миром арестантов, злодеев и душегубцев. По царскому указу в Алтайском горном округе запрещено было использовать труд каторжников и, живи Вася в Барнауле, ему негде было бы наблюдать случай отравления каторжанина. Последний, четвёртый минус!

Итак, три плюса против четырёх минусов. Вынуждена согласиться, что образ городка Мордасова – собирательный образ провинциального городка. Оригинальные черты Барнаула, Омска, Семипалатинска и Кузнецка смешались в нём с типичными чертами провинции Российской империи 19 века. И я этому очень рада. Сомнительная была бы честь для Барнаула.