Носит бессознательный характер...

Анатолий Шуклецов
Гений, по существу своему бессознателен – он не представляет доводов. Сёрен Киркегор. // Возникновение образа Базарова осталось для самого Тургенева загадочным. «Тут был какой-то фатум, что-то сильнее самого автора, что-то независимое от него». // Хорошо, что я не ведал, что творю! Иван Гончаров. // Это совершалось в каком-то приятном сне. Рафаэль. // Всё, что создаёт гений, создаёт бессознательно, и никакое гениальное творение не может быть усовершенствовано простым размышлением. Иоганн Гёте. // Светлов сказал: «Смешно говорить, что стихотворение пишется с начала; можно ли сказать, что ребёнок начинает создаваться с головы? Стихотворение создаётся сразу всё». То же и в прозе. Юрий Либединский. // …когда в одно мгновенье слышишь всю ещё не написанную симфонию. Вольфганг Моцарт. // Никакие исправления не спасут неудачный первый набросок: архитектура любого творения появляется на свет живой или мертворожденной в её первоначальном замысле, а исправления влияют, увы, только на детали и внешнее оформление. Томас Лоуренс. // У художников часто возникает ощущение, что они не являются подлинными творцами своих произведений. Георг Зиммель. // Изобретение можно усовершенствовать, творению можно лишь подражать. Мария Эбнер-Эшенбах. // Пушкин категорически заявил, что никогда не мог изменить раз им написанное. Владимир Солоухин. // Я не могу ограничиться одним стихом – они у меня семьями, циклами, вроде воронки и даже водоворота, в который я попадаю. Марина Цветаева. // Гений творит подобно могучей силе природы; в отличие от подражателя его создания неповторимы и оригинальны. Антони Шефтсбери. // Гений способен создавать то, чему нельзя научиться, а само его творчество во многом носит сокровенный и бессознательный характер. В отличие от ученого, ни один великий художник не может сказать, как возникают и сочетаются в его сознании полные фантазии и вместе с тем глубокие идеи, потому, что сам он этого не знает и, следовательно, не может научить этому другого. Иммануил Кант. // Совершенно невозможно ответить, как я работаю. Нетрудно указать перо, каким я пишу, сорт бумаги, размер моего стола, часы работы, но я не в состоянии ответить, как я сочиняю. Александр Грин. // …алхимия слова. Артюр Рембо. // Мне голос был… Анна Ахматова. // Так как я написал это сочинение («Страдания молодого Вертера») довольно бессознательно, подобно лунатику, то я сам изумился ему, когда приступил к его обработке. Иоганн Гёте. // То, что человек пишет, должно выходить за рамки его намерений. Именно в этом таинственность литературы. Хорхе Борхес. // Ненаписанные произведения – это небесные гости, которые должны слететь к писателю, посетить его. Николай Гоголь. // Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы, люди – поэты, художники, учёные, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а ведь все мы – только инструменты в руках Великого мастера, в дланях Создателя. Ему одному честь и хвала! А нам гордиться нечем! Ханс Андерсен. // Если чувствуешь, что задачи литературы таинственны, что они не зависят от тебя, что ты по временам записываешь за Святым Духом, ты можешь надеяться на многое такое, что не зависит от тебя. Ты просто пытаешься выполнять приказы – приказы, произнесённые Кем-то и Чем-то. Джеймс Джойс.