Труженикам тыла. Портрет бабушки Ульяны

Ольга Кореневская
 Этот бабушкин портрет* подготовила к Бессмертному Полку ещё в прошлом, 2015 году, а вышла с ним только в этом - на 71 годовщину Великой Победы. Сначала его мне подруга помогала нести, а я ей - её транспаранты с фотографиями родственников.... Потом несла над головой САМА, на вытянутых вверх руках... И усталости не было!.. Таков победный дух ДЕВЯТОГО мая!!!.. Раньше встречала Бессмертный полк, фотографировала, теперь сама шла в его рядах, а со всех сторон щёлкали фотоаппараты... Смотри, бабушка!.. Вот какой бесконечный поток людей, потерявших своих родных и близких на той страшной войне... Помним!.. С каждым годом Бессмертный Полк становится полноводнее!.. А небо какое было от наших слёз и радости!.. Словно пушистые перья белоснежных, райских птиц по небу разметались тут и там!..

 Моя бабушка, Кореневская Ульяна Михайловна,во время войны работала на нескольких работах, в том числе - почтальоном. Растила четверых детей с престарелым отцом - Михаилом Васильевичем Кореневским. Чтобы меньше есть, она стала курить. Трудные военные времена в деревне... Лепёшки из картофельной кожуры... Собранные летом ягоды моя мамочка, маленькой, ходила продавать далеко, пешком, в город Барнаул, чтобы купить хоть немного муки. Когда привезли в Бобровку (селу уже 300 лет) блокадных детишек из Ленинграда, маму мою, при обходе школы, врачебная комиссия забрала в больницу. Мама говорила, что она была такой худенькой, что ручонки, казалось, были покрыты мхом... Прознав про это, сельчане понесли в больницу - кто-что мог... Однажды, на подоконнике появился, поутру, даже стакан козьего молока. Вместе с четырьмя детьми росла и младшая сестра бабушки Ульяны, Ольга.. Они, освободители, и работники тыла, выживали, как могли, растили поля, вязали для фронта носки, работали на заводах, хотели, чтобы мы в радости и любви к Родине растили своих детей... Они молятся за нас на небесах. Они подарили нам это счастье, что мы имеем сейчас - МИР !!! Вечная память!!! Поклон до Земли!!!

 Похоже, что для многих молодых всю жизнь надо рассказывать, пояснять о том, какие они счастливые и почему... Мои Ленинградские (по папиной линии) двоюродные, троюродные бабушки тоже пережили блокаду. В первый мой, сознательный (13 лет) приезд с папой в Ленинград, двоюродная бабушка Оля водила меня на Пискарёвское кладбище через брешь в заборе, потому что недалеко от них... Показывала могильные плиты не переживших блокаду родственников... Памятны и сильны впечатления от этого, от её рассказов, от музыки, звучащей там и от скульптуры женщины, приспускающей вечную гирлянду... в честь погибших...

 Дедушки Василий и Иван Кореневские погибли, один - в Великую Отечественную, другой - в Финскую...

 Дедушка Виктор Владимирович БорисОвич - заслуженный врач России, - по папиной линии - был хирургом на передовой. Попав в плен, бежал с другом, после чего продолжил работать при советском штабе... Вернувшись с Победой в Сочи, лечил, восстанавливал раненых в госпитале санатория "Правда".... Бабушка моя, Ольга Васильевна Борисович (Клыкова) - верная его супруга, помощница, медсестра, поведала мне об этом. Хотя мне было пять лет, когда он ушёл из жизни, по сей день, при упоминании о нём, чувствую его тепло, зашиту и любовь, которые он успел подарить...

 Дед Андрей Андреевич Ванюков, по маминой линии, воевал на ленинградском фронте, где был ранен в руку. После госпиталя был направлен командиром конного батальона на сталинградскую битву. Вскоре бабушке Ульяне пришло извещение "Пропал без вести"... Всю жизнь ждали и надеемся найти его останки и сведения о нём... В списках на мемориале в Волгограде мама - Борисович-Ванюкова Мария Андреевна - не отыскала его фамилии... Надежда на поисковые отряды. О нём у меня, однажды, и песня сложилась: "Воевал мой дед под Сталинградом.."

9 мая 2016  Сочи

НИНА КОРЧУГАНОВА и ОЛЬГА КОРЕНЕВСКАЯ с ПОРТРЕТАМИ. 9.05.2016 - СОЧИ.
Фото Светланы Костенко.