Отец солдата - Серго Закариадзе

Магда Кешишева
   Прежде чем задать вопрос, который не дает мне покоя уже несколько лет, я хочу вспомнить великого артиста Серго Закариадзе, создавшего  на экране собирательный образ отца солдата, пережившего трагедию и покорившего весь мир, в фильме Резо Чхеидзе "Отец солдата".

   Впервые показанный в Москве 1 мая 1965 года фильм, каждый год 9 мая демонстрировали по Центральному телевидению. И люди снова и снова ждали встречи с Георгием Махарашвили, которого сила отцовской любви послала в нелегкий путь ради встречи с раненым сыном.

   Героя Закариадзе - простого кахетинского крестьянина, плохо говорящего по - русски - зрители увидели и растерянным, и грозным, и решительным, и задумчивым, и переживающим страшное горе, и даже нежным, трогательным.

   Вспомните, какая внутренняя борьба читается в скупых жестах и словах Георгия, когда он мечется перед движущимся поездом и не решается ехать туда, куда не разрешено, и, наконец, решительно бросает свой узелок и куртку в тамбур, а потом и сам бросается. Можно ли забыть, как Георгий пытается потушить горящее поле, срывающимся голосом повторяя: - "Хлеб, хлеб горит".

   А сколько нежности в голосе отца, объясняющему в госпитале: - "Син мой здес. В госпитале. Ранен бил. Выздоровел..."

   Одна из самых трогательных сцен - разговор с виноградной лозой. Сколько заботы в голосе Георгия и наивном вопросе: -" Откуда ты здесь появилась?"

   Сколько решительности в голосе, и как выразительны слова и руки Георгия, когда он пытается убедить генерала отправить его на войну! Ведь мог же он сказать, что в его роду все воевали, но он говорит: - " Мой атец воевал, ево атец воевал, ево, ево, ево атец ваевал..."

   Эпизод фильма, когда старый крестьянин - солдат ночью, подняв руки перед грохочущими танками, отчаянно зовет сына: "Годердзи! Годердзи швило!" невозможно смотреть без мурашек.

   Казалось, не напрасно Георгий проехал и прошел путь от маленького села до Берлина: вот он уже узнает сына по голосу, когда тот затягивает песню, легко бежит по полуразрушенной лестнице, подбегает к сыну, и  находит его ... умирающим. Отец нашел сына, но нашел, чтобы закрыть ему глаза. Сколько горечи в словах отца:-"Деда шенс ра утхра?" - " Что я скажу твоей маме?"


   Георгия  Махарашвили ВСЕ солдаты называли "отцом". Да, он ОТЕЦ! Не грузин, отправившийся в пекло войны  для встречи с раненым сыном - грузином, а мужчина - отец. И потому фильм во всем мире имел ошеломительный успех: каждый зритель видел в герое отца своей нации.

   И вопрос, который мне хочется задать, хотя не знаю, кому его адресовать, звучит так: - "Почему с 2008 года фильм "Отец солдата" 9 мая не показывает Центральное телевидение? Неужели разногласия между  Россией и Грузией этому причина? Искусство ведь интернационально и должно быть вне политики. Или я ошибаюсь?"

   Задаю я эти вопросы потому, что, просмотрев программу телепередач,  убедилась, с огромным сожалением, что и в этот раз не увидим замечательный фильм Чхеидзе. Невольно подумалось - хорошо, что Серго Захариадзе этого не узнает. Но каково его сыну и внучкам?!

   Дорогие читатели, почитатели великого Закариадзе, давайте вспомним некоторые моменты жизни  артиста, чье имя золотыми буквами вписано в историю театра и кино, и которого - и это - главное - никогда не забудет народ.

   Серго Захариадзе хорошо играл в футбол. Он был центральным защитником сперва в зестафонской команде, затем в знаменитом тбилисском "Динамо". Известный в свое время капитан динамовцев Шота Шавгулидзе,  с грустью упрекал Закариадзе за то, что  он оставил футбол ради театра. "Стоило  тебе менять чудесную профессию, - говорил капитан. - Смотри, я уже заслуженный мастер спорта, награжден орденом, а ты кто такой? Актер! Сколько их на белом свете, а? А хороших футболистов - раз, два и обчелся".

   На III Международном кинофестивале в Москве был показан фильм "Отец солдата", а Закариадзе получил премию за лучшую мужскую роль и прославился на весь мир, Люди разных стран признали в герое Закариадзе своего, единокровногр человека.

   Популярность Закариадзе была феноменальна: его везде узнавали, окружали, восхищенно смотрели на него. Однажды, возвращаясь из Зестафони в Тбилиси, машина, в которой ехал артист, остановилась, чтобы напиться из источника. Вдруг раздается визг тормозов -  это останавливаются ехавшие следом машины. На дорогу выходят люди. Они узнали Закариадзе и несут в корзинах виноград, персики, гранаты: - "Кушайте, пожалуйста!"

   Интересный факт: сына Закариадзе зовут Гурам, но все его называют Годердзи, по имени сына Махарашвили из  фильма "Отец солдата".

   Однажды Закариадзе была поручена роль белогвардейского офицера в пьесе "Полночь миновала". Там была сцена, где он вступает в спор с группой подвипивших кутил в  ресторане, а затем - и в драку. Зная безграничный темперамент Закариадзе и увлеченность в игре, партнеры - артисты попросили его быть "аккуратным". Однако в пылу скандала Закариадзе опрокинул стол, за которым сидели кутилы, а бутылки -   на костюмы мужчин  и платья дам.

   На следующем представлении актеры договорились, что они опередят  "белогвардейца" и первые нападут на него. Представление началось. Красавец - офицер в черкеске, великолепно подчеркивающей фигуру, в плотно облегающих ноги сапогах - чулках, жгучей шевелюрой, разделенной четким пробором, картинно прошелся перед собутыльниками и, естественно, перед зрителями. Пьющая компания, глядя на него, зло усмехалась. Но не успел он кинуться на обидчиков, как они всей компанией навалились на него и связали веревкой, которую заготовили заранее. Они заранее отрепетировали роль каждого и проделали все очень быстро и ловко. Закариадзе, сильный от природы, не мог вырваться. Но ему удалось изловчиться и схватить одного их "противников" за галстук и начать его душить. Полузадушенный актер, закричал: - "Отпусти галстук, это очень дорогой галстук!"
   Хохотали все,  - зрители, актеры, режиссер - кроме Закариадзе. Он был зол: ему испортили роль, прическу, настроение.
   А вот финал этой истории оказался печальным. К следующему спектаклю Закариадзе подготовился очень тщательно: тренировал мышцы, мобилизуя сообразительность. Помня о случившемся, актеры решили начать "нападение" еще раньше. Только появился "белогвардеец" на сцене, они вскочили из - за стола и бросились на него. Но Закариадзе вспрыгнул на стол, выхватил кинжал и направился с криком на обидчиков. Сцена вмиг опустела, а  актер, игравший собутыльника офицера, со спины бросился на Закариадзе и схватил его за руку. "Белогвардеец" вывернулся и случайно  полоснул его по щеке, порезав ее от уха до рта. Закариадзе, забыв обо всем, как был, в черкеске и гриме,схватил раненного и помчался в больницу. Какой ужас был написан на его лице, когда врач сказал: -"Чуточку резче и человека не  стало бы".

   Закариадзе хотел воплотить на сцене образ Владимира Ильича, но  очень уж монументален он был и по - богатырски колоритен.

   На вопрос, кто любимый режиссер артиста, он отвечал, что их много, и с каждым из них он работал с удовольствием, потому не хочет никого выделять:- "Пусть это будет моей маленькой тайной". А вот артистов назвал охотно: Щукин, Хмелев, Чарлз Лаутон и, конечно, Лоуренс Оливье.

   Приехал как - то в Тбилиси режиссер из России. Друзья пригласили его в театр на спектакль "Уриэль Акоста". Гость, понятно, не знал грузинского языка. Исполнителя главной роли, Закариадзе, он впервые видел на сцене. Возвратившись домой, он рассказывал, что в Тбилиси познакомился с удивительным, не похожим ни на кого, артистом, что до сих пор ничего подобного он не видел на сцене.

   Серго Закариадзе не жил, а горел и работал на износ. Когда ему говорили, что так нельзя, он смеялся: - "Я, как дуб. Кто еще из моего поколения так здоров, так работает?!" А у него уже не было сердца - в прямом смысле. Но он этого не чувствовал и не знал. Придя в поликлинику за справкой о состоянии здоровья, он попросил поскорее дать ему справку, не осматривая. Но его обследовали и обнаружилось, что сердечная мышца настолько изношена, что удивительно, как он еще живет.

   Когда не стало великого артиста и гражданина Серго Закариадзе, Тбилиси был в скорби и глубоком трауре. Проспект Руставели и прилегающие к нему улицы заполнили  люди, не скрывающие слез. Из всех репродукторов звучал голос любимого артиста,а в витринах кинотеатров и магазинов смотрел на людское море сам великий артист. Во всех кинотеатрах шли фильмы с участием Закариадзе. В зрительном зале театра им. Руставели  проходила панихида. Переполнившие зал друзья и почитатели артиста зарыдали, когда в зал вошли и подошли к гробу солдаты - пограничники с большим венком, на котором было написано: - "ОТЦУ  СОЛДАТА ОТ ЕГО СЫНОВЕЙ"

   ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ  НЕ  УВИДИМ  "ОТЦА  СОЛДАТА"  В  ДЕНЬ  ПОБЕДЫ?!
 
  P.S. Поставила точку и посмотрела в сторону книжного шкафа, где в белой
       суперобложке стоит книга Марка Борисовича Левина "Серго Закариадзе ",
       изданная в 1973 году серией "Жизнь в искусстве". Спасибо автору за его
       труд, за то, что есть возможность познакомить и вас, дорогие мои читатели
       с великим артистом и гражданином.