КНИГА: "ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК И ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОСТЬ?
(определение понятий "ЧЕЛОВЕК" и
"ДУХОВНОСТЬ" через их существенные и
общебытийные признаки.)"
Глава 1. Человек познающий - постигающий.
Почти по Гегелю:
"Человек - это Homo creaturam creatus,
творящее творение, вероятнее всего,
порождаемое неизвестностью, ничто,
природой, обществом и индивидами и на-
ходящееся в процессе самосозидания,
перехода творения в сотворение, озна-
чающее окончательный творческий разрыв
человека с его творцами и превращение
личности в завершенную субстанциональ-
ную реальность."
Валрий Кувакин "Твой рай и ад
(Человечность и бесчеловечность
человека)", М.,Сант-Петербург,
"Алетейя", 1998, с.345.
Что есть "ХОМО"? "Хомо", по нашему видовому определению, есть
"САПИЕНС", то есть, "Человек разумный, мыслящий". А поскольку процесс мышления возможен только на основе некоторой, изначально воспринимаемой, информации о мире и самом себе, то и человек, безусловно, вначале есть существо ощущающее, чувствующее, а потом уже осознающее, мыслящее – то есть, первичных образов ("прообразов" - проф. Урманцев Ю.А.) адеквтизирующее знания; затем вырабатывающее идеальные образы этих прообразов и, безусловно, - действующее в соответствии с познанными законами
мира (или вопреки им).*****
Подстрочная сноска.***** Характерно в
этом отношении полное название одного
из первых исследовательских семинаров
Российского философского общества,
действующего в Москве с 1979 по 1995гг.
под руководством канд.философ.н.,
доцента кафедры философии РАН Юрия
Петровича Трусова: "Семинар по основа-
ниям, конструкции и эволюции знания и
человека в целом (в онто- и филогенезе,
включая общество) как чувствующего,
мыслящего и действующего существа;
взаимопроникновению мира, космоса в че-
ловеке (целого в части) и человека (ча-
сти в целом) в космосе как непосред-
ственно известного представителя воз-
можного многообразия разумных существ
во вселенной."
Сборник: "Проблемы оснований и
конструкции знания." Выпуск 1,
М., 1995, с.29.
Длинновато... Но, вдумайтесь, на
сколько емко, информативно обозначены
основные, начальные ипостаси человека,
"Хомо-сапиенса": ЧУВСТВОВАТЬ, МЫСЛИТЬ,
ДЕЙСТВОВАТЬ, требующие постоянного
развития и
совершенствования. Забегая вперед,
скажем, что по проф. Урманцеву Ю.А., -
это и есть суть "Человека ПОСТИГАЮЩЕГО".
Здесь же представлен вопрос о
голографическом взаимодействии мира,
космоса в человеке и человека в космосе.
То есть, по сути, показаны основные
направления работы по становлению
человека постигающего, прогрессирующего,
экологически активного, ноосферного.
РЕФЛЕКСИЯ И КОРРЕЛЯЦИЯ.
--------------------------------------------------
! ! ! ! !
человек человек человек человек человек
чувствую- представля- осмысливаю- осознающий действующий,
щий (полу- щий инфор- щий инфор- законы ми- изменяющий,
чающий) ин- мацию в ви- мацию в ло- роздания созидающий
формацию в де первич- гических (разрушаю-
виде ощуще- ных обра- формах и щий); чело-
ний и вос- зов (про- идеальных век пости-
приятий образов) образах гающий
(прообразов)
--------------------------------------------------
Схема 1. Человек познающий, постигающий
Заметим, что не случайно в последнем звене данной цепочки на-
ми испрользован термин "Человек постигающий". Понятие "Постижение" введено доктором философ. наук, канд.биол. н., профессором Урманцевым Ю.А. (См. "Вопросы философии", №4. 1993, с.94) Данное понятие является более сложной телеологической системой, нежели понятия: "знание", "осознание", "познание".
"...главными целями постижения являются
получение адекватного прообразу идеаль-
ного образа-знания - и его материаль-
ное воплощение."
Там же.С.94
"Постижение - это и процесс освоения,
познания и изменения существующей и
создание новой реальности... система
включает в свой состав в виде элемен-
тов перечисленные в пунктах 1 - 8 и
традиционно истолковываемое познание
и материальное воплощение его резуль-
татов."
Там же.
В связи с этим Ю.А.Урманцев корректирует даже наше видовое определение - "Хоммо интеллигент", а не просто "Хомо сапиенс".
Т.е. - "Человек постигающий", а не просто "мыслящий". "Отсюда понятно, - говорит он, что какой-то, скажем, крестьянин может быть больше интеллигент, чем тот, который окончил ВУЗ и, как говорят ботаники, "ни хрена не постигает."
Российское философское общество. Семи-
нар Ю.П.Трусова, 02.04.1995.
Теперь заметим, что все перечисленное подразумевает два объединяющих, но не равноценных понятия. А именно: "Знание" и
"Осознание".
Поскольку мышление есть не только накопление информации, но, еще больше, работа с ней, - рефлексия, трансформация, систематизация и развитие в направлении все более адекватного отражения законов мира и бытия для совершения целесообразных, адекватных, ответственных действий, - ИМЕННО ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОСТАВЛЯЕТ ПРИОРИТЕТНОЕ ЯДРО ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ, делает человека системно мыслящим, ответственно действующим, разумным. То есть, в конечном счете, по классическому определению, выживаемым, свободным: "Свобода есть осознанная необходимость".
(К.Маркс)