Спартак. Трагедия. Действие 5. Сцена 12

Владимир Тяптин
По одноимённому роману Рафаэлло Джованьоли

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

СЦЕНА ДВЕНАДЦАТАЯ

На берегу реки Брадан, недалеко от Претилии.

Юпитер

И вот пришёл последний бой,
Жесткий бой и страшный самый.
Что видел ты перед собой –
Герой жестокой этой драмы?
Двадцатый бой. Как много сил
Отдал ты битвам за свободу!
Сто тысяч римлян уложил.
И вот борьбе конец подходит.
Сто тысяч братьев полегло
Пред этим в схватках с подлым Римом.
За правду бился ты, но зло
Тебя преследовало зримо.
Поднял бойцов сто тысяч ты
Из покорённых миллионов.
Мечтал чрез Альпы ты пройти –
Не согласились легионы.
Хотел восстание поднять
Ты в покорённых странах Римом –
Твои сподвижники хотят
Идти на Рим неудержимо.
Не понимают – мало сил,
Чтоб ненавистный Рим разрушить.
Но делать нечего – решил
В рядах единство не нарушить.
И вот теперь – последний бой!
Для отступления – преграда:
Река разлилась за спиной,
И поневоле биться надо.
В два раза Красс превосходил
Войска восставших – девяносто
У Красса тысяч грозных сил,
И пятьдесят лишь в бой ты бросил.
Ты первым шёл в рядах своих,
Рубил налево и направо.
Вонзились дротики – и стих
Герой, покрывший себя славой.
«Ва-ле-рия…» – последний вздох,
И дух его ушёл из тела.
Так пал Спартак, таков итог
Его, потрясшего всех, дела.
Тысячелетия пройдут –
Его примеру быть пред взором
Всех угнетённых. И пойдут
Народы по стопам героя.

Мирца на поле сражения находит тело Спартака
и склоняется над ним.

Мирца

Спартак!.. Мой брат!.. Что сделали с тобой?
Ты весь в крови! Как много ран глубоких!
Какое горе! Никогда, родной,
Твой добрый взгляд мне не подарит око.
Твой голос больше не услышать мне.
И благодарности твои я не услышу
За малые заботы о тебе.
Мой брат, ты был мне светлым даром свыше.

Рядом раздаётся стон умирающего Арторикса. Мирца
подбегает к нему, падает перед ним на колени
и покрывает его лицо поцелуями.

Арторикс

О Мирца милая, любимая моя!
Я счастлив! Наконец, целуешь ты меня!

Мирца

Ты жив, Авторикс! О, любимый мой!
Быть может, мне спасти тебя удастся!

Арторикс

Мы встретились в Элисии с тобой? 47
Как быстро здесь смогли мы оказаться!
Но почему здесь холод ледяной?

Мирца

Нет, нет, ты жив! Я помогу держаться.

Арторикс

Я умираю, Мирца…

Мирца

Подожди…

Не умирай! Умрём с тобою вместе.
Уйдём в Элисий – в вечный мир мечты.

Мирца выхватывает из ножен меч Арторикса
и вонзает его в свою сонную артерию.

Арторикс

Что ты… наделала?..

Мирца

Чудесно…
Навечно вместе…только я и ты…


24 июня 2015 г.

----------
   Вверху представлена обложка книги
Владимира Тяптина, выполненная лауреатом
Государственной премии Удмуртской
Республики, автором Герба и Флага УР
Юрием Лобановым.