Байки военного времени от гвардии старш. лейтенант

Марьша
       Мой отец во втором ряду в центре с отдельным дивизионом связи.
 
КАКИЕ ВСЕ МОЛОДЫЕ НАШИ СОВЕТСКИЕ ГЕРОИ! СЛАВА ВАМ! И СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ ПОПОВА А.Н.:
1.Орден "Отечественная война 2 степени".
2.Медаль "За освобождение Праги"
3.Медаль "За победу над Германией".

РАНЕНИЯ:ранен под Сандомиром 14.11.1944 г.

ПРОХОЖДЕНИЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ  СОЮЗА ССР:
1. 8.1941-11.1941 - РЯДОВОЙ,   120 ЗАПАСНОЙ СТРЕЛКОВЫЙ ПОЛК.
2. 11.1941-1Х.1942 - КУРСАНТ,    ЛЕНИНГРАДСКОЕ УЧИЛИЩЕ СВЯЗИ.
3. 1Х. 1942 -12.1942-В РЕЗЕРВЕ, РЕЗЕРВ ГВАРДЕЙСКИХ МИНОМЁТНЫХ ЧАСТЕЙ ГОР. МОСКВА.
4. 1Х. 1942-6.1946  - НАЧАЛЬНИК СВЯЗИ ДИВИЗИОНА, 323 ГВ. МИН. ПОЛК.
5.          2.6.1946 - УВОЛЕН В ЗАПАС.

ИНВАЛИД ВОВ.            

        Как жаль, что время сглаживает память, убирает из воспоминаний самые важные события! Как жаль, что я думала, будто  мой отец будет жить вечно, и я ничего не записывала из его рассказов о войне. Как жаль, что очень мало осталось воспоминаний. Отец старался рассказывать смешно о НЕ СМЕШНОМ. И нам было жалко его друзей курсантов в Ленинградском Военном училище связи, эвакуированном на Урал, в котором отец учился.

        Отец был с юмором и часто  рассказывал байки, которые  иногда в нас вызывали  чувства удивления   курсантами своей явной неуклюжестью.
И вот в один из сенокосных дней мы всей семьёй: папа, мама, четыре девочки погодки, возвращались из леса, где заготавливали сено для своего домашнего скота.
Безусловно, все устали. Чтобы как-то нас расшевелить, папа начал рассказывать о войне-его нескончаемой теме.

         -Призвали меня на войну в девятнадцати лет одиннадцатого августа 1941 года, в ноябре 1941 года направили в Военное училище. Туда же были направлены молодые люди, имевшие образование 10 классов из деревень, сёл, посёлков и городов.
Безусловно, о темах учёбы я рассказывать не стану. Тем более о военной подготовке.  А вот о казусах в учёбе  расскажу. Особенно об этике, культуре поведения и обучения танцам  будущих офицеров. Да! Да! Я не ошибаюсь! Именно – об обучении танцам! При этом старый командир - бывший офицер Царской Армии нам говорил:
- Скоро будет Победа! Будет НАША Победа, какую  бы  пропаганду не вели  о своей победе немецкие фашисты! И вот тогда, вам –  офицерам Красной Армии,  нужно будет показать себя культурными, воспитанными и умеющими танцевать   офицерами на встречах с европейскими дамами. А для этого нужно научиться  танцевать!

Мы – четыре его дочери даже рты по раскрывали:
- Научились?
- О! Это для нас была просто пытка!
Мы задали следующий вопрос:
- К вам приходили девушки на танцы?
-Да, нет! Девушки и женщины работали у станков на заводах под открытым небом, в снегу по шестнадцать – восемнадцать часов, изготавливали снаряды для обороны, и им было не до танцев! Им бы хоть выспаться для работы  на следующий день!
- Тогда как же вы учились? Разве можно научиться танцевать вальс без партнёрши?
- Вместо партнёрш нам служили ОБЫЧНЫЕ  ТАБУРЕТКИ!

От  удивления и неожиданности мы  остановились….
-Пап, а как это?
-Очень просто! Нас ставили в круг. В руки давали табуретки, и мы их обнимали вместо партнёрш. Когда начинал играть аккордеон вальс, мы в уме считали: раз-два-три, раз-два-три и кружились. В результате мы почему-то все сбивались в центре, толкали друг друга табуретками. Особенно доставалось низкорослым курсантам, которым высокорослые курсанты набивали шишки углами табуреток. И тут наш  командир – кадровый военный нас просто умолял:

- Сынки! Будьте аккуратней! Представьте себе, что это не табуретки, а дамы! Вы же не будете дамами толкать друг друга!
- Пап, получилось?
- Честно признаюсь, мало у кого! В основном, у курсантов из городов. Курсанты из сельской местности танцевать, почти не научились. Особенно не получалось "Танго". Никак не удалось осилить движения этого танца!
- Ну, па, вы и даёте! Что же вы совсем неуклюжими были?
- Не совсем так! У нас был свой оркестр, где каждый играл на инструментах, на каких могли  играть до призыва. Я играл на балалайке. Были баянисты, гармонисты, гитаристы. Мы устраивали свои концерты. Были такие танцоры «Барыни», «Русского перепляса», что руки отбивали от аплодисментов! Такие коленца выкидывали, соревнуясь между собой! А вот эти классические танцы нам не давались, будь они не ладны!

- А кто были вашими зрителями, если взрослые работали?
- Наш зритель – немощные старики и старушки, которые могли еще передвигаться. И дети до семи лет. Они так были благодарны и приходили на все концерты.
- А почему  - только дети до семи лет?
- Дети с семи лет помогали дома, нянчили своих младших братиков и сестёр, пока матери были на заводах. Ухаживали за своими лежачими дедушками и бабушками. Тяжелое было детство у детей  во время этой страшной войны!
- А еще чему учил ваш командир?
- Об офицерской чести! Тут много «нельзя», но особенно командир наставлял на честь и достоинство офицера! «Если офицер и солдат влюбились в одну девушку, офицер должен уступить  девушку солдату!»
- А «дедовщина» у вас была?
- За «дедовщину» в военное время просто бы расстреляли!

         - К сожалению  вы не помните своего деда Николая Васильевича – инвалида Первой Мировой войны! Мой отец, а ваш дед, умер, когда вы были совсем маленькие. Он был очень строг  с нами,  своими   пятью сыновьями. Поэтому ни у кого и в мыслях не было закурить! А уж о выпивке и речи не могло быть! До войны  в деревнях вообще мало пили. Только на торжествах. А молодёжь себе этого вообще позволить не могла. Мы с большим почтением относились к своим родителям, дедушкам и бабушкам. Я один раз задержался на «посиделках» в девятнадцать лет. И пришёл домой в одиннадцать часов вечера, вместо десяти  часов вечера. Отец плёл лапоть. И этим лаптём папа «отходил» меня по спине, приговаривая: «Разрешили гулять до десяти часов, нужно придти во время!»

      Поэтому в войну,  положенные  мне боевые  сто грамм спирта и табак, я отдавал солдатам своего дивизиона.
      И вот однажды наш полк освободил высоту. Дело было зимой 1944 года и было холодно!  Мои друзья – офицеры  надо мной подшучивали, что немец может убить, а я и спирт не попробую. Насмехались до того, что я решил выпить  глоток спирта. Попробовать! А вдруг и вправду убьют! Разумеется, меня тут же «развезло» и офицеры вывели меня из блиндажа на воздух, и прислонили к дереву.
      Я тут же скатился с высотки и прямо под ноги проходящему генералу. Вижу широкие лампасы, но  сделать с собой ничего не могу!  Пытаюсь подняться, чтобы приветствовать, но изо рта идёт мычание типа: « Тов ариш ген рал, разрешить абра титься!» Стараюсь подняться, но задняя часть поднимается, а голова и грудь падает на снег.

      Генерал стал в бешенстве и просто заорал: « По закону военного времени расстрелять негодяя!»
      Тут спускаются офицеры с блиндажа и со смехом рассказывают, как первый раз в жизни напоили офицера.
Генерал тоже засмеялся, сказал, чтобы меня подняли в блиндаж и уложили спать. Сколько я спал, не помню.

      Время летит быстро! Мы - дочери отца и матери, стали взрослыми. Окончили техникумы и ВУЗы, разъехались по СССР, у нас появились семьи, дети.

 А отец при наших встречах продолжал свои военные рассказы:

 -И вот конец войны! Меня направили на лечение в Вену.
- Папа, а там тебя что-то удивляло?
- Удивляло, да еще как! Удивляла вся их жизнь! Их отношения друг к другу! Да долго об этом рассказывать. Но один случай  удивил меня и других особенно. Нам показали бордель с красной лампочкой. С широкими огромными окнами, через которые была видна роскошь и красивые женщины. У нас было свободное время, и мы гуляли по городу. И вот один раз обратили внимание на странную пару: мужчина вёл под руку  беременную женщину прямиком в бордель.

       Мы окаменели. Остановились, присели на лавочку и стали наблюдать дальше в окно. Беременная жена села за столик и стала рассматривать журналы. Ей подали кофе. А муж поднялся на второй этаж по лестнице. Через некоторое время мужчина спустился, взял под руку свою жену, и они, тихо переговариваясь и улыбаясь, шли от борделя по улице.
       Мы все стали задавать  вопрос: « А  стали бы наши советские женщины приводить своих мужей в бордель?» Спорили долго, но так и  не пришли,  ни к какому выводу! Да и сейчас  задаю себе этот вопрос – повела  бы или нет наша женщина мужа в бордель?

       И еще добавлю! Напрасно я не слушал нашего командира, который просил нас научиться танцевать! Он был прав! Победа была за нами! И в госпитале, для ходячих раненных, устраивали танцы. Чтобы не позориться на танцах, я забивался в библиотеку и рассматривал  "забугорные"  журналы.

      "Что сказать? Война – ужасное явление! Она сделала из меня инвалида!  Но, если бы не война, я бы Европу никогда бы не увидел!
Как радовались поляки освобождению!
Не стану обманывать, радости у немцев в Германии мы не видели.
Но за несколько километров от Берлина поступил приказ - немедленно сесть на танки и в спешном порядке двинуться на освобождение Праги от фашистов. Чешские партизаны подняли восстание против фашистов и чешский радист не умолкая кричал в эфир:" Русские братья,нужна ваша помощь! Помогите!"
Мы добрались во время и освободили Прагу от фашистов! Так, как нас встречали в Праге,нигде не встречали! Дорога под танками была усыпана цветами. Все жители Праги вышли нас встречать и кидали в нас на танках живые цветы с криками: "Наздар,русские!" "Да здравствуют русские!"

В Австрии были разгромлены 32 немецкие дивизии. Вот почему  в Вене были устроены для освободителей госпитали, где лечили и меня".

В 1972 году я - дочь инвалида ВОВ, в качестве туриста посетила Чехословакию. Были в Праге, которую защищал и мой отец в составе войск Советской Армии. Побывали и на Ольшанском кладбище, где похоронены наши воины-освободители Праги. Читали открыточки Советских матерей, нашедших места упокоения своих сыночков. Нельзя было выдержать слёз. 

       Мой  отец умер, когда мне было сорок два года. Последние годы я встречалась с ним только один раз в году вовремя  отпуска.

Как жаль, что не запомнила его  многочисленные рассказы о войне, о Советских воинах, о дружбе между народами, о заботе старшего поколения воинов над младшими.

       Помню, папа! Прости, что не смогла уделить тебе внимания, которые ты заслужил по праву!