Об аскетизме

Евгений Терещенко
«Воздержанием начинается духовная жизнь».
Василий Великий.

«Отречение от побуждений есть то, чего нам недостает. Отречение есть единственный путь к свободе».
Вивекананда.

Слова «аскетизм», «аскеза», в нашу гедонистическую эпоху, обычно воспринимаются в негативном смысле. Даже знатоки и поклонники современной эзотерической литературы, одержимые желанием изменить себя и свою жизнь, всякое упоминание об аскезе встречают в штыки. Отчасти такое восприятие аскезы связано с услышанными или прочитанными в книгах историями, о голодовках разных святых, их недосыпании, самоистязании, ношении вериг и т.д.

В действительности же, в слове «аскеза» нет ничего страшного или необычного. Это слово тождественно слову «воздержание» и на практике знакомо каждому человеку. Например, для поклонника «огненной воды», даже временный отказ от употребления оной, является суровой аскезой. Школьник, корпящий за уроками, в то время, как его товарищи, за окном гоняют в футбол, тоже совершает маленький аскетический подвиг. Если же говорить о духовном развитии, настоящем, а не мнимом, то без аскезы оно совершенно невозможно. Не случайно, оба выдающихся представителя мировых религий, цитаты которых вынесены в эпиграф, придавали воздержанию, т.е. аскезе, такое большое значение.

Однажды, в телевизионной передаче об аскезе, один из ее сторонников сказал, что если человек сам не будет практиковать аскезу, жизнь заставит его быть аскетом. На мой взгляд, эта мысль очень верна, в отношении людей немолодых, которым пришла пора подумать о вечности, о своем духовном состоянии и подготовить себя к самому важному в жизни шагу.

Чем старше становится человек, тем больше он нуждается в самоограничении, воздержании от мирских, плотских удовольствий, для высвобождения своего Духа из телесного плена. Если же человек не задумывается над своим духовным состоянием, остается потребителем-гедонистом, у него появляются всевозможные проблемы со здоровьем, сном, пищеварением, и т.д, появляется энергетическая опустошенность и усталость, а кому-то приходится терпеть материальные лишения. Вероятно, жизнь готова простить нам излишества, допускаемые в молодости, но вряд ли она оставит их без внимания и наказания, в пожилом возрасте.

На мой взгляд, в детстве и молодости, человеку не стоит серьезно задумываться об аскезе, самоограничении, и моя заметка сделана не для молодых людей. Но вот для тех, кому за пятьдесят, подумать об этих предметах совсем не лишне. Не обязательно, при этом, ограничивать себя абсолютно во всем, есть много разных мелочей, отказаться от которых нетрудно. Алкоголь, пиво, газированные напитки, табак, кофе, сладости, мясопродукты, вообще переедание, развлечения, азартные игры, политика – эти и другие подобные вещи, совсем необязательны для нас в пожилом возрасте.

Какие-то, «особо драгоценные» вещи и привычки, если они не причиняют большого вреда, можно временно оставить, от каких-то вещей и привычек можно отказаться сразу и полностью, какие-то можно ограничить. Любой отказ, любое ограничение будут «работать» на наше духовное освобождение. Ну, а если какой-либо человек загорится желанием, как можно быстрее, достичь духовного совершенства, ему придется отказаться, едва ли не то всех своих плотских желаний и привычек. Ибо, как говорил великий мистик М.Экхарт:

«Быть лишенным всего созданного, - значит быть исполненным Бога, и быть полным созданным – значит быть лишенным Бога».

Добавлю, в заключение, что духовная жизнь, хотя и начинается с аскезы, не сводится только к ней. Без воспитания в себе смирения, аскеза не даст большого эффекта.