Мурцовка - суп из хлеба

Полина Помаскина
Семь лет в сапогах.

Семь лет в кирзачах.

Ох, как же давно началась эта история про праздничный хлеб.
Я перестала печь свой хлеб потому что умерла моя мама и закончилась неожиданно хлебная закваска.
Варила я хмель, добавляла чужую закваску, но хлеб  перекисал.
Мой супруг, ветеран войны, имел тяжёлый характер и из за отсутствия хлеба всегда меня ругал.
Вот и стала покупать хлеб в магазине, вернее супруг стал покупать его.
Через два года обнаружили мы, что именно 8 мая хлеба в магазине после обеда уже на прилавках магазинов не было.
Мой "дед" ругал меня, говорил, что семь лет проходил в кирзачах на войне и не заработал на 9 мая, день Победы, кусок хлеба на мурцовку.
Я доставала припрятанный заранее "кирпичик" хлеба и отдавала своему недовольному супругу.
"Дед", по прежнему ругаясь, наливал воды в алюминиевую тарелку, крошил туда половину булки хлеба, солил, крошил лук и ел свой особенный суп из хлеба, называя его мурцовкой, иногда плакал.
А я не молчала, рассказывала ему, что мне в 1941 году исполнилось четыре года, и я маленькая девчушка всю войну, до восьми своих лет содержала сама себя. Я себя кормила с четырех лет, живя в правовом государстве, где есть Конституция страны.
Я в четыре года перебирала все травы в огороде и на дороге, в поле, чтобы подобрать с какой травой можно пить чай, с какой травой  можно печь хлеб. Заячью капусту, дикий чеснок, дикий лук, цветы кукушкины слезки можно было к нашей радости срывать и сразу есть.Цветочки сладкие были, я их до сих пор ем.
Мы ели малюськов, собирали со дна речки, открывали ракушки, они пищали. а мы их ели, не варили и не жарили. Кто же мне 4х летней девчушке даст спички? Немец что ли?
Вот и после войны, когда шла два года засуха в 1946 и 1947 годах, я также кормила сама себя, но ведь так жили все в нашем небольшом городке, где тогда остались одни маленькие детки и бабки.
Все молодухи и мальчишки постарше убежали на войну, чтоб не причинил враг нам вреда, нам маленьким тогда детишкам.
Мой "дед" замолкал только когда видел мои слезы, жалел.
С супругом  стали жить мы в райцентре, вот уже больше шестидесяти лет, дом построили, детей, внуков и правнуков вырастили, да отправили в город, туда где много хлеба.
Сейчас я точно посчитала сколько лет я не пеку свой хлеб- двадцать пять лет.
И двадцать лет из них мой "дед" ходил в магазин 8 мая за хлебом утром, после одиннадцати, когда подвозила автолавка хлеб, и после обеда к шести часам, чтобы убедится что хлеба нет к 9 мая, дню Победы.
Мы всей семьёй шикали на "деда", мол молчи, не возмущайся, не ты один ветеран войны на праздник Победы не купил хлеба в магазине, завтра 9 мая, наешься хлеба на социальном обеде. Так и было.
Обед для ветеранов Войны начинали во время, нарезанный хлеб "съедали" карманы бывших фронтовиков и фронтовичек,  и не было стыдно ни кому, в магазине то хлеба не будет девятого мая,до одиннадцати часов утра, а то и совсем опоздают подвезти , праздник то у всех один, день Победы! Праздник, он и для ветеранов войны и для работников  хлебозавода одинаков, день праздничный!
Все жители села и  все работающие строго должны присутствовать на торжественном параде Победы!
Девушки, которые подавали ветеранам хлеб на обеде всегда шептались, что хлебницы опустели сразу после начала обеда.
В прошлом году, уже "деда" моего нет, но я продолжила нашу традицию по покупке хлеба в магазинах 8 мая.
Хлеба не было.
Все продукты есть: конфеты, печенье, водка есть, а хлеба нету.
Нет хлеба.
На социальном обеде в честь Победы 9 мая,девчушки опять шептались, что мы , старушки, наголодались во время Войны и съедаем хлеб в первую очередь.
Мы, старухи и старики  забываем иногда, что бежать в магазин нужно строго после 11 часов утра 8 мая, но весна и огород забирают у нас наше время.
Оглянусь,уже и обед в магазине.
Сегодня, 8 мая 2016года, я уже сама не ходила по магазинам, по "Магнитам", по "Красным и белым", но я посылаю в магазин соседей.
Нет, не приказываю, ласково прошу, чтобы не догадались о подвохе про отсутствие хлеба в магазинах.
Сосед идёт или едет за хлебом и себе, и мне не привозит.
Так и говорит, что хлеба нет, все магазины объездил.
А я вспоминаю "деда" своего, вот бы пришёл сейчас он с магазина с пустой сеткой, да поругался со мной из за отсутствия хлеба, я бы его поцеловала, не перечила, соглашалась бы со всеми его словами и претензиями, поддакивала бы.