Наша гордость и бесконечная боль

Ирина Кураж
Бессмертный полк.

Попов Серафим Григорьевич (1916 – 195?) – наш с братом легендарный дед и прадед наших детей, один из лучших военных хирургов своего времени.

Участник Халхингольской войны 1939 года,
советско-финской войны 1939 – 1940 гг.
Участник Великой Отечественной войны (1941-1945 гг).
В 1943 году попал в плен и прошел ад фашистских концлагерей. Вернулся в 1946 году. В 1947 году был репрессирован как побывавший в плену.

Приговорен: Военный трибунал Астраханского гарнизона 18 марта 1947 г., обв.: обвинен в измене Родине.
Приговор: 10 лет. Реабилитирован в 1959 г.
Источник: Книга памяти Астраханской обл.
http://lists.memo.ru/index16.htm

В 1995 году к отцу приехал бывший политрук полка, в котором служил мой дед. Он рассказал, что вместе с дедом попал в плен, потому что: «Слишком правильный был Серафим. Не захотел бросить солдата, которого оперировал. За это и поплатились».
Может быть, именно из-за этой правильности деда Серафима, который не нарушил клятвы Гиппократа, его реабилитировали, а политрука на тот период времени нет?
Наш дед и прадед – Попов Серафим Григорьевич  – это наша гордость, наша история и наша бесконечная боль…
Мы не знаем точной даты его смерти и, к великому сожалению, не знаем, где он захоронен.

P.S. Об истории любви дедушки Серафима и моей любимой бабушки Анны обязательно напишу отдельный рассказ. «Железная леди» Анна никогда не рассказывала нам, внукам, о дедушке. Она очень боялась того, что его репрессия может как-то отразиться на нас, несмотря на то, что дед был реабилитирован задолго до нашего рождения.

Только когда я, обучаясь в медицинском, сказала, что выбираю специализацией хирургию (бабушка были гинекологом), она удивленно посмотрела на меня и сказала: "Не знала, что выбор специализации передается на генетическом уровне. Переворот в генетике". До этого момента я еще не знала, что дед был полостным хирургом.
История собиралась по крупицам и четко фиксировалась в моей памяти. Видимо, мое желание узнать о своем дедушке, как можно больше было таким сильным, что Судьба (или кто-то, что-то еще) каким-то непостижимым образом сводила меня с теми, кто знал его лично.

 Так, например, во время моего обучения в медицинском, на первой лекции по основам хирургии, очень возрастной преподаватель, в контексте лекции ВДРУГ начал рассказывать нам о том, что был у него сокурсник и друг Серафим Попов, - хирург от Бога, «… и если бы не трагическая судьба, которая постигла этого замечательного человека, мы бы сейчас с вами изучали хирургию по его учебнику» … Представляете мое эмоциональное состояние и состояние преподавателя, когда через столько десятилетий произошла такая невероятная встреча?

После лекции, окончания которой я едва дождалась, мы сели с ним в преподавательской и разговаривали до самого вечера… Это самая удивительная случайная встреча, которая была в моей жизни.

Теперь я точно знаю, что случайностей не бывает, все для чего-то происходит. Главное, во время увидеть эти знаки, которые нам посылает Судьба.