Дополненный исправленный праздничный концерт

Михаил Васьков
ДВАДЦАТЬ ВТОРОГО ИЮНЯ

Музыка: Е. Петербургский

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили
Что началася война.

Война началась на рассвете
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети
Когда стали Киев бомбить.

Врагов шли большие лавины,
Их не было сил удержать,
Как в земли вступили родной Украины
То стали людей убивать.


СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
муз. А Александров

сл. В.Лебедев-Кумач

Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война.

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.

Припев.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям;
Мучителям людей!

Припев.

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Припев.

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Припев.

Пойдем ломить всей силою,
всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!

Припев.

Встает страна огромная,
Встает на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Припев.

***

      СЛУЧАЙНЫЙ  ВАЛЬС
    (Музыка Марка Фрадкина)

Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.

После тревог
Спит городок,
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок.

Хоть я с вами совсем незнаком
И далёко отсюда мой дом,
Но мне кажется снова
Я у дома родного:
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоём -
Так скажите хоть слово,
Сам не знаю о чём ...
    ......
Утро зовёт
Снова в поход.
Покидая ваш маленький город,
Я пройду мимо ваших ворот.
    ......

Навстречу Юбилею Победы. ТЫ ЖДЕШЬ, ЛИЗАВЕТА
Ты ждешь, Лизавета,
От друга привета.
Ты не спишь до рассвета,
Все грустишь обо мне.
Одержим победу,
К тебе я приеду
На горячем, боевом коне.
Одержим победу,
К тебе я приеду
На горячем, боевом коне.

Приеду весною,
Ворота открою,—
Я с тобой, ты со мною
Неразлучны навек.
В тоске и тревоге
Не стой на пороге,
Я вернусь, когда растает снег!

Моя дорогая,
Я жду и мечтаю.
Улыбнись, повстречая,
Был я храбрым в бою.
Эх, как бы дожить бы
До свадьбы-женитьбы
И обнять любимую свою!
Авторов не знаю, песня не моя

На МАМАЕВОМ КУРГАНЕ ТИШИНА

На Мамаевом кургане тишина,
за Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война,
в мирный берег тихо плещется волна.

Перед этою священной тишиной
встала женщина с поникшей головой,
что-то шепчет про себя седая мать,
всё надеется сыночка увидать.

В. Боков
Александра Пахмутова
Государственный Волжский народный хор, хор Сретенского
монастыря (солист Алексей Татаринцев).

Мемориал "ГЕРОЯМ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ" был открыт на Мамаевом
кургане в Волгограде в 1967 году. От ПЛОЩАДИ СКОРБИ начинается подъём на
вершину насыпного кургана (высотой 14 м) к основанию главного монумента
"РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ!" по серпантинной дорожке, вдоль которой расположены
35 гранитных надгробий Героев Советского Союза - участников Сталинградской
битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200
гранитных ступеней - по числу дней Сталинградской битвы.
Огромная величественная скульптура Родины-матери является композиционным
центром архитектурного ансамбля и представляет собой фигуру женщины с под-
нятым мечом, стремительно идущей вперёд и призывающей своих сыновей на
битву с врагом.
Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты
влево. Лицо суровое, волевое. Резкие линии фигуры, сдвинутые брови, широко
открытый, кричащий рот, растрёпанные ветром волосы, сильные руки, облегаю-
щее формы тела длинное платье, раздуваемые ветром концы платка - всё это
создаёт ощущение силы и напряжения, экспрессии и непреодолимого стремления
вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице. С мечом в
руках она призывает народ встать на защиту Отечества.
Скульптура РОДИНЫ-МАТЕРИ прекрасно смотрится со всех сторон в любое время
года. Величественная статуя, светлая, освещённая по вечерам лучами прожек-
торов, выступая на фоне тёмно-синего неба, как бы вырастает из кургана. От
подножия скульптуры открывается захватывающий вид не только на ансамбль,
но и на город Волгоград, на Волгу, Заволжье. РОДИНА-МАТЬ видна не только
в пределах Мамаева кургана - она господствует над всем городом, видна на десятки км.
Уже полвека она - не скульптура, а символ стойкости, олицетворение непри-
миримости. Скульптура РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ, вместе с Мамаевым курганом,
является финалистом конкурса "Семь чудес света".
Статуя Родины-матери является одним из самых посещаемых туристических
объектов.
Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторо-
вич ВУЧЕТИЧ. Ему помогали архитекторы Белопольский и Дёмин, скульпторы
Матросов, Новиков и Тюренков. Руководителем инженерной группы был доктор
технических наук Н.В.Никитин - будущий создатель Останкинской башни. Глав-
ным военным консультантом проекта стал маршал Василий Иванович ЧУЙКОВ -
командир армии, отстоявшей Мамаев курган. Согласно завещанию Чуйкова, он
похоронен у подножия монумента. Именем этого полководца также названа ули-
ца в центральном районе Волгограда, на которой расположен Мамаев курган.

Строительство монумента было начато в мае 1959 и завершено 15.10.1967 года.
На момент создания скульптура Родины-матери была высочайшим в мире извая-
нием и занесена в книгу рекордов Гиннеса. Её размеры огромны: высота фигуры
52 м, а общая высота фигуры с мечом - 85 м. Статуя стоит на плите высотой
2 м, фундамент высотой 16 м скрыт под землёй. Меч длиной 33 м имеет вес
14 тонн.
Монумент на Мамаевом кургане в Волгограде является 2-й частью ТРИПТИХА.
Первая его часть находится в Магнитогорске и называется "ТЫЛ - ФРОНТУ!"
Третья часть под названием "ВОИН - ОСВОБОДИТЕЛЬ", мечом разрубающий
фашистскую свастику, находится в ТРЕПТОВ - ПАРКЕ в Берлине (1949) и
является самым большим мемориалом за пределами экс-СССР; скульптура
"ПЕРЕКУЁМ МЕЧИ НА ОРАЛА", выражающая стремление людей доброй воли
бороться за разоружение во имя торжества мира не планете, до сих пор
украшает площадь перед зданием ООН в Нью-Йорке.
При создании триптиха подразумевалось, что меч, выкованный уральскими
кузнецами, подняла Родина-мать в Сталинграде, а опустили его советские
воины в Берлине, одержав Победу в Великой Отечественной войне.


РАСТЁТ В ВОЛГОГРАДЕ БЕРЁЗКА

Ты тоже родился в России,
в краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне берёза,
берёзка под каждым окном.

На каждой весенней полянке
их белый живой хоровод,
но есть в Волгограде берёзка-
увидишь, и сердце замрёт.

Трава под берёзкой не смята,
никто из земли не вставал,
но как это нужно солдату,
чтоб кто-то над ним горевал.

И плакал светло, как невеста,
и помнил навеки, как мать.
Ты тоже родился солдатом,
тебе ли того не понять.

М.Агашина
Г.Пономаренко
Л.Зыкина, Н.Долгалёва, С.Мареева.

МЕДСЕСТРА ДОРОГАЯ АНЮТА

Юрий Кушнеревич

Это стихотворение написано в годы Великой Отечественной войны неизвестным автором. Записал я его у ветерана войны 1926 года рождения Столярчука Иосифа Григорьевича, который прочел мне его, когда я с ним находился в больнице г.Пинска в одной палате. Иосиф Григорьевич участвовал в освобождении Варшавы в 1944 году. Не дойдя до Берлина 80 км был ранен и контужен. И чтобы это стихотворение не ушло в небытие после ухода из жизни Иосифа Григорьевича, я решил его опубликовать на стихи.ру
      
      
      
       Был  я ранен,  и  капля  за  каплей
       Кровь  горячая  стыла  в  снегу.
       Немцы  близко, но  силы  иссякли,
       И  не  страшен  я  больше  врагу.
      
       Мне столетием казались минуты,
       Шел  по-прежнему  яростный  бой.
       Медсестра  дорогая  Анюта
       Подползла,  прошептала:  «Живой...»
      
       Оглянись,  посмотри  на  Анюту,
       Докажи,  что  ты  парень - герой,
       Не  сдавайся  ты  смертушке  лютой,
       Посмеемся   над   нею   вдвоем.
      
       Дул   холодный   порывистый  ветер,
       И  во  фляге  застыла  вода.
       Эту  встречу  и  тот  зимний  вечер,
       Не  забыть  ни  за  что,  никогда.
:
У  ДЕРЕВНИ КРЮКОВО ПОГИБАЕТ ВЗВОД


Шел в атаку яростный сорок первый год.
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились, больше нет гранат.
Их вживых осталось только семеро молодых солдат.
Их вживых осталось только семеро молодых солдат.

Лейтенант израненный прохрипел:
Вперед!
У деревни Крюково погибает взвод.
Но штыки горячие бьют не наугад.
Их вживых осталось только семеро молодых солдат.
Их вживых осталось только семеро молодых солдат.

Будут плакать матери ночи напролет.
У деревни Крюково погибает взвод.
Не сдадут позиции, не уйдут назад.
Их вживых осталось только семеро молодых солдат.
Их вживых осталось только семеро молодых солдат.

Отпылал пожарами тот далекий год.
У деревни Крюково шел стрелковый взвод.
Отдавая почести, замерев стоят
В карауле у холма печального семеро солдат.
В карауле у холма печального семеро солдат.

Так судьбой назначено, чтобы в эти дни
У деревни Крюково встретились они.
Где погиб со славою тот бессмертный взвод,
Там шумит, шумит сосна высокая, птица гнезда вьет.
Там шумит, шумит сосна высокая, птица гнезда вьет.
.

И сегодня рано утром тихо
Мы споём, о ребятах, что
Погибли на безымянной
Высоте.

НА  БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ
(из кинофильма «Тишина»
Слова М. Матусовского)

Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат.

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в темноте

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета,

Как догоревшая звезда.

Кто хоть однажды видел это,

Тот не забудет никогда.

Он не забудет, не забудет

Атаки яростные те

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

Над нами «мессеры» кружили,

И было видно, словно днем.

Но только крепче мы дружили

Под перекрестным артогнем.

И как бы трудно ни бывало,

Ты верен был своей мечте

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

Мне часто снятся все ребята —

Друзья моих военных дней,

Землянка наша в три наката,

Сосна сгоревшая над ней.

Как будто вновь я вместе с ними

Стою на огненной черте

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

ЭХ, ДОРОГИ


Слова Льва Ошанина
Музыка Анатолия Новикова

Эх, дороги...
Пыль да туман,
холода, тревоги
да степной бурьян.
Знать не можешь
доли своей,
может, крылья сложишь
посреди степей.

Вьётся пыль под сапогами
степями,
полями.
А кругом бушует пламя
да пули свистят.

Эх, дороги...
Пыль да туман,
холода, тревоги
да степной бурьян.
Выстрел грянет,
ворон кружит:
твой дружок в бурьяне
неживой лежит...

А дорога дальше мчится,
пылится,
клубится.
А кругом земля дымится,
чужая земля.

Эх, дороги...
Пыль да туман,
холода, тревоги
да степной бурьян.
Снег ли ветер, –
вспомним друзья!...
Нам дороги эти
позабыть нельзя.



 
ДАВНО МЫ ДОМА НЕ БЫЛИ..

Алексей Фатьянов

Горит свечи огарочек,
Гремит недальний бой.
Налей, дружок, по чарочке,
По нашей, фронтовой.
Не тратя время попусту,
По-дружески да попросту
Поговорим с тобой.

Давно мы дома не были...
Шумит над речкой ель,
Как будто в сказке-небыли,
За тридевять земель.
На ней иголки новые,
А шишки всё еловые,
Медовые на ней.

Где ёлки осыпаются,
Где ёлочки стоят,
Который год красавицы
Гуляют без ребят.
Без нас девчатам кажется,
Что месяц сажей мажется,
А звёзды не горят.

Зачем им зорьки ранние,
Коль парни на войне,

В Германии, в Германии,
В проклятой стороне.
Лети, мечта солдатская,
К дивчине самой ласковой,
Что помнит обо мне.

Горит свечи огарочек,
Гремит недальний бой.
Налей, дружок, по чарочке,
По нашей, фронтовой.

1944


СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ВАЛЬС

слова Г. РУБЛЁВА, музыка К. ЛИСТОВА

Тихо плещет волна,
Ярко светит луна;
Мы вдоль берега моря идем
И поем, и поем,
И шумит над головой
Сад осеннею листвой.

Припев:
Севастопольский вальс,
Золотые деньки;
Мне светили в пути не раз
Ваших глаз огоньки.
Севастопольский вальс
Помнят все моряки.
Разве можно забыть мне вас,
Золотые деньки!

На Малахов курган
Опустился туман.
В эту ночь вы на пристань пришли
Проводить корабли.
И с тех пор в краю любом
Вспоминал я милый дом.

Припев.

Мы вернулись домой
В Севастополь родной.
Вновь, как прежде, каштаны в цвету,
И опять я вас жду...
Вдоль бульваров мы идем
И, как в юности, поем.

Припев.


ПРОЩАЙТЕ, СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ

Музыка: Е. Жарковский Слова: Н. Букин


Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовет!
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.

А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля...
Растаял в далеком тумане Рыбачий,
Родимая наша земля.

Корабль мой упрямо качает
Крутая морская волна,
Поднимет и снова бросает
В кипящую бездну она.

Обратно вернусь я не скоро,
Но хватит для битвы огня.
Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,
Как море мертво без меня.

Нелегкой походкой матросской
Иду я навстречу врагам,
А после с победой геройской
К скалистым вернусь берегам.

Хоть волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля,
Но радостно встретит героев Рыбачий,
Родимая наша земля.

1942
***


В  ПРИФРОНТОВОМ  ЛЕСУ

С берез, неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы —
Товарищи мои.

Под этот вальс весенним днем
Ходили мы на круг,
Под этот вальс в краю родном
Любили мы подруг;

Под этот вальс ловили мы
Очей любимых свет,
Под этот вальс грустили мы,
Когда подруги нет.

И вот он снова прозвучал
В лесу прифронтовом,
И каждый слушал и молчал
О чем-то дорогом;

И каждый думал о своей,
Припомнив ту весну,
И каждый знал — дорога к ней
Ведет через войну...

Так что ж, друзья, коль наш черед,—
Да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрет,
Не задрожит рука;

Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час,
А коль придется в землю лечь,
Так это ж только раз.

Но пусть и смерть — в огне, в дыму —
Бойца не устрашит,
И что положено кому —
Пусть каждый совершит.

Настал черед, пришла пора,—
Идем, друзья, идем!
За все, чем жили мы вчера,
За все, что завтра ждем!

За тех, что вянут, словно лист,
За весь родимый край…
Сыграй другую, гармонист,
Походную сыграй!

1942

ОГОНЁК

На позицию девушка
Провожала бойца,
Тёмной ночью простился
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренёк,
На окошке на девичьем
Всё горел огонёк.
И пока за туманами
Видеть мог паренёк,
На окошке на девичьем
Всё горел огонёк.

Парня встретила славная
Фронтовая семья.
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья,
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонёк?
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонёк?

И подруга далёкая
Парню весточку шлёт,
Что любовь её девичья
Никогда не умрёт.
Всё, что было загадано,
В свой исполнится срок, -
Не погаснет без времени
Золотой огонёк.

Всё, что было загадано,
В свой исполнится срок, -
Не погаснет без времени
Золотой огонёк.

________________________________________

СИНИЙ ПЛАТОЧЕК


Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной
Мы распрощались с тобой…
Нет больше ночек! Где ты платочек,
Милый, желанный, родной?

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.

И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью ты к изголовью
Прячешь платок голубой.

Письма твои получая,
Слышу я голос живой.
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной.

И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной.

Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой!
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.

За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих.
________________________________________

ТЁМНАЯ НОЧЬ

Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила…
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.

Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!
________________________________________





БЬЁТСЯ В ТЕСНОЙ ПЕЧУРКЕ ОГОНЬ...

Алексей СУРКОВ

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

« Давно я не видел подружку,
Дорогу к знакомым местам,
Налей же в солдатскую кружку
Свои боевые сто грамм.

Гитару возьми, струну подтяни,
Солдатскую песню запой,
Споем о боях, о старых друзьях,
Когда мы вернемся домой.

Мы верности долг не забыли,
Но все же признаемся , друг,
Что мало когда-то любили
Мы наших бесценных подруг.

У края земли шумят ковыли,
У узкой дороги степной…………………………………,
Мы камень родной обмоем слезой.
Когда мы вернемся домой.

Далеко родные границы,
Берез не встречаем мы тут,
Поют не по-нашему птицы,
Цветы по-другому цветут.»

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Александр Кукояшный

День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, -
Этот день мы приближали как могли.


Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы !
День Победы !
День Победы !

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели -
Этот день мы приближали как могли.

Этот День Победы
Порохом пропах,

Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы !
День Победы !
День Победы !


Здравствуй, мама, возвратились мы не все...
Босиком бы пробежаться по росе !
Пол-Европы, прошагали, пол-Земли, -
Этот день мы приближали как могли.

Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы !
День Победы !
День Победы !
(с)