Глава1 Человек познающий - постигающий

Владимир Молчанов 2
          КНИГА: "ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК И ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОСТЬ?
                (определение понятий "ЧЕЛОВЕК" и
                "ДУХОВНОСТЬ" через их существенные и
                общебытийные признаки.)"
               

          Глава 1. Человек познающий - постигающий.

                Почти по Гегелю:

                "Человек - это Homo creaturam creatus,
                творящее творение, вероятнее всего,
                порождаемое неизвестностью, ничто,
                природой, обществом и индивидами и на-
                ходящееся в процессе самосозидания,
                перехода творения в сотворение, озна-
                чающее окончательный творческий разрыв
                человека с его творцами и превращение
                личности в завершенную субстанциональ-
                ную реальность."
                Валрий Кувакин "Твой рай и ад   
                (Человечность и бесчеловечность
                человека)", М.,Сант-Петербург,
                "Алетейя", 1998, с.345.

   Что есть "ХОМО"? "Хомо", по нашему видовому определению, есть
"САПИЕНС", то есть, "Человек разумный, мыслящий". А поскольку процесс мышления возможен только на основе некоторой, изначально воспринимаемой, информации о мире и самом себе, то и человек, безусловно, вначале есть существо ощущающее, чувствующее, а потом уже осознающее, мыслящее – то есть, первичных образов ("прообразов" - проф. Урманцев Ю.А.) адеквтизирующее знания; затем вырабатывающее идеальные образы этих прообразов и, безусловно, - действующее в соответствии с познанными законами
мира (или вопреки им).*****

 
                Подстрочная сноска.***** Характерно в
                этом отношении полное название одного
                из первых исследовательских семинаров
                Российского философского общества,
                действующего в Москве с 1979 по 1995гг.
                под руководством канд.философ.н.,
                доцента кафедры философии РАН Юрия
                Петровича Трусова: "Семинар по основа-
                ниям, конструкции и эволюции знания и
                человека в целом (в онто- и филогенезе,
                включая общество) как чувствующего,
                мыслящего и действующего существа;
                взаимопроникновению мира, космоса в че-
                ловеке (целого в части) и человека (ча-
                сти в целом) в космосе как непосред-
                ственно известного представителя воз-
                можного многообразия разумных существ
                во вселенной."
                Сборник: "Проблемы оснований и
                конструкции знания." Выпуск 1,
                М., 1995, с.29.
                Длинновато... Но, вдумайтесь, на
                сколько емко, информативно обозначены
                основные, начальные ипостаси человека,
                "Хомо-сапиенса": ЧУВСТВОВАТЬ, МЫСЛИТЬ,
                ДЕЙСТВОВАТЬ, требующие постоянного
                развития и
                совершенствования. Забегая вперед,
                скажем, что по проф. Урманцеву Ю.А., -
                это и есть суть "Человека ПОСТИГАЮЩЕГО".
                Здесь же представлен вопрос о
                голографическом взаимодействии мира,
                космоса в человеке и человека в космосе.
                То есть, по сути, показаны основные
                направления работы по становлению
                человека постигающего, прогрессирующего,
                экологически активного, ноосферного.

                РЕФЛЕКСИЯ И КОРРЕЛЯЦИЯ.
      --------------------------------------------------
      !           !           !           !            !
   человек     человек     человек     человек     человек
   чувствую-   представля- осмысливаю- осознающий  действующий,
   щий (полу-  щий инфор-  щий инфор-  законы ми-  изменяющий,
   чающий) ин- мацию в ви- мацию в ло- роздания    созидающий
   формацию в  де первич-  гических                (разрушаю-
   виде ощуще- ных обра-   формах и                щий); чело-
   ний и вос-  зов (про-   идеальных                век пости-
   приятий     образов)    образах                гающий
                (прообразов)
      --------------------------------------------------
              Схема 1. Человек познающий, постигающий

   Заметим, что не случайно в последнем звене данной цепочки на-
ми испрользован термин "Человек постигающий". Понятие "Постижение" введено доктором философ. наук, канд.биол. н., профессором Урманцевым Ю.А. (См. "Вопросы философии", №4. 1993, с.94) Данное понятие является более сложной телеологической системой, нежели понятия: "знание", "осознание", "познание".
               
                "...главными целями постижения являются
                получение адекватного прообразу идеаль-
                ного образа-знания - и его материаль-
                ное воплощение."
                Там же.С.94

                "Постижение - это и процесс освоения,
                познания и изменения существующей и
                создание новой реальности... система
                включает в свой состав в виде элемен-
                тов перечисленные в пунктах 1 - 8 и
                традиционно истолковываемое познание
                и материальное воплощение его резуль-
                татов."
                Там же.

   В связи с этим Ю.А.Урманцев корректирует даже наше видовое определение - "Хоммо интеллигент", а не просто "Хомо сапиенс".
Т.е. - "Человек постигающий", а не просто "мыслящий". "Отсюда понятно, - говорит он, что какой-то, скажем, крестьянин может быть больше интеллигент, чем тот, который окончил ВУЗ и, как говорят ботаники, "ни хрена не постигает."

                Российское философское общество. Семи-
                нар Ю.П.Трусова, 02.04.1995.

   Теперь заметим, что все перечисленное подразумевает два объединяющих, но не равноценных понятия. А именно: "Знание" и
"Осознание".
   Поскольку мышление есть не только накопление информации, но, еще больше, работа с ней, - рефлексия, трансформация, систематизация и развитие в направлении все более адекватного отражения законов мира и бытия для совершения целесообразных, адекватных, ответственных действий, - ИМЕННО ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОСТАВЛЯЕТ ПРИОРИТЕТНОЕ ЯДРО ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ, делает человека системно мыслящим, ответственно действующим, разумным. То есть, в конечном счете, по классическому определению, выживаемым, свободным: "Свобода есть осознанная необходимость".
(К.Маркс)