Любовь художника

Виктор Курьянов
Жанр: лирическая драма.

ФОРМАТ: короткий метр, 20 минут.

ИДЕЯ: Маша, студентка исторического факультета университета поглощена наукой, страстно желает найти доказательства существования страны Гипербореи. Не обращает внимания на влюбленного в неё художника Андрея, который ради неё вернулся в этот город после окончания института в Москве. Андрей, чтобы добиться любви Маши, начинает жить её интересами.  Приглашает Машу на выходные отправиться на Старое Городище, где он находил старинные вещи. Там  на склоне обрыва Маша находит статуэтку «Северной Венеры». Маша воодушевлена этой находкой, показывает на кафедре, предлагает провести там раскопки. Маша идёт в мастерскую Андрея, ей хочется поделиться с ним впечатлениями от находки. В мастерской она видит книги по истории, удивляется такому глубокому интересу к её предмету. Но случайно обнаруживает фото археологических артефактов и заготовки для "Северной Венеры". Она возмущена, ведь он поставил её в дурацкое положение. Андрей объясняется с ней, говорит, что делал это из любви к ней. Говорит, что благодаря этой работе он получил приглашение на выставку и заказ на анимационный фильм, сделанный на основе петроглифов времён палеолита. Эта экспозиция расскажет о мировоззрении и психологии древних людей, только художник может понять другого художника, хотя и прошли тысячелетия. Предлагает ей союз науки и искусства на всю жизнь.

СЦЕНАРИЙ

НАТ. ОГРАДА УНИВЕРСИТЕТА - ДЕНЬ.

Звучит музыка И.Дзержинского «Ты только одна».      

У ограды прохаживается АНДРЕЙ, молодой человек, 25-ти лет, среднего роста. Поглядывает на вход, волнуется.

НАТ. ГЛАВНЫЙ ВХОД В УНИВЕРСИТЕТ – ДЕНЬ

Из дверей выходят студенты и преподаватели. Появляются группа: СВЕТЛАНА и ОЛЬГА, 22-23 лет, студентки филфака, МАША, студентка  истфака, тоже около 23 лет,  и ДМИТРИЙ, 25-летний аспирант истфака. Делятся впечатлениями о прослушанной лекции.

НАТ. ОГРАДА УНИВЕРСИТЕТА - ДЕНЬ.

Увидев Машу, Андрей оживляется и идёт к ней навстречу.

НАТ. ДВОР УНИВЕРСИТЕТА - ДЕНЬ.

Андрей подходит к группе.

АНДРЕЙ
(ко всем)
Здравствуйте!

АНДРЕЙ
(К Маше)
Здравствуй, Маша! Шёл мимо, смотрю, ты идёшь!

МАША
Здравствуй! И часто мимо университета ходишь?         

АНДРЕЙ
Здесь же Дом Художника рядом …
Вот хожу …

 МАША
Понятно …

АНДРЕЙ
Книги там посмотреть, купить …

МАША
Да-а, значит книги …?

Группа начинает двигаться в сторону выхода.

АНДРЕЙ   
(к Маше)
Маша, можно на минутку?

Маша останавливается.

МАША
(к друзьям)
Идите, я вас догоню.

АНДРЕЙ
Хочу в кино пригласить - новая серия «Звёздных войн».

МАША
Знаешь, я не любительница в кино ходить, времени нет.

Идут вслед за группой, разговаривают на ходу.

МАША
Решили в кафе сходить. Учимся вместе, а поговорить, толком не получается. Пойдём с нами, с девчонками познакомлю, тоже из университета, только с филфака.

Догоняют группу, идут вслед за ней.

НАТ. ГОРОДСКАЯ УЛИЦА – ДЕНЬ

Светлана, Ольга и Дмитрий идут впереди. В небольшом отдалении за ними следуют Маша и Андрей. Дмитрий несколько раз оборачивается на них, начинает что-то увлечённо рассказывать Светлане.

МАША
Ты приехал. Так неожиданно. Все были уверены - в Москве останешься.

АНДРЕЙ
Здесь жизнь ближе к природе, люди теплее, душевнее.

МАША
У нас Москвой все просто бредят, или - в Питер уехать.


АНДРЕЙ
Москва, конечно, центр всего, но работать везде можно. 

МАША
Всё равно непонятно. Жил у нас всего три года. До выпуска не доучился. 

АНДРЕЙ
Да, отца тогда срочно перевели.

МАША
И родни у тебя здесь нет.
Что потянуло к нам, какой магнит?

АНДРЕЙ
Память. Лучшее время в моей жизни. Школа, походы. Помнишь, в Карелии, на озере,  о чём я тебе говорил? 

МАША
Это всё - детство, ещё вспомни, как в восьмом классе  целовались?

АНДРЕЙ
Я помню.

МАША
Это всё глупости. Лучше расскажи, как устроился, как с работой?

АНДРЕЙ
Сначала встретили настороженно. Москвич! Познакомились поближе, рассказал, что жил здесь, проще стало. Приняли в союз, дали мастерскую.

НАТ. ВХОД В КАФЕ – ДЕНЬ

Светлана, Ольга и Дмитрий останавливаются у входа в кафе. Андрей и Маша подходят к ним. Девушки улыбаются, глядят на Андрея с интересом. Дмитрий смотрит настороженно.

МАША
Мой школьный товарищ, Андрей, художник. Приехал из Москвы.
(знакомит с друзьями)
Это Светлана, Ольга. Сегодня интересная лекция была.
Профессор из Петербурга, столько народу …. А это Дмитрий – аспирант, ведёт у нас курс…

СВЕТЛАНА
Вы, наверное, романтик? Решили уехать в глушь, в провинцию?

ОЛЬГА
Или любитель русской старины?

АНДРЕЙ
(шутливо)
И то, и другое. Но без фанатизма.

ИНТ. КАФЕ – ДЕНЬ

Занимают места за столом. Дмитрий опережает Андрея, подвигает Маше стул и садится рядом с ней. Заказывают легкую закуску и кофе.

ДМИТРИЙ
У нас давно применяются методы точных наук, археология без этого невозможна. 

СВЕТЛАНА
А у нас тексты, да фольклор.
(Напевает, к Андрею)
Пароле, пароле, пароле …

Дмитрий в разговоре обращается к девушкам, но смотрит в основном на Машу.

ДМИТРИЙ
Но от Запада мы сильно отстали. И как не отстать. В Европе первый университет появился в 12-м  веке, а в России - в 18-м.

МАША
Да, предмет у нас старый, а наука молодая, только в 19-м веке - первые труды Карамзина и Ключевского.

ДМИТРИЙ
В 20-м, вообще полный провал! Сплошь – пропаганда и мифология!

ОЛЬГА
Слушайте, а для меня эта лекция сплошное откровение - гаплогрупы как   маркеры народов, генетика в этногенезе. 

ДМИТРИЙ
Оля, ты проще, а то молодому человеку не понять, о чём речь?

АНДРЕЙ
Ничего, как-нибудь разберусь.

ОЛЬГА
Жаль моя подруга этого не знала. Поехала на каникулы «в Украину», к родне, в Житомир …

СВЕТЛАНА
 (перебивая)
Ну, и как встретили, москаля?

Встретили-то хорошо, всё старались откормить бедную студентку. В городе никто не приставал, не придирался. Но в разговорах!

ДМИТРИЙ
Про политику там лучше не говорить!

ОЛЬГА
Ладно, с политикой, тут  всё понятно. Россия – оккупанты, ватники и так далее.
Но несколько раз в кампаниях ей спокойно, с чувством превосходства, говорили о неполноценности русских. Мол, украинцы это  чистая раса, произошла от ариев, а русские - смесь славян с татарами и мордвой. Даже гордятся, что Гитлер отправлял украинских детей для воспитания в Германию. Она говорит, я так растерялась, что не знала, что ответить?

ОЛЬГА
Интересно, а можно узнать по генетическому анализу, кто наши предки, откуда пришли?

ДМИТРИЙ
Да, вопросы крови сейчас не самые сложные вопросы в мире! Самые древние генетические следы  обнаружены  на севере, это 7,5 тысяч лет назад.

МАША
Может здесь, у нас, на русском Севере, действительно была страна Гиперборея, родина всех европейских народов, страна счастливых людей.

ДМИТРИЙ
Предок у нас общий, это доказано. А
писания Диодора Сицилийского о  гиперборейцах, как любимцах  Аполлона – скорее миф, литература.

ДМИТРИЙ
А Вы, Андрей, что думаете по этому поводу?

АНДРЕЙ
Я думаю, все люди – братья.

ДМИТРИЙ
Эту благостную весть из Библии восприняли? Или из Кодекса строителя коммунизма: «Человек человеку друг, товарищ, брат».

АНДРЕЙ
Евангелие читал, но воспринял, как Вы выразились, из истории мирового искусства. Во всех цивилизациях …

Дмитрий делает скучное лицо, отворачивается от Андрея. Андрей замолкает.

АНДРЕЙ
Извините, надо идти. 
 (к Маше)
Маша, как закончу работу, позвоню. Думаю, тебе понравится.
            
Андрей встаёт из-за стола, прощается и уходит.

ДМИТРИЙ
(к Маше)
Портрет твой рисует? Это у них избитый приём.
 (пародируя)
Девушка, какие у вас глаза, какое лицо! Мечтаю нарисовать ваш портрет! А потом, в мастерской - у вас прекрасная фигура, вам не нужна одежда. 

МАША
Позировать не просил. Пригласит – сама решу, никого спрашивать не буду!

СВЕТЛАНА
Я бы пошла, он симпатичный.

НАТ. МАСТЕРСКАЯ АНДРЕЯ - ДЕНЬ
      
Андрей сидит за столом, на столе стопа книг по истории. На мониторе компьютера изображения наскальной живописи. Входит ВАДИМ, его ровесник, тоже  художник.

ВАДИМ
Привет, старина! Как жизнь?

АНДРЕЙ
Привет! Всё нормально.

Вадим просматривает обложки книг, бросает взгляд на монитор.

ВАДИМ
Плиний Старший, Геродот? Жесть! Чего понесло туда? Ладно, Греция, Рим ….

Вадим показывает на изображения людей на мониторе.

 ВАДИМ
(продолжая)
А эти неандертальцы?

АНДРЕЙ
Да, ты посмотри, какая экспрессия, какая выразительность! Какая чёткая
графика.

ВАДИМ
Ладно, ладно, не спорю, вполне достойные произведения.

АНДРЕЙ
А по скале каменным зубилом рубить – не пером по бумаге водить!

ВАДИМ
А книги зачем? А, школьная подруга! Встретил свою «историю»?

ДМИТРИЙ
Встретил, и чувствовал себя в их кампании полным болваном! Особенно, её аспирант доставал!

ВАДИМ
На горизонте появился соперник! За бутылку вина и хороший ужин …  готов прочитать лекцию «Как устранить соперника и добиться успеха у женщины».

Вадим подходит к холодильнику и открывает его.  В холодильнике стоит кастрюля, лежит пакет с замороженными пельменями и ячейка с яйцами. Вадим заглядывает в кастрюлю, в кастрюле две сваренные сосиски.

ВАДИМ
(продолжая)
Лекция отменяется. У клиента туго с наличностью. Даю бесплатную  консультацию для малоимущих. Во-первых, как сказал поэт: «Надежды юношей питают …». Обрати внимание – Надежды питают, у меня их несколько, и все рады, просто счастливы, что могут сделать доброе дело для молодого художника. Во- вторых, соперник вызвал на дуэль …

Андрей продолжает сидеть за компьютером, Вадим ходит по комнате с видом учителя.

АНДРЕЙ
Вадик, перестань дурака валять, не строй из себя ловеласа.
            
ВАДИМ
Нет, дослушай. Выбор оружия за тобой! Не соревнуйся с ним в истории, этот щегол в своём репертуаре тебя всегда перепоёт!

АНДРЕЙ
Не собираюсь я ни с кем соревноваться!

            ВАДИМ
Тоже верно. Он только болтать умеет. А ты Мастер, можешь своими руками всё создать! Стань ей необходимым, осуществи желания.

АНДРЕЙ
Вадик, хватит. Лучше посмотри - моя давняя идея. Животные и люди часто изображены в движении, в разных фазах. Можно сделать анимацию из жизни людей каменного века. 

ВАДИМ
Думаешь, раскадровку оставили, чтобы мы кино посмотрели?
 
АНДРЕЙ
Зачем сделали, не знаю, а вот что чувствовали – понимаю прекрасно. Ладно, Вадик, извини, надо работать.

ИНТ. АУДИТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТА – ДЕНЬ

За столом Дмитрий сворачивает компьютер после лекции. Маша сидит рядом. Раздаётся звонок мобильного телефона. Маша узнаёт мелодию вызова, радуется.

МАША
Андрей …

Маша нажимает кнопку «Приём», Дмитрий явно недоволен.

МАША
Привет, да могу. Занятия кончились.
Сюрприз, помню. Видео о древней живописи? Извини, времени нет. Может, принесешь в университет? Думаю, у нас все с удовольствием посмотрят.

ДМИТРИЙ
Очередное откровение, вроде явления Христа….

Маша бросает взгляд на Дмитрия, видит его усмешку. Поднимается, идёт к выходу. 

ИНТ. АУДИТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТА – ДЕНЬ

На экране изображения животных и людей, которые послужили основой для создания анимации. В аудитории сидят преподаватели и студенты. Звучит голос Андрея.

АНДРЕЙ
(за кадром)
Впервые петроглифы я увидел в Карелии, в походе на Онежское озеро. Меня поразили изображения зверей и человека в движении. Готовая раскадровка?  Возник вопрос, почему люди каменного века тратили столько сил и времени на наскальную живопись? Этим не приносящим  материальной выгоды делом занимались люди на всех континентах, от Австралии до Америки. Я считаю, что двигало ими одно -  чувство красоты окружающего мира, восторг перед творениями Природы. Это выделило наших предков из общества приматов. Наши же «родственники-приматы», не обладающие этим чувством, до сих пор пользуются примитивными орудиями для добывания пищи, но людьми они так и не стали. И не станут никогда. Художники были первыми творцами  человечества, из их среды вышли ремесленники, изобретатели, создатели языков. Недостаточно одних научных методов, чтобы понять содержание наскальной живописи, нужен и взгляд художника, в них больше чувств, чем знаний. А это прерогатива искусства.

В аудитории возникают разговоры участников просмотра между собой. Поднимается Дмитрий. Рядом сидит Маша.

ДМИТРИЙ
(с иронией)
Конечно, учёные не обладают воображением художника, как им разобраться в древних артефактах. Хорошо – нашёлся юноша, всё нам объяснил. Только я вижу в этом желание сделать из научных фактов изделие на потребу публике, на продажу, чем все художники, собственно говоря, и занимаются!
 
К Дмитрию оборачивается СТУДЕНТ, молодой человек, 20-ти лет.

СТУДЕНТ
А что плохого? Только не на «потребу», а на потребности? Если потребности нормальные? Для школы, например, очень интересный фильм, познавательный.   

К Андрею, стоящему возле экрана,  подходит ПРОФЕССОР, заведующий кафедрой истории, мужчина в возрасте около 60-ти лет.

ПРОФЕССОР
Давайте поблагодарим Андрея за интересный взгляд, так сказать, со стороны. Можно вспомнить, что облик наших предков был воссоздан по методу Герасимова, антрополога, не без помощи  художников и скульпторов. Без воображения, способности к синтезу никакая наука невозможна.

Профессор аплодирует. Зрители поддерживают, но не все. Дмитрий усмехается, что-то говорит на ухо Маше. Лицо Маши каменеет, она тоже начинает аплодировать. 

НАТ. УЛИЦА – ВЕЧЕР

Андрей и Маша не  спеша идут по улице.

МАША
Ну, ты всех поразил! Профессор сказал, жаль - не наш студент, с удовольствием  бы с ним поработал.

АНДРЕЙ
Я выбрал свой путь. А история – проверка  своих взглядов на жизнь.

МАША
А мне в детстве вместо сказок мама читала  рассказы по истории. Долго правды от вымысла не отличала. После «Земли Санникова» стала мечтать о  древней цивилизации, Гиперборее, стране красивых и счастливых людей.

АНДРЕЙ
Мечты без дела мертвы, дела должны быть. Когда работаю, или на природе – только тогда чувствую полноту жизни. Давай пойдем завтра на Старое Городище.

 МАША
Да, там вид красивый …. Помню.

АНДРЕЙ
Я там столько находил. Бронзовые застёжки, бусинки, даже монеты. Может и мы, что-нибудь найдём?

Маша пожимает плечами, улыбается. Неопределённо качает головой.

МАША
Можно, давно на природе не была.

НАТ. БЕРЕГ РЕКИ – УТРО

Андрей и Маша идут по высокому берегу, останавливаются, любуются панорамой заречной дали.

Затем уходят в сторону от берега, идут вдоль оврага, направляются в сторону небольшой возвышенности, внимательно смотрят под ноги.

МАША
Похоже на могильный курган,… по очертаниям. Есть  такое предположение.

АНДРЕЙ
Давай перейдем на другую сторону, подойдём поближе.

В стороне стоит старый дуб, увешанный разноцветными лентами. Среди них и «георгиевские» ленточки.

НАТ. ОВРАГ – УТРО

Спускаются вниз оврага, Андрей идёт впереди, держит за  руку Машу. Внизу оврага Андрей поскальзывается, приседает на землю. На земле лежит какой-то предмет, похожий на камень.

АНДРЕЙ
Чёрт! Пальцы отшиб об эту каменюку!

Андрей берет «камень» в руки.

АНДРЕЙ
Странный "камень", … на фигуру похож.

Маша забирает у него «камень».

МАША
Точно,  похоже на человека. Игра природы? Пойду, отмою от глины.

Маша подходит к ручью, отмывает «камень» от глины.

МАША
Правда, смотри! Голова, туловище. Женская фигура! Как она сюда попала? 

АНДРЕЙ
Вода,… в половодье размыло берег, вот и вынесло.

МАША
Покажу на кафедре, что скажут?
(смеётся)
Представляешь, проведут  раскопки и  найдут следы древней цивилизации,  моей мечты, Гипербореи!

АНДРЕЙ
Маша, не надо кафедры.
Возьми себе. На память о нашем походе, совместной находке.
 
МАША
Ты, что? Разве можно такое утаивать? Завтра же покажу.

Маша довольна находкой. Андрей немного растерян.

НАТ. ГОРОДСКАЯ УЛИЦА – ДЕНЬ

Маша идёт по улице, торопится. Подходит к старинному особняку с вывеской «Союз художников России». Останавливается. Наконец решается и  заходит внутрь. Находит мастерскую Андрея. Звонка нет, стучит негромко в дверь.
 
АНДРЕЙ
Открыто, заходите!

МАША
Привет!

АНДРЕЙ
Здравствуй! Не ожидал.
Наконец-то, нашла время для меня!

МАША
Случайно рядом оказалась. Была у подруги, решила зайти. Столько раз приглашал.

Андрей делает попытки убрать что-то с рабочего стола. Не получается - накрывает тряпкой.

АНДРЕЙ
Сейчас стул найду почище …

МАША
Не надо, я работы посмотрю.

Маша обходит комнату, рассматривает картины на стенах,

МАША
У нас ажиотаж, только и разговоров о статуэтке. Всё спорят …,  возраст … и всё такое, на что похожа. Сравнивают с другими, …, называют  «Северная Венера».

АНДРЕЙ
А общее мнение? Что говорят?

МАША
Тонкость в деталях, в фигуре. Подобные в Сибири находили. Предлагают на атрибуцию в Москву отправить.

Маша подходит к рабочему столу, чтобы рассмотреть небольшие скульптуры. Поднимает тряпку. Видит рисунки и заготовки к «Северной Венере». В недоумении разглядывает.

МАША
Андрей, это что? Ты? Ты?! 

Андрей подходит к Маше, стесняясь, торопливо забирает у неё заготовки, убирает их подальше.

АНДРЕЙ
Маша, я всё объясню …

Маша отходит от него, идёт вокруг стола, обхватывает руками голову. Андрей следует за ней.

МАША
Ты сам сделал Венеру! Зачем? Господи, хорошо ещё не отдали на атрибуцию …

АНДРЕЙ
Да, это моя работа. Да, стилизация! 

МАША
Студентка-отличница …, подделала артефакт!

АНДРЕЙ
Это символический жест. Моё послание тебе. Это идеал женской красоты – ты нашла саму себя!

Маша немного успокаивается, поворачивается к Андрею, внимательно смотрит на Андрея.

МАША
А проще нельзя было? Без закапывания послания?

АНДРЕЙ
До тебя иначе было не достучаться!
А статуэтка? Не заметила, на тебя похожа?

Маша смотрит на статуэтку, пожимает плечами.

МАША
Любая девушка увидит в ней себя.

АНДРЕЙ
Помнишь, ты спрашивала про магнит? Что меня сюда притянуло? Ты мой магнит!
 
Андрей берёт Машу за руки.

АНДРЕЙ
Люблю тебя, люблю давно, ещё со школы. У меня столько накопилось …. Сразу два, даже три предложения!

МАША
Пакетом? Или можно по одному рассмотреть?

АНДРЕЙ
Лучше все. Но сначала главное, прошу стать моей женой, моей музой на всю жизнь! Ты согласна?

МАША
(с улыбкой)
Хочу выслушать остальные!

АНДРЕЙ
У меня большая радость. Заявку на  мультфильм времён палеолита приняли.

МАША
Поздравляю! Ты это заслужил!

АНДРЕЙ
И ещё прошёл по конкурсу на выставку в  Центре современного искусства в Москве.

МАША
Здорово, молодец, не зря столько работал!
(с тревогой)
 Уедешь в  Москву?

АНДРЕЙ
Не нужна мне Москва! Я всё это делал ради тебя.

МАША
Я боялась - ты к нам временно,  порисуешь и уедешь. А я хочу жить здесь всегда. Хочу много ездить, но всегда возвращаться.

АНДРЕЙ
Хочу, чтобы ты стала моей помощницей. Выставка в следующем году, будешь соавтором, напишешь концепт. Поедем вместе в Москву!

МАША
Ну, а третье? Какое предложение?

АНДРЕЙ
Маша, а главное? Ты согласна?
МАША
(игриво)
Я разве не сказала? Я такая рассеянная?!

АНДРЕЙ
(умоляюще)
Маша, ну, скажи, … наконец, чтобы я знал, как мне жить дальше …

Маша кладёт руки на плечи Андрея, обнимает его. Целуются.

МАША
Не любила, убила за такой «прикол»! Учти - в будущем могу припомнить!

АНДРЕЙ
В-третьих, хочу жить ближе к природе. Мне в наследство достался участок.  Я построю дом, буду много работать. Мы с тобой собственными руками построим прекрасную жизнь.
 
ТИТР:

Год спустя. Москва.

ИНТ. ВЫСТАВКА – ДЕНЬ

По залу ходят посетители. КУРАТОР выставки, мужчина артистической наружности, возраст около сорока лет, подводит VIP-группу к экспозиции «Скалы и Стены», подзаголовок «От наскальной живописи до стрит-арта». У стенда стоят Андрей и Маша. Маша беременна.

КУРАТОР
Завершая обзор. Эта экспозиция – перекличка древних артефактов и произведении современных. Как  художники палеолита перенесли своё творчество из пещер на скалы, так современные художники вышли из мастерских и стали творить на стенах, этих искусственных скалах. Это сопоставление показывает, что человеческая сущность не меняется со временем. Одна наука не в состоянии понять значение и смысл посланий древних художников. Только художник может понять другого художника. А теперь к столу.

Группа вместе с куратором, Андреем и Машей проходят к столу. Куратор разливает шампанское.

КУРАТОР
Представляю творческий тандем, Андрей и Мария, Боголюбовы, художник и историк.

Куратор и все остальные поднимают бокалы, чокаются с художниками.

КУРАТОР
(продолжая)
 Ну, за плодотворный союз искусства и науки!

ТИТР:

Пять лет спустя.

НАТ. ДОМ В ДЕРЕВНЕ – ДЕНЬ

Панорама города, вид сверху. Вращение камеры, вихревая воронка. Вращение прекращается. Панорама города сменяется панорамой природы. Камера снижается. Во дворе современного дома с солнечными батареями работает Андрей, в саду Маша с детьми. На входе в дом вывеска «Гиперборея».

Звучит музыка И.Дунаевского  «Песня о родине».