Тюркские этнонимы Южного Кавказа

Гахраман Гумбатов
Тюркские этнонимы Южного Кавказа в трудах российских исследователей XIX века.


Ценным источником по тюркской этнонимии Южного Кавказа представляет многотомное издание последней четверти XIX в. “Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края” (далее “Материалы”).

 Подготовка и издание “Материалов”, предпринятые в 1883 - 1888 гг. Закавказским статистическим комитетом, были вызваны главным образом хозяйственными причинами и прежде всего необходимостью упорядочения в Закавказье земельного вопроса, правил пользования пастбищами, водными источниками и т.п. Об объеме проведенной работы в какой-то мере можно судить по следующим цифрам. Всего было обследовано 37 уездов пяти губерний Закавказья: Бакинской, Елисаветпольской, Эриванской, Тифлисской, Кутаисской, т.е. Азербайджана, Армении и Грузии, - это 1671230 жителей края, более 20 народов и множество “племенных” групп.

 Семь томов “Материалов” включают более 40 статей, насыщенных разнообразными этнографическими и статистическими сведениями. Все данные излагаются по единой программе, специально разработанной Закавказским статистическим комитетом и опубликованной в первом томе. Каждая статья посвящена одному из уездов (или его части) Закавказского края. Ономастическими данными, главным образом, топонимией, насыщены все статьи “Материалов”. В них приведены списки обследованных населенных пунктов, содержится множество географических названий - гор, рек, урочищ и т.п.

 Этноним азербайджанцы, широко известный в настоящее время, не отражен в “Материалах”, так как азербайджанцев в статистике и литературе прошлого было принято называть татарами. Как отмечается в источнике, здешние татары, т.е. азербайджанцы сами себя так не называли. Название это не употребляли также соседние закавказские народы, у которых азербайджанцы были известны по именем тюрк. Кроме этнонимов татары и тюрки в “Материалах” зафиксированы названия многих групп азербайджанцев. А.Д.Ерицов, обследовавший Казахский уезд Елисаветпольской губ., отмечает, что основное население уезда - татары - были известны под именем таракяма, и далее он называет их группы (племена) - айрумлы, баяты, кадырлы, каракоюнлы, караханлы, кенгерли, салахлы, софулы, татлы. Многие из перечисленных А.Д.Ерицовым тюркских племен зафиксированы “Материалами” и в других районах Азербайджана. Например, айрумы - татары-горцы - названы в Нухинском уезде. Остальное мусульманское население этого уезда составляли кочевники таракяма, обитавшие в равнинных районах. В Зангезурском у. Елисаветпольской губ. по данным С.П.Зелинского было 7 племенных групп азербайджанцев: софулы, дарзилы, саралы, пушанлы, гигилы, ходжамусахлы, багарлы. В том же уезде жило племя баркюшад, в значительной мере ассимилированное другими племенными группами местных тюрков.


 Множество тюрков жило в Эриванской губ. (332 села), а также в Тифлисской губ. (35 сел). Часть тюрков, обитавшая в Ахалцихском и Ахалкалакском уездах Тифлисской губ., называлась таракяма. По свидетельству, изучавшего эти уезды Х.А.Вермишева, азербайджанцы, жившие здесь, именовались также карапапах (азерб. “черные папахи”). Х.А.Вермишев приводит еще одно название, точнее самоназвание группы таракяма, жившей в Ахалцихском у. - бинали, что означало оседлый, коренной (от азерб. бина - основание, хутор). Таракяма был довольно распространенный этноним в Закавказье. А.Д.Ерицов в своей статье подчеркивает, что это слово понималось местным населением не как название особой народности или даже отдельного “родового” общества. “Таракяма, - пишет он, - называли всех без различия кочевых татар”. Аналогичную мысль высказывает И.А.Абелов. По его мнению кочевники-татары (азербайджанцы Шемахинского и Геокчайского уездов) называются местным населением таракяма, или кечари, в противоположность оседлым жителям, именуемым тат. Однако, судя по высказыванию Х.А.Вермишева, таракяма в некоторых случаях означало оседлый, коренной, как в приводимом им примере с ахалцихскими таракяма.

 Сохранявшиеся в среде азербайджанцев в конце XIX в. многочисленные племенные названия позволяют говорить об участии в формировании азербайджанского этноса множества групп различных тюркских народов. Так, название одной из этих групп азербайджанцев Елисаветпольской губ. баяты (баят, байат) первоначально было именем одного из подразделений тюрков-огузов. Позднее баяты были известны как этнографическая группа туркмен. Интересно, что этноним баяты некоторыми востоковедами связывается с именем тюркского божества Баят. “Байят на языке тюркского племени аргу, - пишет А.Н.Кононов, - значило бог и, вероятно, как тотем служило названием племени”. Эти данные также позволяют определить одну из линий этногенетического развития азербайджанского народа.

 Имя другой группы азербайджанцев - каракоюнлы (тюркск. чернобаранные, от кара - черный, коюн - баран) связывается с тюрками-огузами. Этим же именем называлось созданное ими государство Кара-Коюнлы (XIV - XV вв.), включавшее часть земель Азербайджана. Кенгер (ли), кангар - имя крупного тюркского племени, широко известного в средневековье. По происхождению, пишет А.Д.Ерицов, кенгерли считались печенежским племенем. Салахлы и софулы - более мелкие подразделения кенгрели, названия которых отразились в наименовании двух сел Казахского уезда (Салахлы и Софули). Этноним туркмен указывает на участие в формировании азербайджанского народа групп туркменов. Шахсевены - одно из крупных тюркоязычных племен, живших в Джебраильской степи. Свое имя они получили в XVI в. за службу в личной гвардии шаха (шахсевен - “любящие шаха”). Подразделениями шахсевенов считались, по данным А.Д.Ерицова, племена кадырлы и каралал, названия которых отразились в наименованиях населенных пунктов Казахского уезда Кадырлы и Каралал.

 К семитским этнонимам в “Материалах” относятся названия двух народов: арабов и айсоров. Этноним араб как самоназвание народа и название, под которым данная этническая группа была известна соседним азербайджанцам, отмечен источником в Шемахинском и Геокчайском уездах Азербайджана, где жили 630 семей арабов. По свидетельству авторов, обследовавших эти уезды, они называли себя араб и не забывали окончательно родной язык. Исследователь этих уездов Н.А.Абелов справедливо считает их потомками некогда оседавших в Восточном Закавказье групп арабов, большая часть которых к концу XIX в. слилась с азербайджанцами. Однако в некоторых частях Азербайджана небольшие группы арабов сохранялись даже в последней четверти прошлого века.

Многие этнические названия из рассматриваемых в “Материалах” отложились в наименованиях закавказских населенных пунктах. В Азербайджане, например, это Кенгерли, Туркмен, Мирзаханкаракоюнлы, Муганлы, Шахсеван, десятки названий сел, составной частью которых является этноним араб, - Араб-Абдул-Керим, Араб-Кардаш-Беклы, Араб-Бала-оглан, Араб-Ушаги, Араб-Шеки, Араб-Кадым, Араб-Ханадан, Араб-бабашли и др.

Довольно скупо представлена в “Материалах” этнонимия армян. Источник приводит их самоназвание хай, а также общеупотребительное имя армяне. В отношении последнего в источнике подчеркивается, что этим словом армяне себя никогда не называют.