Константин Юон. Новая планета

Геннадий Мартынов
   Удивительная вещь. Давно была написана эта картина. В 1921 году. Почти 100 лет назад.  А вот сюжет её стал актуален, даже сверхактуален в наши дни. Потому как в те времена никаких споров картина и не вызывала. Ну да, её бранили и ею же восхищались. И всё. А вот пронзительной звонкой нотой она зазвучала именно сегодня. Потому как многие засомневались, нужна ли была нам эта новая планета, и зачем ей было вообще появляться.

   Сам я увидел эту картину впервые очень давно. Так давно, что и самому страшно сказать. Ещё в детстве. И по первости эта картина произвела самое жуткое впечатление. Я не понимал, что хотел сказать художник, и что так мистически тянуло  меня к этому полотну. В нем таилась, как мне казалось,  какая-то фантастическая загадка.  Загадка,  которая тем только и была  интересна, что ответа сразу так вот и не давала при всем  напряге воображения.  Эта планета  вся дышит жаром. Она обжигает. От неё исходит невероятная энергетика. Мы это чувствуем, даже если мы и не будем вдаваться в поиски смысла изображенного.
 
     Что мы видим? Сюжет, как мне казалось тогда,  совершенно фантастический, сказочный и к жизни всего земного, к миру реальных привычных картин никакого отношения не имеющий.  Мне тогда казалось, что всё это видение с лучистыми всполохами  создано было только для того, чтобы пригласить меня поразмышлять. Самому мысленно создать какие-то воображаемые  картины. Единственно только ради этого и была написана. Так мне казалось.

    Ну так,  как это делает абстрактная живопись, в которой нет вроде бы сюжета, но есть широчайшее поле для фантазий. Что бы не родилось в твоей голове при рассмотрении абстрактного изображения  – то всё будет правдой. Твоей правдой. И это хорошо, и это замечательно. Ты вроде бы становишься соавтором Художника. И может даже в твоём  воображении ты превзойдешь самого живописца. А почему бы и нет.
 
    Ну, всё равно как музыка, которая не дает же видимых осязаемых образов. А, тем не менее, сколько пищи для воображения и волнений для души.

     Эта планета была  послана к нам по воле художника из дальних глубин космоса. А внизу мы видим ещё и каких-то мелких человечков, внеземных, как мне представлялось. Кто-то из них в исступлении воздевает руки к небу в горячих молитвах. И таких большинство.  А других страшная сила, исходящая от  огромного красного приближающегося  шара, сгибает и расплющивает.  А ещё есть и такие, кто в панике и страхе разбегаются
   
   Да и как не бежать. Красное раскаленное космическое тело, внезапно появившееся в небесах, неумолимо движется в твою сторону. И, кажется, нет от него спасения. Ужас. Этот ужас вселяется и в наши души от восприятия увиденного. И что же, вот только в том, чтобы напугать нас  и состоял замысел Художника?

                *****

   А, став постарше и поумнее, уже поднабравшись кое-каких знаний из нашей истории, я понял то, что хотел сказать художник Юон. Отчетливо понял. Приближение новой планеты - это действительно событие космического масштаба. Это вплотную приблизившаяся и вступившая уже  в свои права Революция. Картина была написана всего четыре года спустя  уже зрелым художником. Собственно столкновение с планетой уже состоялось. Что стало причиной грандиозных перемен  всего нашего мироустройства. Это перемена религии. Перемена всех наших духовных ценностей. Это перемена наших жизненных установок и смыслов жизни. Это, в конечном счете,  создание нового человека. Эта перемена коснулась решительно всех и каждого на нашей Земле. От неё уже не уйти.

   Кто-то много лет спустя назовёт это событие и перемену всего мировоззрения  презрительно через губу  «переворотом».  Кто то и сегодня назовёт эту планету вздором, нечто надуманным и придуманным искусственно несколькими фанатиками и безумцами.  Безумцами, потому как они вознамерились переменить природу человеческую силовыми и безжалостными средствами.

   Иные утверждают сегодня, что  вся эта история с планетой – сплошная ложь, призрак, который материализовался только  на время. Пусть и не маленькое время. Несколько десятков лет. Но как и положено любому призраку рассеялся он и исчез по всей видимости навсегда. Пустое было поверить этой планете во всём её притягательном огненном пламени. Всё ложь!  Ложь, которая, как ей положено, закончилась горестным разоблачением и распадом.
 
                ******
    И я знаю,  о чем говорю. Получается так, что это видение с новой планетой стало просто до невозможности актуально. Вновь о нем все только и говорят, и спорят. Спорят о том, была ли она или нет, эта планета. Призрак она зловредный  или не призрак?  Вот совсем недавно  меня пытались разуверить в реальности представленной художником. И я снова услышал именно эти слова про ложь изначальную.  И от кого же я их услышал? А  услышал я про то  из уст одного священника. Он пришел с тем на передачу Архангельского. Пришел он  весь в сутане и с большим наперсным золотым крестом на груди, как бы подтверждающим всю правдивость его слов.

     Вот он сидит за столом весь такой благообразный, как и положено попу, и в смирение и со всей внутренней страстной убеждённостью утверждает, что коммунистическая теория – это сплошная ложь.  Понимаете, ЛОЖЬ. Не было той планеты.

      Я не помню имени этого священника. Но зато хорошо запомнил другого. Тот пришёл на ток-шоу с ведущим   Бабаяном. Он пришёл в цивильном платье и без креста. Но это не важно. А важно то, что и он тоже о том же.  То есть о лжи. Вот познакомьтесь с ним. Его зовут Аркадий Малер. Он философ. А еще он (попытайтесь проникнуться всей значимостью его поста) член синодальной библейско – богословской комиссии и московского присутствия московского патриархата. И вот, что он утверждает дословно:

    « Главная причина падения СССР – это то, что его идеология была изначально  нежизнеспособна. (то есть, ложна, добавлю от себя) Она не хотела развиваться. У людей есть естественные потребности. Есть потребность(?)верить в Бога, ходить в церковь. Советская власть их этой потребности лишила. Если бы эта власть даже и разрешила православие или стала бы с ней заигрывать, то, может быть, ещё 20 лет и продержалась бы безбожная власть. СССР – это такая ещё одна версия Вавилонской башни. Версия пленения человечества. Естественно, Богу такое государство  было неугодно»

    Вот так. То есть СССР распался, потому как он был неугоден Богу. Не надо, пожалуйста, смеяться над таким искренним убеждением попа. Я к нему отношусь со всею серьёзностью. ( Хотя и знаю, что после Петра именно советская власть позволила возродить институт православного патриаршества. Вспомним Тихона. А потом Сталин вновь восстановил этот институт духовной власти. Да вот ещё и сам я был крещен в Духовской церкви в четыре года. Сталин был ещё жив.  А отец мой был коммунист. Это я к тому, кто тут у нас врёт)

                *****

      Я  вчитываюсь в слова попа с наперсным крестом. Я стараюсь понять. А потом включаю логику. И вот, что у меня получается.

   Я рассуждаю так. Если марксистская теория и идеология – это всё ложь и неправда, то надо думать так, что за самим попом стоит правда. Несомненная правда. В ней он ни на секунду не сомневается. Мне нравится эта убежденность. Но тут же передо мной встает такой естественный вопрос. И неизбежный. А почему я должен верить этому попу и его правде? На чем основана эта его правда. Он разве сам-то побывал за гранью того, где кончается наше земное существование, чтобы нам, как очевидец, обо всём и поведать.

   Рассказать нам, например, о встрече с Богом, о рае и об аде. Рассказать нам о том, как хорошо в раю или плохо в аду. Рассказать нам о царстве справедливости, которое он там увидел. Нет, он не был там. И ничего не видел. А кто был и кто видел? Никто! И почему же я должен верить попу? А ведь он только с высоты своей  веры в то, что он сам никогда не видел, утверждает, что идеология СССР была ложной. Вот и всё. Ведь он же в точности повторяет слова Воланда, который так и сказал: «А и не надо никакого доказательства. Он существовал и существует - и всё».   А я ему отвечу словами ученого соседа, что «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» И кто из нас будет прав?
 
      Для упомянутого попа  может быть  всё и ясно, а для меня совсем нет. Мне вот такое его утверждение бездоказательное кажется абсурдным. И про абсурд я вовсе здесь не случайно.

     Был такой богослов. Звали его Тертуллиан. Жил в начале третьего века. Много чего написал. Но запомнился всем одной фразой. «Верую, ибо абсурдно». То есть ему никаких объяснений и доказательств не нужно. Потому он и верует, что бездоказательно и абсурдно. Но я то не Тертуллиан. И даже и не этот поп из передачи Бабаяна. И что мне делать? Я не хочу верить тому, что абсурдно.
 
    Вот я так думаю, что и эти люди, которые создавали новый мир в виде  новой планеты, думали точно также. И им тоже хотелось торжество царства справедливости. И это было их главным побудительным мотивом для создания новой планеты. И на этом основании создали новую веру и новую религию. Им хотелось устроить это царствие не где-то в очень далёких космических глубинах. А на Земле. Человеческими руками. И я не вижу в этом их вдохновенном порыве никакой лжи.
 
   Я вновь включаю логику. Если эта попытка установить царстве справедливости для живущих на Земле была ложью, если вера в новую планету тоже была ложью,  то, видимо, то, чем мы занимаемся сегодня – это всё правда. А правда – это, как раз наоборот, царствие несправедливости. То есть то, что мы имеем сегодня. Вот что оказывается правдой.  Вот ведь что получается, если послушать попа с крестом наперсным поверх сутаны.

   То есть поп знает, что живём мы в царстве несправедливости. И что все попытки наши установить царство справедливости на земле будут тщетны, и надо просто быть терпеливыми и упорными, и ждать всем нам смиренно  смертного часа, после которого нам откроется заветная дверь со всем обещанным этим самым попом на земле. И никак не раньше. А пока будем пребывать в законном грехе.  И это не абсурд.

                *****

    Я вновь смотрю на картину Юона. Удивительная вещь. Если бы я не знал всё, что им было написано ранее да и после, то я подумал бы, что её написал совсем другой художник. Совсем другой, настолько она отличается от всего им созданного.

    Это был удивительный художник. У него такая фамилия не русская. Да и не был он по крови русским. А был он швейцарским немцем. Правда, родители его уже совсем обрусели. И сам он тоже стал совсем русским.  И советским тоже, добавлю ещё. 

   Я обожаю его пейзажи, написанные в окрестностях Троицко-Сергиевской Лавры.  Возможно ещё и потому, что и сам я  был бессчетное количество раз в нашем самом известном монастыре.  Эти избы, купола, весеннее небо и рыхлый снег, напоённый талой водой.

   И не уехал он после революции никуда. Хотя у него-то было этих возможностей предостаточно. А ведь были и те, кто  уехал. Такие как Коровин, Серебрякова, Бенуа, Шагал, Гончарова, Ларионов, да и сам Репин. И многие другие. А этот швейцарский немец остался. Значит, было в нём что-то такое, что не отпустило его из России.

   И был он патриотом. И это видно по его живописным картинам. Но более всего я чувствую его патриотизм, когда смотрю на его большое полотно «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.» Потрясающая картина. Посмотрите и вы. И вы услышите мерную поступь по скрипучему снегу колонн смертников, уходящих на защиту Москвы. Из них почти никто не вернулся с фронта. Все полегли на полях жестокой войны.

  Да и как он мог уехать, если он был воспитан как художник в Московском училище живописи,  ваяния и зодчества великими художниками. Савицкий, Архипов, Касаткин, Серов были его учителями.  Он и сам впоследствии преподавал в этом знаменитом доме на Мясницкой улице.
               
   Нет, никак он не мог уехать из России, этот швейцарский немец. А не отпускала его из  страны не только дух воздух почва, ставшая родной ему, но ещё  и эта самая Новая планета. Потому как только в нашей стране по-настоящему  поверили в её существование. Поверили, и под сенью этой веры сокрушили самую злую силу на Земле, разнесли черную планету, которая стремилась поглотить наш мир.