Гордость и скорбь Победы

Максим Черноморченко
Мне думается, что гордость - не совсем правильная эмоция, сбивающая с понимания того, чем был День Победы для наших дедов и прадедов. Мир меняется и мы склонны всё воспринимать не так, как воспринимали бы, родись на пятьдесят или сто лет раньше. Мы живём в культурном контексте общества конкуренции, общества соревнования, мы настроены на участие в состязании и взятии призов - будь то прорыв в карьере, отношения со статусным партнёром или выигрыш гранта. Мы и Победу воспринимаем порой как-то "по-футбольному", если можно так выразиться. Потому что "можем повторить" - это больше подходит к матчу одной какой-то финала чемпионата и даже "спасибо деду за победу" отдаёт речёвкой весёлой толпы болельщиков.
Я, конечно, не был ни на одной войне и не могу обладать монополией на истину. Но, имхо, то чувство, которое скорее должны были испытать люди, которые полторы тысячи дней находились в страшнейшем напряжении - это чувство облегчения, что всё наконец-то закончилось, это скорбь по тем, кто не дожил, это сострадание к искалеченным и лишившимся близких, это горечь разрушенной мирной жизни...
Наше восхищение теми людьми, которые смогли сделать то огромное, что мы называем Победой, наша гордость от того, что мы связаны с ними узами родства или общей Родиной, не должны заслонять самые подобающие нам эмоции - чувства благодарности и уважения.
Уважения, которое проявится в том числе и в отказе от использования образа ветеранов и Победы в рекламе и самопиаре, уважения, которое должно заставить нас прекратить с непостижимой для прошедших войну бездумностью относиться к повторению этой кровавой трагедии. Победа, оплаченная тридцатью миллионами жертв - это не повод для бахвальства легкомысленных потомков, это действительно "праздник со слезами на глазах". Тут уж лучше автора известнейшей песни (фронтовика, кстати) и не скажешь.
С благодарностью и уважением к героям войны и надеждой, что подобное никогда не повторится - с Днём Победы!