Сотворение Вселенной Смыслов Личности

Геннадий Мельников
 
 
                (Опыты самопознания).

                Не завидуй тому, кто силен и богат,
                За рассветом всегда наступает закат,
                С этой жизнью короткою, равною вздоху,
                Обращайся, как с данной тебе напрокат.
                Омар Хайям.


                Познай самого себя.
                Надпись на храме в Дельфах.


                Никто не знает, как жить, не прожив всей жизни.
                Книга УФС.


Подлинная жизнь требует полноты с тем, чтобы успеть познать, почувствовать и пережить как можно больше, за краткий миг своей жизни, и чтобы в ее последний ощутимый миг можно было сказать – жизнь была хороша. Однако окружающий мир столь огромен и разнообразен, что кажется невозможным познать его целиком и потому многие довольствуются какой-то его частью или разбрасываются, пробуя все, и ни в чем, не достигая совершенства.

Мир – это Вселенная или целостная система, и чтобы достичь полноты жизни необязательно знать, видеть и чувствовать все. Просто необходимо самому стать Вселенной, ибо только целое может сравниться с целым.  Только так можно стать единым с ней, оставаясь единственным, прийти к истинной полноте, не переполняясь, стать совершенным в незавершенности. В этом состоянии сознания можно ощутить свою жизнь, как Жизнь Вселенскую, поскольку человек есть вершина эволюции Вселенной, а с вершины должно быть видно всё – все ее высоты и глубины, возвышенное и низменное, безграничное и ограниченное.
 
По универсальной философской системе (УФС) суть каждого мгновения жизни заключается в познании, любви и творчестве, которые, часто неосознаваемо, всегда присутствуют в реальности. Создание вселенной смыслов личности (ВСЛ) основывается на идее о том, что творческий процесс создает Творца в процессе Творения. Поэтому чем выше уровень творческого проекта, тем большего уровня самопознания можно достичь. Суть этого творческого процесса в том чтобы получить четкое и понятное представление о себе и окружающем мире путем самоисследования и освоения накопленных коллективных знаний и приведение его в систему.

Мы все создаем вселенные смыслов, занимаясь какой-то деятельностью, но все они, как правило, ограничены рамками работы, семьи и какого-либо хобби. Поэтому наши «вселенные» относительно узки и подобны лучу света в огромном темном для нас мире, а с возрастом они начинают сжиматься, поскольку сужаются круги интересов. Утрата интересов есть утрата жизни и переход в стадию дожития без цели и смысла. Причина этого в неосознанности и привычности нашего поведения, в обусловленности его обстоятельствами жизни, что делает нас подобием биороботов.

Необходимо разорвать этот замкнутый круг и стать свободным, хотя бы внутренне – осознав себя, а потом внешне – научившись самостоятельности мышления и чувства и, наконец, стать творческой личностью, развив интуицию. Процесс самопознания достаточно прост, доступен и им можно заниматься в процессе обычной жизни.  Для осознавания себя пригодны любые психоаналитические, нейролингвистические и медитативные техники, причем наилучшим является сочетание нескольких техник. В центре процесса должны быть медитативные техники,  которые делятся на два основных класса: 1) «от ума» с управлением центром внимания и концентрацией на чем-либо и 2) «отбрасывая ум» путем остановки внутреннего диалога и погружении в созерцание. Они позволяют осуществлять контакт не только с сознанием, как процессом мышления, но и с неосознаваемыми уровнями, в том числе с всеобщим информационным полем (ВИП).

По И. Канту «Всякое познание начинается с созерцаний, переходит к понятиям и заканчивается идеями». Однако это только первый начальный круг, поскольку созерцание идей рождает новые понятия и новые идеи, осуществляя бесконечное движение мысли. Кроме того изменение внешних обстоятельств жизни, изменение круга идей и появление на основе этого новых смыслов позволяет целенаправленно строить свою ВСЛ.

Самой простой техникой мыслесозерцаний является техника внутреннего диалога или беседы с самим собой, которой постоянно пользуются все, и которую надо сделать осознаваемой. Для этого надо фиксировать результаты в виде описаний, позволяющих вернуться к предшествующему опыту и продолжить его с момента остановки. Незафиксированный опыт, как правило, не оставляет ощутимого следа и потому бесполезен. В свою очередь,  накопление фиксированного опыта естественно ведет к его систематизации на основе каких-либо обобщающих принципов. Известно, что на основе любого принципа, можно построить какую-либо систему с разной степенью достоверности.

Таким образом, начинать самопознание надо с медитации типа «размышление» о самом себе и смыслах своей жизни. По Э. А. Цветкову, медитация – это середина между вопросом и ответом или состояние, которое поддерживается сложностью вопроса и неоднозначностью возможного ответа. В подобном понимании –  это одновременно психоаналитический и психосинтетический процесс, позволяющий достичь раскрепощения сознания. При этом смысл, по Э. Цветкову, – это состояние, когда мысль начинает узнавать самое себя, то есть становится значимостью, обретшей форму или ценность. По УФС смысл – это система ценностей жизни конкретного человека, которая состоит из трех основных уровней: личного, общего (общественного) и высшего (всечеловеческого).

Результатом такого медитативного процесса может стать какое-либо произведение типа эссе в свободной композиции. Систематизация его ведет к созданию художественных произведений разного масштаба от краткой миниатюры до монографии. Но этот результат лишь попутный эффект процесса цель которого – научиться любить самого себя, осознавая свое тело, душу и формируя дух. Это первый шаг на пути любви, который бесконечен. Любовь есть изначальное состояние сознания человека, еще до рождения. После рождения оно может приобрести искаженные формы или вообще утратится, оставляя душевную пустоту. Именно любовь позволяет ощутить присутствие своей души и осуществлять ее развитие до уровня духа.

Проще всего научиться любить себя или свое тело, потому что оно явственно ощутимо. Любовь – это безоговорочное принятие, понимание и забота о своем теле, как о физической основе сознания. Любовь к телу – это поддержание его бодрости, а не потакание неограниченным желаниям удовольствий. Чтобы сохранять бодрость тела надо требовать от него труда, при соблюдении меры и постепенном росте нагрузки. В основе любви к телу мышечная радость, основанная на триаде телесной бодрости, известной с древности: «держи ноги в тепле, голову в холоде, а живот в голоде».

Сохранять любовь к себе, как состояние души, значительно труднее, поскольку надо принять себя во всей полноте чувств, в том числе негативных эмоций и страданий, являющихся неизбежной составляющей жизни. Все это прямо ведет к эгоизму, а, по Ошо, «Эгоизм – естественное явление», которое свойственно людям с низким уровнем жизни и ограниченностью сознания. Это остановка развития души связанная с обусловленностью человека его материальным положением, его убеждениями, верованиями, традициями и суевериями, накопившимися в ходе исторической эволюции.  Подлинная любовь не останавливается на эгоизме, потому что любовь –  это волна, а не предмет обладания. Это поле, которое расширяется кругами. По Ошо, «Вначале вы любите себя. Затем ближнего своего, других людей. И, наконец, вы выходите за пределы и начинаете любить сущее».

Как телу нужна материальная пища, так сознанию необходима постоянная пища для ума и эмоций, и, в отличие от материальной пищи, объем ее ничем не ограничен кроме ограниченности наших интересов. Мозг должен непрерывно и усиленно трудиться, создавая и испытывая смыслы. Поэтому для создания  устойчивой системы жизненных ценностей необходимы сомнения в себе, испытания себя, порой в предельных обстоятельствах, которые дают непосредственные субъективные переживания в форме интроспективного опыта. Этот опыт сугубо индивидуален и не передаваем. Возможно лишь его описание с разной степенью убедительности и целью указать возможную сферу интересов и их направление. Именно этой цели и служит «Книга УФС», хотя для подготовленного человека внимательное и осознанное прочтение ее позволит выйти на какой-то свой новый уровень осознания реальности.
 
Системность является необходимостью для осознанной жизни усложнившегося человека в усложнившемся мире, когда человек стал неспособным понять самого себя и утрачивает себя в виртуальности. Без нее все наши знания и опыт подобны «куче дров» и мы так и останемся на всю жизнь с этой «кучей дров» на уровне подросткового сознания. В лучшем случае мы можем сложить из нее красивую поленницу называемую убеждениями, точками зрения, принципами или верованиями и которые, чаще всего, лишь хорошо запомненные общепринятые правила ролевой игры, называемой жизнью или придуманной другими имитации жизни. Живем ли мы сами или нас используют, вынуждая к различным действиям, чувствуем ли мы сами или в нас возбуждают эмоции и приучают к определенным чувствам, доступно ли нам озарение или это платные фокусы различных мистиков?

Только разбираясь с этим в ходе жизни можно попытаться вырастить или сотворить из «кучи дров» живое Древо Жизни, которым может и должен стать каждый из нас. Это и будет процессом взросления человека. Взросление – это состояние человека не зависящее от телесного возраста, а определяемое возрастом души и достигнутым уровнем духа. Взросление означает самостоятельность человека или переход к самоосознаванию, самоконтролю и самоуправлению. Это путь к свободному универсальному самоорганизующемуся человеку будущего, который только и способен выжить в этом стремительном полном неожиданностей и угроз мире. Только такой человек сможет создать мир, противостоящий надвигающемуся миру киборгов, способных полностью заменить человека и тем уничтожить его.

Древо Жизни это не только образ, потому что в нем отражен фрактальный принцип устройства живого мира (принцип самоподобия), по которому каждый отдельный разум есть одновременно Древо Жизни и Лист на общем Древе Жизни антропосферы. Для личного древа корни –  это истины или базовые ценности жизни, ствол –  это системное (объемное и направленное) представление мира, ветви – это интересы способности, умения, а листья – это информация, которая дает душевную и духовную пищу конкретному человеку.

Цветы на Древе – это моменты озарений, возникающие спонтанно в напряженной динамике мысли, а Плоды есть то, что останется после нашего ухода и что явится нашим подлинным Отчетом о прожитом и станет вечной частью ВИП. В процессе сотворения этого древа в сознании постепенно может возникнуть образ другого древа перевернутого корнями вверх, потому что корни – это высшие всечеловеческие и надличностные (божественные) ценности. К этим ценностям устремляется дух, собрав воедино все накопленное знание и творческий опыт в понятии Всеединства человека и вселенной.
 
Так возникает Древо Духа, означающее что энергоинформационный (ЭИ) поток начинает менять направление и идти по большей степени  от ВИП к сознанию, а не наоборот. При достижении определенного уровня Духа, уже он, по Шри Ауробиндо, как нисходящая сила, начинает управлять всей жизнью человека, продвигая его по ступеням просветления, предназначенным ему в этой жизни. Именно тогда достигается и автоматически поддерживается необычайное состояние полноты жизни одновременно в теле, душе и духе. Накопление «духа» требует времени и жизненного опыта, хотя и возможно уже примерно с 18 – 20 лет, а более реально с возраста Христа. На Востоке считают, что для большинства людей –  это возраст осознания Судьбы, наступающий после 50 лет, хотя и не для всех, потому что очень многие проживают всю жизнь, оставшись подростками.
 
Создание сферы духа (аксиосферы) и ВСЛ не являются самоцелью или достижением самоудовлетворения. Это всего лишь уровень позволяющий человеку правильно ориентироваться в самых сложных ситуациях современности, избегать воздействия пропаганды и влияний скрытых надобщественных сил. Непрерывно расширяющаяся вселенная смыслов позволяет человеку выйти за пределы своей личности, поднимаясь на ступень общения, как одной из главных ценностей жизни.

Без общения нет человека и по УФС, оно является главным способом существования человека. В самом общем виде, суть общения в доверительном обмене ценностями, в поиске единства на основе любви к жизни и миру. Только в общении человек может осуществить себя, как социальное существо или квант общества, который изменившись сам, стремиться изменить окружающее.
Однако окружающий мир – это еще и большая помойка переполненная ложью, лицемерием и насилием, в котором все используют друг друга в стремлении достичь материального благополучия. Подобный мир нельзя изменить красивыми благими проповедями, так как слово изреченное есть ложь, ибо оно не передает полного смысла, переживаний и опыта, стоящих за ним. Подобный мир нельзя изменить путем революции или насилия власти, так как все революции и перевороты меняют только правящую элиту, ибо суть власти есть собственность, притягивающая телесную часть человека, подобно гравитации. Чтобы мир изменился надо измениться сознанию человека, а для этого в нем надо пробудить желание полноты жизни и желание изменений и в этом сверхзадача сотворения ВСЛ.

Сверхзадача ВСЛ в том чтобы перестать использовать других в своих целях, а жить, чтобы помогать жить другим. Однако это невозможно для человека, чьи интересы ограничены материальностью и становится возможным при расширении ВСЛ путем познания, любви и творчества. Главное – это любовь, поскольку она была в основе становления разума, и всеобщая утрата любви означает утрату разума. Это становится заметным особенно сейчас, когда весь процесс жизни современного человека превратился в безудержную гонку за богатством ставшим самоцелью и, которая недостижима, так как богатство можно получить только путем изъятия у других. Это означает жить за счет сокращения возможности жизни для многих других, и есть высшая форма ограниченного эгоизма. Это сейчас стало главной и самой актуальной мировой проблемой человека, начиная с 20 века. Подобный человек исторически обречен на неизбежное самоуничтожение в ходе бесконечного передела накопленных богатств. Этих богатств уже вполне достаточно для обеспечения нормальной естественной жизни для всего населения планеты, если суметь остановить самоуничтожение, изменив направление ЭИ процессов в обществе.

И это вполне возможно для людей осуществивших переход от использования своей жизни для создания бесполезных богатств к взаимоподдержке взаимопомощи всему живому окружающему миру. Тогда в основе жизни человека станет возможным сострадание, которое по Ошо является наивысшим расцветом любви. В наше жесткое время это кажется пустым звуком или утопическим отражением недостижимого идеала, но это лишь поверхностный взгляд на проблему. Сейчас мир нуждается не в переделе богатств, а в обустройстве жизни, не в безудержном разрушительном потребительстве, а в любви и спасении живого.

Для этого каждому считающему себя разумным нужно осознанно измениться, приняв мир в себе, себя в мире и мир во вне себя целиком и полностью. Приняв мир надо понять его и объяснить для себя путем философского мировоззрения, что позволит целенаправленно измениться самому и изменить окружающее. Именно с этого времени может наступить подлинное взросление человека, означающее, что созданная людьми социосфера, начнет согласовываться с биосферой планеты чтобы в итоге составить единое гармоническое целое – Планету Людей, вершину живого мира.


                Список литературы.

1.Интегральая йога Шри Ауробиндо. М. Никос. 1992
2.Мельников Г. А. Книга УФС. 2015
3.Ошо. Сострадание: Наивысший расцвет любви. М. АСТ. 2011
4.Цветков Э. А. Гений жизнетворчества. М. АСТ. Астрель. 2006
5.Цветков Э. А. Досье на человека. М. АСТ. Астрель. 2007