Мы - Русские

Александр Иванович Агафонов
 «Мы – Русские! Какой восторг!»
Александр Васильевич Суворов

«На юг, на запад, на восток
Свой северный покажем норов.
«Мы – Русские! Какой восторг!» -
Кричит из прошлого Суворов.
Над Куликовым меч поёт,
Над Бородинским ядра свищут…
Мы – Русские! Какой полёт!
Нас понапрасну пули ищут.
Из клочьев тельников, рубах
Пусть Мир сошьёт себе обнову.
Мы – Русские! Какой размах!..
Литая крепь меча и слова…»
Леонид Корнилов


Очень давно начат сей текст. Но закончен он уже не будет – слишком о многом надо было бы поведать,- собрать воедино и то, что рассеяно было ранее во многих беседах. Посему – кратко и обрывочно о том, что полагаю самым важным, что обязанЫ я и ДРУГИе хранить в памяти.

***

Весьма многие - с позволения сказать - учёные (перефразировав Маяковского,- «большие друзья воды кипячёной и ярые враги воды ключевой») норовят привязать происхождение самоназвания нашего Народа к каким-то локальным объектам,- вроде реки Рось; вывести из каких-либо иных - меньше развившихся - языков,- вроде финского Ruotsi... Сие выглядит примерно так же, как если бы я, возжелав узнать - откуда же взялся Северный Ледовитый океан, поплыл из Баренцева море в Белое, затем вверх по Северной Двине и доплыл до притока под названием Юг (в районе городка Никольска на юго-востоке Вологодской области), торжественно провозгласив:
- Так вот откуда вытекает Северный Ледовитый океан - из речки Юг! (За что, надо полагать, «междунагодная учёная обчественность» непременно дала бы мне Нобеля… а земляки - по шнобелю,- чтоб не морочил головы).

Как же нужно не дружить с головой, чтобы - зная о существовании слова «РоСа» (чистая прозрачная свежая прохладная ВОДА, капли оной), «вывести» Русь - непременно и исключительно из названия РЕКИ - текущей, к тому же, по РуСлу - Рось!.. когда в русском лесу до сих пор рыщет большая кошечка РыСь (если уж баРСы и прочие леопаРДы от сих уцоных слишком далеко).
Это ж каким нужно быть невеждой в истории, чтобы не слыхать - кроме русов и русичей - о росенах, расенах, рутенах, а также ругах, роксаланах и т.д.,- кто во что горазд, так и произносил. Нам же наши нынешние слово рекущие – «тегеведусчие» (те, кто оных подбирает) «ноговят пгивить искгючительно «гусский... гусский» (потом сподручнее будет «произвесть» оное и вовсе - от … птицы «гусь»… «гуси тгетий Гим спасги!»).

А к уже озвученным корням непременно надо добавить очень глубокое слово РУДА; смысловой пакет - начиная от «полезных ископаемых»,- «крови» Земли - и крови человеческой также - и заканчивая цветом волос,- «рудый» - рыжий.
Измените огласовку первого слога - получите ещё одно коренное глубочайшее слово-понятие РОД... разумеется,- род идёт по крови-руде...

***

Скажу немного о своём роде, жившем на нынешнем юге Архангельской области-губернии, под древним городом Каргополем.
Очень «округлённо» говоря, с лета 5500-го по 6500-ое (в ныне принятом летосчислении - в первом тысячелетии нашей эры) шло заселение нашими давними дедичами территории нынешнего Поморья,- т.е., движение на северо-восток, вплоть до побережий трёх морей, кои именуют сейчас Белым, Баренцевым и Карским.

По данным археологов и антропологов, существовала теснейшая связь между Северо-Западной Русью (современные новгородчина, псковщина) и Южной Балтикой (север современных Германии и Польши, Литва). В том числе и потому, что балтийские славяне уходили от экспансии более западных народов, кои ныне обобщённо определяемы, как немцы, переселяясь на земли к северо-востоку.
В частности, Е.Н. Носов (завкафедрой археологии истфака СПбГУ, директор Института истории материальной культуры РАН) предположил, что в VIII в. в центральное Приильменье пришла группа славян с территории современного Польского Поморья, отметив наличие культурных связей поморских славян и населения истока Волхова.
Движение славян не ограничилось Приильменьем и Приладожьем, воссоздавая в течение веков Поморье Русское – обширную территорию от Обонежья до Северного Урала (включающую, соответственно, побережья трёх выше упомянутых морей - … Трёхморье).

***

Более уже семи десятков лет тому назад, 23 марта 1945 г. погиб в районе польского Трёхградья (Гданьск-Гдыня-Сопот) мой дед по отцовской линии, Павел Кузьмич Агафонов, стрелок 731-го полка 205-ой стрелковой дивизии. Уроженец Русского Поморья погиб, освобождая от немцев (не понимающих Русский, немых чужаков) Поморье Польское… кольцо времён замкнулось…
Весенняя, победного 45-го года, похоронка была второй: первую его родные, жена Анна Ивановна и десятилетний сын Ваня (теперь уже не узнаю, были ли тогда живы мать с отцом Павла Кузьмича, мои прадедушка с прабабушкой) получили в 1942-ом. В оной говорилось, что их муж и отец погиб под Ленинградом…
Сие мне удалось узнать только в 2011-ом, на сайте «Мемориал» (обобщенный банк данных о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период, www.obd-memorial.ru ). До тех же пор – со слов отца, умершего более десяти лет тому назад, я полагал, что дед убит и похоронен где-то в Германии…

В августе 42-го деда ошибочно «похоронили» у деревни Новая, а в 45-ом – в братской могиле близ городка Нойштадт [«Новгород» по-немецки] - Вейхерово нынешнего Поморского воеводства Польши (по сообщению Войцеха из Гданьска, модератора одного из разделов форума сайта «Всероссийское генеалогическое древо», www.vgd.ru , там расположены четыре братских могилы, в коих покоятся 778 воинов).
И я родился в новом городе - Новодвинске под Архангельском. Одним из любимых детских фильмов был … польский «Четыре танкиста и собака» - главный герой его, Ян Кос, родом из Гданьска; а из любимых мелодий – полонез … поляка Огиньского «Прощание с Отчизной» (одноимённый фильм был снят на студии «Беларусьфильм» в 1971-ом)… ну и ещё, в качестве лишь одного из множества «странных» совпадений (в том числе, и выше указанную связь наглядно демонстрирующих): среди моих близких друзей были братья Гильдебран[д]ты, дети обрусевшего немца… или, лучше, тевтона… а в 2011-ом - в том году деду исполнилось бы сто лет, я начал искать сведения о нём, не зная ещё о таковой дате - президентом Вейхеровского повята Поморского воеводства был Кшиштоф … Хильдебрант.

***

В Никоновской летописи упоминаем каргопольский князь Глеб, участвовавший с дружиной в Куликовской битве; но русичи жили на берегах Онеги задолго до конца XIV века.
Согласно Википедии, в 1785 году генерал-губернатор Олонецкой губернии Гавриил Романович Державин обнаружил в одном из монастырей Каргополя рукопись, в коей говорилось, что белозерский князь Вячеслав, разбив «чудь белоглазую», нашёл «поле для отдохновения — Каргино поле», учредил на нём свой «стол» и поставил острог; датой сего события принят 1146 год…
Державин -  тот самый, что «заметил и, в гроб сходя, благословил» Пушкина. Державин, который - согласно www.dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/87413/ (цитируется, вроде бы, словарь Брокгауза и Ефрона, однако, под большей частью текста стоит подпись известного еврея А.Н. Архангельского, отрицающего, правда, своё еврейство и утверждающего о … греческих корнях) - оставил «по себе имя фанатического юдофоба» (сей фрагмент текста подписан неким Ю.Г. и адресован некой Еврейской энциклопедией), хотя и «внёс …  положительные меры — насаждение производительного труда и распространение просвещения среди евреев»... конечно же, «эти мысли были внушены ему евреями Нотой Хаимовичем Ноткиным … и врачом в Креславке Франком»…

Русичи же испокон веков занимались производительным трудом.
В деревнях средь бескрайних полей и дремучих лесов, родились, жили и трудились мои дедичи: Агафонов Павел Кузьмич, отец моего отца, Шумилов Василий Константинович, отец моей матери; их жёны, мои бабушки – Анна Ивановна и Евдокия Ивановна.
Чрезвычайно трудной сложилась их жизнь: сначала - Первая мировая война и две революции (кои дедичам моим пришлись на их детство и отрочество), а затем – Великая Отечественная… Пришлось заняться им и трудом военным (война – это самая тяжёлая и грязная работа).
И Павел Кузьмич, тридцати лет, и Василий Константинович, тридцати четырёх лет, ушли на фронт. Жёны их остались работать за двоих - и более, чем за двоих. И остались их дети: моя семилетняя мать и её двухгодовалая сестрёнка, мой отец – десятилетний отрок (во время войны был награждён медалью «За доблестный труд», а в послевоенное мирное время неизменно получал почётные грамоты и награды за добросовестный труд)…

Не довелось мне увидеть Павла Кузьмича, сражавшегося в начале войны на Ленинградском и Волховском фронтах во 2-ой Ударной армии (кстати, последними операциями сей армии стали освобождение островов Воллин, Узедом и Рюген – тот самый, сказочный остров Буян/Руян, где находилось одно из главных славяно-русских языческих святилищ; остров, о коем писал Пушкин: «Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана…»), а затем бойца 2-го Белорусского фронта, погибшего в конце марта 45-го; его 205-ая стрелковая дивизия закончила бои в последний день Войны, 9 мая 1945 г. Не увидел я и Анны Ивановны, она умерла ещё до моего рождения.
Василий Константинович выжил, хотя во время обороны Ленинграда был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале, и долгую послевоенную жизнь - умер он в декабре 1990-го, вместе с той страной, которую он, в рядах нашего Народа, сумел отстоять, а мы – в состоянии толпы – потеряли… прожил с одним лёгким - второе было удалено. Маленькими детьми мы любили играть с его медалями, потому и запомнил их – «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией». (И только спустя почти четверть века после его смерти, согласно данным сайта «Подвиг народа», www.podvignaroda.ru , я узнал, что были и ещё награды, до него уже не дошедшие – медаль «За боевые заслуги», ордена Славы III-ей степени и Отечественной войны I-ой степени.)
Евдокия Ивановна ушла из жизни чуть раньше, в 1986-ом… я до конца жизни буду помнить её добрейшее лицо и навек скрюченные непосильной работой пальцы.
Они были немногословны, про былое почти не говорили, а в душу лезть у нас не принято. Поэтому у меня сохранились только самые отрывочные воспоминания да электронные копии документов… наградных листов, списков безвозвратных потерь… на упомянутых сайтах.

***

В Ловзаньгском сельсовете Каргопольского района в 1939 году была ДВАДЦАТЬ ОДНА деревня – в том числе, Жеребцово, откуда родом мой отец, и Диковская, откуда мать… но вот уже много лет, как изо всех осталась лишь ОДНА (!), Жуковская, куда переехали после войны дед с бабушкой по линии матери, и где я в детстве провёл много радостных летних дней. И последняя уже из деревень пустеет, многие дома заброшены… а наш дом давно уже разорён пропившими совесть земляками…
Нет и уже никогда не будет теперь ТОЙ ЖИЗНИ, что была до войны. Нет тех разумных, здравых, крепких умом и телом, русичей, русских поморов, что свято хранили свою Землю сотни лет. Опустела наша Земля, а многие из тех, что на ней ныне живут, пришлые, чужие, кои традиций её не знают и знать не хотят; настоящее разноплеменное чурбаньё.

Вот что сообщает Википедия о современном Каргополе:
«Имеются тенденции преимущественно негативной динамики экономического развития. Это связано с большим удалением от Архангельска, невысокой транспортной освоенностью территории и неконкурентоспособностью продукции предприятий. Экономика города могла бы развиваться за счет развития лесного хозяйства или деревообрабатывающей промышленности, но из-за плохого развития транспортной инфраструктуры и удаленности от экспортных портов и рынков сбыта шансы для дальнейшего развития невелики»…

Экий логический выверт, «негативная динамика развития»!.. Деградация, уничтожение, этноцид – если без выкрутасов.
Список предприятий (там же) выглядит так:
«молочный комбинат,
рыбозавод (закрыт),
хлебозавод,
лесхозы: ОАО «Березка» (закрыт), ЗАО «Лес», ОАО «Каргопольлес»…

Могу дополнить фактами той же самой … «негативной динамики» и в самом («близком к самому себе» и не лишённом инфраструктуры, являющемся портовым городом!) Архангельске с Новодвинском: планировавшиеся в 80-ых новые производства заброшены, возведённые уже, ветшающие и разрушаемые мародёрами мирного времени корпуса – словно руины отгремевшей войны; старые целлюлозно-бумажные и лесодеревообрабатывающие комбинаты банкротят, их работников выгоняют на улицу; архангельская обувная фабрика давно уничтожена, архангельский траловый флот взят под контроль «варягами» (не историческими воителями-ободритами, а современными пришлыми ворами, см. www.razumei.ru/lib/article/2126 )… уничтожен и – стратегически необходимый – новодвинский хлебозавод…
В зданиях бывших научно-исследовательских институтов – коммерческие фирмочки, но как ядовитые грибы растут торгово-развлекательные центры.

***

И вот уже начинают утверждать лукаво: мол (цитирую далее из обсуждения, размещённого на форуме «Мера», www.m3ra.ru/2013/07/12/hitler ):
«…слово «русский» произошло от пришедшего в наш язык санскритского слова «Рус», синонимом которого является слово «Свет», в смысле просвещения Богом. Отсюда слово «русский» означает то же, что и «светлый» или «просвещённый», то есть обладающий Различением – данной ему Богом способностью различать добро и зло (русский человек – тот, который способен отличать правду от лжи, хорошее от плохого, понимающий, чего делать можно и чего нельзя). Различение же Бог даёт лишь верящим Ему по совести (т.е. внеконфессионально).

Поэтому русским (светлым, просвещённым, различающим) может быть (а может и не быть) представитель любой расы. Русский замысел жизнеустройства таков:
Жить в семье в ладу несколькими поколениями, почитая старших и пестуя младших.
Наследовать опыт предков с пониманием, стремиться к Истине, дабы быть в ладу с Миром и Богом.
Беречь с ближними и дальними согласие по Истине.
Объединяться с праведными для защиты от порочных.
Трудиться сообща, добросовестно, от щедрот души, а не делать чуждое дело за плату или из страха, вопреки совести.
Жить, оберегая Отчизну, свято защищая её от поработителей, но оказывать радушие гостям.
Воздавать предателям презрением и изглаживать их самих и дела их из жизни, но быть милостивыми к ошибающимся и кающимся».

Дальше – больше:
«…слово «ариец» означает то же, что и слово «муслим», и «русский» – наличие у индивида человечного типа строя психики, а не название расы (народа)».

А потом «русскими» там же «оказались» уже и иудеи…

Да, коль скоро Русских становится всё меньше, то всё легче утверждать – т.е., навязывать, насаждать поистине безумные идеи (вновь цитирую оттуда же):
«В наши дни многие этнические славяне – всего лишь русскоязычные, но многие этнические неславяне – татары, башкиры, представители горских народов, семитских народов, якуты, чуваши, буряты, калмыки, чукчи и т.д., даже подчас едва владеющие русским языком, – по качествам своим, по образу своего духа, по алгоритмике коллективного и личностного поведения – русские, многоплеменные русские»…

Каково – «русский, едва владеющий русским языком»!..
И изложенный выше «русский» замысел жизнеустройства также вполне «обходится» без языка – т.е., без народа, т.к. не столь ещё давно язык – вполне обоснованно - был синонимом сего понятия: всякий народ имеет свой язык. Язык и народ – нераздельные и взаимно обязательные понятия.

Напоследок процитирую Василия Макаровича Шукшина и прервусь:
«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий Русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.
Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку.
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком»…

Писано в июне 2014-го, поправлено в мае 2016-го.