Ржевская Ф. С

Александр Захваткин
РЖЕВСКАЯ ФЕОДОСИЯ СТЕПАНОВНА
30 декабря 1760 – 22 июля 1795

Феодосия Степановна родилась в семье генерал-поручика Степана Матвеевича Ржевского (1732 – 1782) и Софьи Николаевны, урожденной баронессы Строгоновой (1737 – 1790).
Своё имя Феодосия получила в честь бабушки по отцу, Феодосии Наумовны Сенявиной (1717 - 1785).
О сестрах Ржевских оставил воспоминания их кузен – И.М. Долгоруков (1764 – 1823), который описывает Феодосию Степановну как очень милую, наивную девушку, в отличии от её сестры Прасковьи, которой передался темперамент отца:
«Она была тиха, скромна и меланхолического свойства. Природа одарила её разными талантами, из коих наипаче отличалась она в искусстве Терпсихоры. Будучи еще на воспитание в Смольном, она танцевала балеты при Екатерине, которые так ей полюбились… Но была она ума не хитрого, и с этой стороны не похожа на отца. Проста в чувствах и помышлениях, она с невинностью предавалась первым впечатлениям природы.»

В Смольный институт Феодосия поступила в 1767 году вместе с сестрой Прасковьей.
В 1972 г. Екатерина II заказала Левицкому серию портретов лучших воспитанниц Смольного монастыря, среди них оказалась и Феодосия Степановна.
В 1779 году сестры окончили институт. Феодосия Ржевская, высказав отличные успехи, в числе шести лучших воспитанниц была пожалована золотым шифром императрицы. После выпуска девушки вернулись в родительский дом.

В 1786 году 26-летняя Феодосия Степановна вышла замуж за овдовевшего князя Михаила Николаевича Голицына. Со временем он дослужился до тайного советника, был ярославским губернатором. Но жизнь княгини Феодосии Голицыной оказалась недолгой, она умерла совсем молодой 22 июля 1795 года и была погребена вместе с дочерью на Урусовском кладбище Толгского монастыря в Ярославле.

Её сын Николай Голицын (1790 – 1812) погиб в Бородинском сражении в возрасте 22 лет.

Портреты «смолянок» поступили в русский музей 17 августа 1917 г. из Большого Петергофского дворца в очень плохом состоянии. Вплоть до 2008 г. фундаментальной реставрации картин не осуществлялось, проводились периодические  работы по их поддержанию в состоянии достаточном для экспозиции. Комплексная реставрации всей серии этих картин была завершена в 2010 г.
Портрет Ржевской и Давыдовой, как выяснилось во время последней реставрации, имел подгибы по авторскому слою, которые при неправильном хранении возле сырой стены подверглись разрушению плесенью, в результате неизвестные реставраторы дописывали утраченные фрагменты очень приближенно напоминающе авторский стиль Левицкого.