Визитная карточка из далёких лет

Нина Серебри 2
               Ничто не сравнится с очарованием путешествий.
               И в сердце, и в памяти они оставляют немеркнущий след.
               Особенно соблазнительно отправиться к истокам великой тайны,
               Даже если заранее знаешь, что никто не может постичь ее до конца.
                Е. Парнов

       
  О Стамбуле можно рассказывать много. Необыкновенно  интересный и своеобразный город.
  Но я хочу рассказать  не столько  о городе, сколько о встрече, которую запомнила на всю жизнь…
  Как-то наводя порядок среди книг, открыток и путеводителей из разных стран, где удалось побывать много лет тому, я обратила внимание на выпавшую визитную карточку. Привет из далёких  восьмидесятых, когда мы только получили возможность выезжать заграницу. С визитки на меня   смотрел парень лет тридцати с нерусским именем Мурат, адрес и уйма телефонов.………….
  Мы возвращались домой из Югославии (тогда еще)  на теплоходе «Собинов». Во второй половине дня теплоход бросил якорь в порту Стамбул. Мы срочно собрались, чтобы успеть пройтись  по магазинам  и посмотреть вечерний Стамбул.
К нам с мужем в компанию напросились одна киевлянка и две пожилые дамы-ленинградки - одна профессор, другая доцент, обе запуганные инструкциями КГБ - что все нельзя опасно и враг не дремлет!
  Стамбул – столица Византийской и Оттоманской империй, расположен на холме и окружён тремя морями; Черным, Мраморным и Эгейским. Босфор делит город на две части. Удивительный город - западная часть Стамбула находится в Европе, а восточная – в Азии. Попадая в чужой город, я всегда ждала чуда -  вот повернешь за поворот, а там – Чудо!. Я тянула своих спутников всё дальше от порта. Мне казалось, что еще один поворот и появится что-то необыкновенное. Наши дамы  не на шутку испугались и стали проситься назад в порт. Увлечённая увиденным, я потеряла «нюх» и запуталась в улицах, ведущих домой.
  И тут, словно в сказке, перед нами остановилось такси. Симпатичный водитель на английском языке предложил помочь. Так как из всех пятерых только я одна могла через пень колоду общаться на английском, все проблемы легли на меня. Подкупило то, что водитель сразу показал своё удостоверение с фотографией. Делать было нечего и мы сели в такси. Дамы пробовали сопротивляться, но мои слова о том, что если они потеряются, их не пустят уже никогда и никуда возымели действие. Мы все залезли в маленькую машинку - муж с дамами на заднее сидение, как штурман, рядом с водителем.
Парень стал что-то быстро говорить по-английски. Из всего сказанного, я поняла – «хотите - можно заехать в «шооп». Я, не советуясь с дамами, сказала: «ОК».
Когда мы подъехали к шикарному магазину кожаных изделий, моих дам теперь пришлось вытягивать из машины.
  - Вы, что  хотите, чтобы нас там  ограбили?, - волновалась профессор.
Её старшая ученая подруга поинтересовалась:
  - Там и изнасиловать могут?,- с надеждой  в голосе спросила она.
Тут муж не выдержал и вмешался:
  - Ну, за это мы не можем ручаться, но всякое может быть…
   В общем, мне удалось уговорить их, и мы все вместе вошли в магазин. Тут же нас усадили за столик и поставили по чашке кофе. Все, во главе с хозяином, стали наперебой снимать с высоких вешалок дубленки, костюмы, куртки… Мы ошалели от такого количества модных вещей! Одним словом - пустили  Дуньку в  Европу!! ВСЕ  начали примерять ВСЁ! Я только успевала консультировать дам и торговаться. Накупили всего много, и особенно ленинградки. С огромными пакетами, ошалевшие от  изобилия дефицита, с пустыми кошельками, мы вышли на улицу. Уже опустились сумерки, южное небо усеяли звезды. Положив покупки в багажник, мы уселись в машину. Водитель был очень доволен тем, что мы сделали много покупок. Оказывается, он получал определенный процент с каждой покупки, а мы сделали целых пять!
  Я не уставала восхищаться красотой вечернего Стамбула, подсветками на мечетях и минаретах. Попутно я  пыталась рассказать историю города и сказочно красивых мечетей. Когда я сказала о том, что западная часть Стамбула в Европе, а восточная в Азии, водитель закивал  головой и спросил:
  - Хочешь посмотреть? Я отвезу.
  Я как могла объяснила ему, что мы не рассчитываем на такую поездку, что у нас нет  «мани». 
  Не говоря ни слова, парень круто развернул  машину и  поехал в противоположную сторону.
  - Денег не надо, я на вас уже заработал, - улыбаясь сказал он.
  Что тут началось, когда я объяснила дамам куда мы едем!!
  - Вы что, хотите чтобы нас ограбили и убили?! Немедленно возвращайтесь! Вы, что с ним заодно? Мы будем жаловаться на вас!
 - Если  убьют, как же вы будете жаловаться? Зато вы увидите здесь то, чего больше нигде нет, - парировала я.
  Дамы уже начали немного успокаиваться, когда машина опять свернула в какие то грязные темные улочки. Они были загромождены непонятной тарой, по разрушенной мостовой текла вода, одноэтажных домиках светились тусклые лампочки. Фонарей не было вообще. Машина медленно пробиралась среди этого хаоса. Ученые дамы жалобно поскуливали. Тут и я испугалась.
  - Где мы?, - нервно спросила я у водителя.
  - Don’t  be  «эфрейд»!, - весело засмеялся он, - я сокращаю путь.
  Ещё минут десять езды по колдобинам тёмных улиц, так напоминающих наши окраины, и мы  выехали на мост. Багровый закат ещё освещал его, но с каждой минутой становилось темнее. Мы  с мужем вышли из машины и с восторгом любовались закатом. Увлеченные красотой заката, мы совсем забыли о наших спутницах. Громкие крики – «Наин, Наин», заставили нас поспешить к машине. Подавая руку пожилым дамам, водитель галантно пытался помочь им выйти из машины, чтобы они успели  полюбоваться закатом. Но дамы, вцепившись в спинки сидений, истошно вопили:
  - Нет, не хотим! Наин!.
  Когда они увидели меня  крики стали ещё громче:
  - Куда вы нас завезли? Вы, что не понимаете, если мы выйдем он - они тыкали пальцем в водителя -, немедленно уедет с нашими вещами. Ведь вещи в багажнике!!, -кричали они.
  Не знаю почему, но до этого момента у меня ни на минуту не мелькнула подобная мысль. Хотя всякое бывает… Видно парень понял смысл истерики и с поднятыми руками стал в стороне всё повторяя
  - Don’t  be  «эфрейд»!-не бойтесь! Сори!   
  Возмущенный муж вмешался:
  - Да как вам не стыдно! Ведь, нас много и с вами  мужчина!,- гордо заявил он. Всё  будет «окей». Услышав «окей» ,водитель обрадовано опустил руки и отошёл от машины.
  - Тания, - закричал он мне, - смотри, огни  парохода!
  Но настроение было испорчено и я не смогла насладиться «историческим моментом». Удастся ли ещё когда-нибудь побывать здесь, мелькнула мысль….
 На обратном пути  Мурат (так звали водителя) рассказал, что он имеет свой дом, живет с родителями и не женат, что окончательно убедило наших дам в том, что он присватывается ко мне.
  Мы очень быстро доехали в центр. Начал накапывать дождь, и небо затянулось облаками. Но сюрпризы ещё не закончились… Мурат быстро заговорил о чем-то, часто повторяя «тиа», «тиа».
 - Хочешь «тиа»?,-это я поняла, что дальше - не очень.
  Боясь очередного скандала, я решила посоветоваться с дамами,  будем принимать приглашение на чай или нет?
  Попав в сияющий подсветками мечетей и минаретов вечерний Стамбул, дамы осмелели. Как будто в центре нельзя при желании обворовать!
  - Да, да, хорошо бы сейчас попить чайку, - зашумели они.
  - Танечка, вы не замечаете, что вы ему понравились? Он не понял, что с нами  сидит ваш муж. - А вы, - обратились  они к моему мужу, - делайте вид, что вы не супруги. Пусть он поухаживает за ней.
  - Может быть вы ещё предложите сдавать жену почасово?, - шутя  спросил он.
  Но дамы ответили серьёзно:
  - Иногда даже очень полезно пофлиртовать немного ради спокойствия.
  Тем временем мы подъехали к одной из мечетей. Огромный экран окружало множество скамеек. Всё это тонуло в зелени деревьев.
  - А где же чай?,- подозрительно поинтересовались дамы, вцепившись в свои пакеты. Назойливо моросил мелкий дождик, но это не помешало нам рассесться на скамейках. Тут же  появился человек, разносивший чай. Интерес вызвали стаканы, собственно не стаканы, а наши медицинские банки, которые ставят больным во время болезни. Но горячий чай был весьма кстати. 
  Вдруг экран ярко осветился, заиграла светомузыка и началась лекция об истории Стамбула. Лекции велись на английском, немецком, французском, ещё на каком-то языке, но только не на русском! Лекция сопровождалась демонстрацией видов Стамбула и, в основном, показом мечетей. Все ёрзали на скамейках и возмущались, почему нет русского перевода…. И тут муж толкнул меня в бок: 
  - Ты же что-то читала  о  Стамбуле и даже записывала… Расскажи…
  - Действительно, хорошо , что напомнил. Я обрадовано вытащила блокнот с записями.
  В это время на весь экран появилась Святая София.
  - Архитектурное чудо - символ «золотого века», строили которую всего пять лет (532-537), довольно бодро начала я. - Арки украшают 15 тонн золота, а так же  серебро, жемчуг, слоновая кость  и драгоценные камни. Строили её в период правления Юстиниана. По окончанию стройки Юстиниан  сказал:
  - «СОЛОМОН, Я ПРЕВЗОШЕЛ ТЕБЯ!»   
  - Не спешите, я не успеваю записывать, - вдруг раздался голос. Это рядом присели ещё несколько человек, русских, судя по говору, явно москвичей. На экране ещё мелькали различные фрагменты церкви, но мои знания иссякли, и я  виновато замолчала.
  Но вот на экране появились новые цветные кадры ещё одного чуда Стамбула - Голубой мечети, которая находится рядом с церковью  Святой Софии.
  - Голубая мечеть самая большая мечеть Стамбула, расположена на берегу Мраморного моря, минареты и огромный купол её возвышаются над Босфором. Строил её султан Ахмед в 16о9 году.  Интерьер храма отделан голубыми изразцами, их более
2-х сот тысяч. И покрывают они сплошным ковром все стены. Громадный зал мечети залит светом  260-ти больших окон, а сверху…
  - Да не спешите вы, мы не успеваем записывать, - опять послышался недовольный женский голос. - Повторите, сколько  окон?
  - Какие могут быть претензии, она не экскурсовод, - отозвались мои защитники.  - Ещё я знаю ,что Голубая мечеть - единственная в мире мечеть с шестью минаретами, и этим были очень разгневаны старейшины МЕККИ.
  Экран погас, наступил перерыв.
  - Прошу всех приготовить по 5 долларов за лекцию, - раздался голос моего мужа, любившего пошутить.
  - ЧЁ-ЧЁ?!-возмутились москвичи, вы не  предупреждали!.
  - Да успокойтесь, заступились бабули. - Это шутка, он же одессит!
   Хотя еще было относительно рано, но мы поспешили на теплоход. Мы очень тепло распрощались с  Муратом. Он  пытался ещё что-то сказать, просил адрес, но я сделала вид, что не поняла.
  Романтика стамбульского вечера запомнилась на всю жизнь.
  На следующие утро мы с мужем постарались быстренько позавтракать и, оторвавшись от бабуль сошли на берег. Правда, к нам опять присоединилась киевлянка.
  У меня была цель - на этот раз попасть на знаменитый турецкий базар, хотя денег оставалось буквально копейки. Подруга  даже нарисовала мне план, как попасть туда пешком, без затрат.
  Ну, о турецком базаре нужно говорить отдельно. Это огромный город. Куда там браться одесскому седьмому километру! Самое обидное было то, что здесь, оказывается, все вещи, купленные нами вчера в центральном магазине, стоили  гораздо дешевле.
  Но где наше не пропадало!! Поняв, что с пустыми кошельками нам здесь делать нечего, я предложила попробовать попасть в одну  из мечетей. Времени до посадки на теплоход оставалось около двух часов. Выбежав из базара на ближайшую улицу, мы попытались её перебежать в неположенном месте (по-нашему). Сплошной поток машин ни на минуту не останавливался, а искать установленный переход не оставалось времени. Мы метались между машинами в надежде проскользнуть на ту сторону, но ничего не получалось. Машины медленно ползли нескончаемой вереницей. Наша метушня вызывала только смех у водителей Они трезвонили клаксонами, пытаясь привлечь наше внимание, предлагая подвезти. Но мы были весёлыми нищими. Весёлыми и нахальными.
И тут, словно в сказке, в конце огромного хвоста, одна из машин остановилась, и вышедший из неё водитель закричал:
- Т А Н И Я!   Т А Н  И Я!, - КОМ, КОМ!
  В многомиллионном Стамбуле меня кто-то узнал и звал?!! Мы не могли поверить своим глазам - кричал наш МУРАТ. Он остановил машину, чем загромоздил проезд и вызвал бурю негодования  водителей.
  - Быстро садись, - кричал он по-английски.
  Раздумывать было некогда. Мы плюхнулись на заднее сидение, и только тогда обратили внимание на сидящего впереди мужчину, который закинув ногу на ногу, дымил сигаретой. Машина тронулась, а я попыталась объяснить сложившуюся ситуацию:
- Через час тридцать мы должны быть в порту, но очень хотим попасть в Святую Софию, и, денег у нас нет.
- «О кэй», - кивал Мурат головой, всё будет «о кэй»!.
Тут уже муж взбеленился:
- Что «о кэй»?! Куда мы едим? Он ничего не понял! Как мы успеем?! И что это за фрукт дымит сигаретой?
  Через пару минут машина остановилась у Святой Софии. Водитель о чём-то бегло заговорил по-английски с мужчиной, сидевшим с ним рядом, часто повторяя «френдшип, сори». Мужчина вышел недовольно хлопнув дверью. На мой вопрос, что случилось Мурат объяснил, что это интурист-англичанин нанял его на день, чтобы он показал ему Стамбул. Но Мурат хочет помочь нам. И что меня больше всего сразило, это то, что он сказал: - ДЕНЬГИ - ЭТО НЕ ГЛАВНОЕ, ГЛАВНОЕ - ЭТО ДРУЖБА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.
  Мурат подбежал к дежурному у входа и быстро, быстро заговорил, очевидно объясняя ситуацию. Минуя длинный хвост очереди нас пропустили без билетов. Так же бегом мы помчались к Голубой мечете. Конечно, это называется «галопом по Европам», но не будь этой встречи, мы никогда не попали бы в Святую Софию и не увидели бы всей красоты  интерьера и Голубой мечети.
  По дороге в порт Мурат попросил у меня адрес, сказал, что хотел бы приехать в Одессу. Я начала писать, но муж шипящим голосом стал повторять:
  - Что ты делаешь!!  Ты хочешь, что бы нас больше никогда не пустили заграницу?!    - Не смей!! Дай любой адрес, но только не наш!!...
  И я написала выдуманный адрес… Прошло уже много лет, но мне стыдно до сих пор за ту трусость, которую я проявила тогда….
  В порт мы примчались вовремя, все расцеловались с Муратом. Я ему подарила на память  серебряную заколку  с янтарём для галстука.
  Но каков же был наш ужас, когда нашего теплохода  не оказалось на месте!!!  Причал был пуст!!! А мы ПРЕДАТЕЛИ  РОДИНЫ  остались в капиталистической стране!!
  Группа военных, вооруженных автоматами, окружала мужчину, сидевшего в открытой машине. Мы кинулись к военному в машине, но автоматчики преградили нам путь….
Тогда я стала кричать, что мы русские туристы, с теплохода, что мы «Совьетюнион», и что-то ещё, уже не помню….
  Не знаю, чем бы все закончилось, если бы Мурат, не успевший ещё уехать, не рванулся к военным и не стал им объяснять ситуацию…
  Нас пропустили и на персональном катере отправили на теплоход.
  Оказывается, это был военный переворот в сентябре 1980 года. Власть была узурпирована  турецкими генералами и носила антикоммунистический  характер.
Так что мы ещё хорошо отделались….
  Это была моя первая поездка в капстрану. Бабушка посмеивалась надо мной:
«Нэ ходыла моя бабуня до церквы, а як пишла, на голови двэри прынэсла»….
  А вот перед добрым, хорошим человеком-Муратом стыдно до сих пор!
                Прости, Мурат меня за  трусость и ложь!
                ПРОСТИ.. ...