Туман

Роман Кун
За окном темнота начала медленно сереть и звуки стали как будто более гулкими. Явно приближалось утро. Мне так и не удалось сомкнуть глаз. Не помогло снотворное, и даже старое, многократно испытанное средство – чтение. «Алхимия слова», как всегда доставила удовольствие, но не усыпила, а, наоборот, спровоцировала размышления, и не только о литературе. Уже в который раз я стал вспоминать свое детство, такое непростое, но такое все же счастливое, особенно по сравнению с последующей жизнью.
Я стоял у окна и смотрел, как вокруг фонарей вьются мошки, как деловито спешит куда-то собака, как на балконе дома напротив курит какой-то мужик в тельняшке. И вспомнилось, как и я когда-то в детстве сидел иногда ранним утром на крыльце дома вместе с матерью, как мы разговаривали. Вернее, почему-то больше говорил я, а она курила и не очень охотно отвечала мне. Здесь же у крыльца сидела моя собака Лютта или шуршала в кустах, а потом пробегала на огород кошка. Я вспомнил, что утром всегда было прохладно, особенно, если появлялся туман. Потом вспомнил туман над рекой Иней, куда иногда по утрам я убегал тайком от матери. Хотя она и ругала меня, но тут же жалела, что не пошла со мной. Ей тоже нравилось встречать рассвет на реке.
До реки было с полкилометра, я пробегал это расстояние за несколько минут. Иногда со мной бегала такса Лютта, часто я ездил туда на велосипеде.
И вдруг мне так захотелось опять на эту реку моего детства, чтобы еще раз встретить рассвет, еще раз пережить те, такие странные сейчас для меня чувства, вспомнить их и еще раз пережить. Господи, а ведь я уже так много забыл! Или все же не забыл? Может, если я снова попаду на берег реки, то хотя бы на время рассвета снова попаду в детство, в счастье, в защищенность, в надежду?!
Но успею ли? Ведь сейчас я живу не на улице Физкультурной на Первомайке, а совсем в другом районе города, почти в центре и отсюда до улицы и реки моего детства больше десяти километров.
Ну, и ладно! Хотя бы попытаюсь!
Я быстро надел спортивный костюм, кеды, завел в квартиру из предбанника велосипед, протер его, подкачал колеса и вышел из дома.
Хорошо, что несколько лет назад устроили эстакаду на улице Кирова и связали напрямую основную часть Октябрьского района с Инюшкой. Так звали когда-то район остановки электрички Камышинская со знаменитым Борком, маленькой рощей из сосен и берез.
Я несся со всей возможной скоростью и сам удивился, что без малого за час проскочил Борок, Пединститут, ТЭЦ-5, по пустынным улочкам пролетел село Новолуговое, пересек Иню по мосту и по улице Марата за пару минут доехал до своего бывшего дома, свернул в сторону реки.
И вот я на берегу. Стоял густой туман, который не так уж часто можно видеть на Оби, но на этой речушке, я помню, он довольно часто собирался.
Холмы на той стороне видны не были, и вообще видимость была почти нулевая. Я шел пешком и вел велосипед скорее по старой детской памяти. Я помнил все эти распадки, повороты берега. С удивлением подумал, что рельеф берега почти не изменился. Я, правда, был здесь несколько лет назад, но тогда было все хорошо видно, и я как-то не обратил внимания на изменения. Да, кустов стало больше, и мусора в них, а в остальном все то же.
Я пошел вдоль течения реки. Туман был на редкость густой и гасил все звуки, я почти не слышал даже своих шагов. Рыбаков почему-то не было видно, птиц не слышно, только слабое шуршание шин моего велосипеда да частые удары моего запыхавшегося сердца.
Вдруг мне показалось, что я слышу шуршание шин еще одного велосипеда. Да, нет, это, наверное, мое эхо, хотя откуда в тумане эхо?!
Я прошел еще несколько шагов и находился уже где-то за улицей Качалова. Туман резко исчез, и я увидел на берегу мальчика с велосипедом. Он сидел на обрыве, положив руку на руль опрокинутой машины. Услышав мои шаги, резко обернулся и, похоже, немного испугался. Лицо его мне почему-то показалось знакомым. Я подошел поближе.
- Не бойся, малыш! – Я обратился к нему так, потому, что ему явно было лет 10-11. – Я тебе не помешаю? Из-за тумана ничего не видно и я лучше подожду, пока он пройдет, а потом поеду. Здесь его мало.
Он пожал плечами и немного нахмурился. Видно, что он не очень хочет разговаривать со мной. Я уже хотел было пройти дальше, но уж больно мне место это понравилось. Трава в росе, хорошо видна река, и даже слабые очертания противоположного берега, рябь на воде. Вода какая-то неестественно чистая.
- Можно я все же сяду здесь? – снова обратился я к нему. – Или я тебе мешаю?
- Садитесь. Я просто сижу. Тоже хочу дождаться, когда туман уйдет. Сейчас сюда должен придти мой дядя … Филипп. Он хотел сегодня порыбачить.
Мне почему-то показалось, что он никого не ждет, просто опасается меня и вдруг меня ударило это имя – Филипп.
- Как ты сказал? Филипп?
- Да, это мой дядя. Точнее, он муж моей тети.
Я оторопел. Я вдруг подумал… да, нет, этого не может быть! Это просто совпадение. Но лицо его,… почему оно мне так знакомо? Очень хорошо знакомо. И рубашка его. Такое впечатление, что я хорошо и… давно знаю этого мальчишку. И этот велосипед? Ведь это же ЗИФ!
Я положил свой велосипед, снял с него сумку и подсел к пацану. Он несколько раз скользнул по мне взглядом, но продолжал смотреть на воду.
Я замер в нерешительности. Мысль, которая как-то вдруг, без всякой причины, появилась у меня, не давала покоя. И я уже хотел было спросить его напрямую, но потом подумал, что это и в самом деле ерунда, что этого просто не может быть, быть не может!…но… я лучше не буду торопить события. Ситуация и в самом деле… невозможная и все же я хочу ее пережить. Пусть все выяснится, но потом, как можно позже.
Я открыл сумку и достал термос.
- Хочешь кофе?
- Что? Кофе? У вас есть кофе?
- Да, а что тут такого?
- Но… кофе редко продают в магазинах. Это такой дефицит!
Я был доволен. Моя мысль мгновенно получила такое неожиданное подтверждение.
- Какой дефицит, малыш?! Он продается в разных магазинах… и разных сортов.
Он недоуменно посмотрел на меня.
- Вы, наверное, из города? Это там он продается?
- Да, нет, и на Первомайке тоже.
Мальчик странно посмотрел на меня.
- А вы, что, местный? Мне кажется, я где-то видел вас…
- Как тебе сказать? Впрочем, сначала ответь на мои вопросы?
- Какие вопросы? Вы о чем?
Я не торопясь достал одноразовые стаканчики, краем глаза увидев недоумение в его глазах, наполнил их из термоса и протянул один ему. Он осторожно и нерешительно взял. Я сразу обратил внимание, что он сильно сжал стаканчик пальцами.
- Осторожнее! Осторожнее! Не дави на стаканчик так сильно, а то прольешь.
Мальчишка явно обжег пальцы и перехватил стаканчик второй рукой, поднял его ко рту и… понюхал.
- Что, нравится запах?
- Да… странный какой-то…
- Я сам варил его сегодня ночью. Просто что-то не спалось. Мне вообще-то кофе категорически нельзя… сердце… но, как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно. Пей потихоньку. И ответь мне, пожалуйста. Ты здесь живешь? На какой улице?
- На Физкультурной, а что?
- А дом номер 43, да?
- Да, а вы откуда знаете?
- Подожди, не торопись. Ты с кем живешь?
- С мамой… и с бабой.
- А отец?
Он резко нахмурился.
- Отца… нет. Вернее, он не живет с нами… уже давно.
- А звать тебя… Впрочем, не говори, не надо.
Он удивленно смотрел на меня. Я молчал, пил горячий кофе и молчал. Я просто не знал, как ему сказать…
- Скажи, тебе сколько лет?
- Одиннадцать, а что?
- А когда ты родился?
- 29 июня… 1951 года, а что?
- А какой год сейчас?
Он даже поперхнулся кофе:
- Как какой? 1962-й, конечно.
- 1962-й, – медленно протянул я и резко повернулся к нему. – В общем, малыш, у нас очень мало времени. Скоро туман рассеется…
- А причем здесь туман? Я не понимаю.
- Послушай меня. Хочешь, удивляйся, но недолго. Повторяю, у нас очень мало времени. Все дело в том,… как бы тебе это сказать-то? Ну, ты уже достаточно большой. Думаю, поймешь! В общем, все дело в тумане.
- Не понимаю! – с каким-то отчаянием вскрикнул он.
- Пойми, мы оба с тобой попали в необычный туман. Мы с тобой из разных времен…
- Как это? – с каким-то испугом произнес он.
- Не знаю, как. Не знаю! Я понял только одно – мы встретились. Ты живешь в 1962-м году, а я… в 2012-м.
Он ошарашено молчал.
- Да, у нас разница в полвека. Но дело не только в этом. Дело еще и в том, что ты… это я, а я – это ты.
Господи, как он был потрясен! Я до самой смерти не забуду его глаза, этот испуг, это изумление… нет, потрясение. И все же, он понял меня!  Быстро понял и… согласился.
- Понимаешь, я еще, когда подошел, сразу подумал, что откуда-то знаю тебя. Ты очень похож на меня в детстве… вернее, на мои детские фотографии. Я и подумал, что мы какие-то родственники. Но я уже давно живу в Октябрьском районе.
- На Алтайке?
- Да, на Алтайке. Сейчас она называется Новосибирск Южный.
- Да, ее недавно так назвали.
- Да, малыш, но, пожалуйста, не перебивай. У нас очень мало времени.
Он вздохнул как-то осторожно и вдруг спросил:
- Вы обманываете меня, да? Как это, вы из будущего что ли? А, может, вы просто… мой отец?
- Нет, нет и нет! Верь мне! Я не отец твой. И я не знаю, где твой… и мой отец. Наверное, уже умер! Я видел его всего один раз за всю жизнь.
- И я увижу?
- Да, но еще не скоро.
Я судорожно посмотрел по сторонам.
- Смотри, туман вроде редеет, нет?
- Не знаю. Не вижу.
- Пойми, это необычный туман. Он свел нас. Я в детстве любил приходить по утрам на реку.
- Я тоже.
- Я знаю. И вот так мы и встретились. Толи я попал в твое время, толи ты в мое…а, да неважно это! Мы встретились, понимаешь, мы встретились!
Он как-то печально улыбнулся: Ну, и что? Кто нам поверит?
- А зачем кому-то это говорить?!
- И маме нельзя?
- Да, как хочешь, только боюсь, что и она не поверит. Давай сейчас думать не об этом. Мне так много хочется сказать тебе, предупредить, посоветовать.
- Что, у меня будет плохая жизнь?
- Как тебе сказать? В общем, нет. Ты ведь хочешь стать историком?
- Да, вообще-то я хотел быть летчиком. Очень хотел, но…эти проклятые очки!
- Да, я знаю, в прошлом году тебе выписали очки… я все знаю.
- И про скандал в школе? – покраснел он.
- Да, и про скандал в школе. Да пойми ты, это ведь и со мной было! Я помню, как смеялись пацаны над моими очками, как я прятался, не ходил в школу, дрался…
Он молчал и смотрел на меня.
- Значит, вы – это я в старости?
- Ну, не такой уж я и старик, зачем ты так?! Хотя… формально да… я уже на пенсии, считаюсь старым,… но работаю и буду, черт побери, работать. И вообще я заговоренный – я до самой смерти не умру! – зачем-то ляпнул я. – О чем ты думаешь? Тебя мой вид пугает?
- Нет… просто я думаю. Это сказка? Или … сон? Может, вы все же шутите?
- Не знаю, малыш, что это такое. Сам не знаю. Но я не шучу и не обманываю тебя.
Я вдруг понял, что не знаю, что сказать ему, о чем предупредить. Ведь это же надо всю жизнь рассказать… да, и поймет ли он? В его-то возрасте?
Я положил ему руку на плечо. Сидели и молчали. Кофе в стаканчиках остыл, но мы забыли про него.
- А когда туман рассеется… и вы рассеетесь?
- Да откуда же я знаю?! Может, я, может, ты, а, может, мы оба! Может, мы оба попали в какое-то другое время! Не в 1962-й и не в 2012-й… я ничего не знаю… Давай просто поговорим…нет, – спохватился я, - ты не пугайся! Я не думаю, что мы исчезнем… физически… просто туман уйдет, и каждый  из нас останется на своем берегу… я так думаю. На берегу своего года. Мы не можем умереть! На счет себя не знаю, но ты еще будешь жить. В конце концов, ты ведь еще должен дожить до моего возраста. Поэтому… давай поговорим.
- А о чем?
- Да, о чем? Конечно, конечно, ты хочешь знать, а я,… наверное, всего лишь вспоминать. Это не очень честно. Ладно, кем ты хочешь быть?
- Вы это знаете. А кем я стал?
- Да… вопросик! Ну, не все твои мечты сбудутся, но ты многого добьешься. Хотя… судьба… или Бог не дадут тебе всего, чего ты будешь хотеть… или заслуживаешь!
- Я в детстве много болел,… не хочу больше!
- В детстве, говоришь? Со здоровьем у меня… у тебя… всякое будет. Будешь, как говорится, и на грани… и не раз, но… видишь же меня! В общем, как минимум, до моего возраста ты доживешь, а там…
- У меня, что… все же будет тяжелая жизнь?
- Всякая, малыш, всякая. Иногда очень, но… не будет ничего такого, с чем бы ты ни справился. Но и цену ты иной раз заплатишь такую, что…
- Ну, а счастлив-то я буду?
- Будешь… иногда. Счастье – это вещь сложная. Одно запомни. Не могу не сказать тебе об этом. Ты многое… и многих потеряешь.
- И маму? Она скоро умрет?
- Очень не скоро,… но от этого тебе легче не будет.
- А отца я увижу?
- Да, увидишь, но лишь один раз…и, может быть, лучше бы его тебе вообще не видеть.
- А дети у меня будут?
- И дети будут, и внуки.
- Много?
- Ну, не буду я тебе все же говорить,… но больше, чем у многих других. И радость от них будет… и не только…
- А я стану все-таки историком?
- Станешь, станешь! Ты же это недавно решил… после очков… я помню. Станешь и многого добьешься. И это тоже даст тебе не только радость. Но это самое дорогое, что ты сможешь получить от жизни. Береги это! Береги свою работу, свою мечту – ее-то у тебя никто не отнимет. Не то, что…
- Что? Не то, что? Еще я хочу…– он заметно смутился.
- Я знаю, чего ты хочешь еще. Любви.
- Да, настоящей, на всю жизнь.
- Да … я тоже хочу… все еще хочу.
- У меня что-то с семьей будет… не то?
- Всякое будет, малыш. Идеала не бывает. Я тебе прямо скажу. Боюсь, что коварный туман уйдет,… и ты забудешь все мои ответы. Может, и меня забудешь. И я тебе скажу одно. Хочу, чтобы это ты все же запомнил. Тебе часто будет плохо… очень плохо. Запомни все же главное – важно, не сколько раз ты падал, а сколько раз вставал! Всегда вставай! Всегда борись! Всегда добивайся своего! И чем большего ты добьешься,… тем больше, может быть, ты и потеряешь. Помни и потерянное тоже, но гордись тем, что ты сделал, чего добился. Всегда иди своим путем! Не ходи по чужим дорогам! …Смотри, туман и правда редеет. И солнце, похоже, уже через него пробивается.
- Но у меня еще много вопросов! А бог есть? А религия это правда?
- Это долго объяснять. Запомни, ты со временем многое будешь понимать иначе. Главное – думай! Ничего не отвергай! Никого не осуждай!
- А люди попадут на Луну? Война с Америкой будет? Мы будем жить при коммунизме?
- Остановись, малыш! Это не самое главное. Все будет хорошо! Это главное. А сейчас давай обнимемся. Видишь, туман уже розовый, сейчас он уйдет.
Мы сели с ним на край обрыва, и я прижал его к себе рукой. Внизу лениво шуршала река, и клочьями плыл по воде уходящий туман.
Вдруг он поднял голову:
- А, может, нам поменяться душами?
- Как это? Ты о чем? Зачем? У нас же одна душа… Бог даст, то хорошее, что накопилось у меня, перейдет к тебе, а плохое я заберу у тебя себе. Мне уже ничего не страшно, лишь бы у тебя все было хорошо.
Я замолчал и думал о том, что было бы хорошо, если бы эта встреча все же что-то изменила и в самом деле. Если туман смог свести нас, то, может, он сможет унести с собой что-то плохое у этого мальчика. Хочу, чтобы ему все же было легче, чем мне.
А я…я обойдусь!