Русский интеллигент - гуманист Виктор Некрасов

Магда Кешишева
   29 сентября нынешнего года исполнится 75 лет с того дня, когда на окраине Киева нацисты провели ничем не оправданную жестокую акцию - массовый расстрел  евреев.

   Прогуливаясь в окрестностях Киева, Виктор Некрасов (уверена, что нет необходимости представлять его) с ужасом обнаружил мусорную свалку в глубоком овраге, на дне которого протекала речушка Бабий Яр, а поверх мусора - живые цветы. Эти цветы принесли сюда люди в годовщину  расстрела.

   Писатель - гражданин, переживавший все события страны, как личные, не мог остаться равнодушным к увиденному: забвение властей, запущенность территории, память простых людей - все это стало частью жизни Некрасова, его личной трагедией.

   Некрасову стоило немалых усилий добиться, чтобы Бабий Яр  окончательно не превратили в мусорную свалку. Вслед за этим Бабий Яр хотели смыть, чтоб не осталось и следа от него, и построить на этом месте стадион. И если этого не случилось, надо сказать спасибо Некрасову, его решительности, настойчивости, бесстрашию, если хотите, и патриотическому духу.

   Но  писатель на этом не успокоился - борьба только начиналась - он стал добиваться увековечения Бабьего Яра. Здесь должен был быть поставлен памятник! А пока даже простого камня не было. Но каждую годовщину расстрела Некрасов приходил сюда с цветами. В эти дни здесь всегда было многолюдно. Женщины подходили к Некрасову, благодарили, целовали ему, смущенному, руки.

   В 25 годовщину расстрела, 29 сентября 1966 года, к оврагу пришли тысячи людей. Некрасов  произнес страстную речь, в которой снова и снова говорил о необходимости  установить памятник.

   Через две недели здесь появился ... камень. Но Некрасов не думал отступать: он добился  того, что был объявлен конкурс на создание памятника. Сколько сил и энергии приложил Некрасов, чтобы  приблизить день установки памятника! Он разговаривал с архитекторами, художниками, скульпторами, знакомился с каждым проектом.

   С этого дня - 29 сентября - было заведено персональное дело Виктора Некрасова. Его обвинили в "организации массового сионистского сборища". Как не воскликнуть - "О времена, о нравы!" Жизнь писателя изменилась: за ним следили, его травили, разбирали на партсобраниях... Конечно же, он переживал, понимая, что это - начало процесса  выживания  из  жизни, травля, имеющая вполне определенную цель.

   Но великая цель давала Некрасову силы писать, ездить, встречаться с людьми, отражаясь, тем не менее, на здоровье, прибавляя морщины и украшая сединой. Как больно "ударили" Некрасова, устроив в его квартире обыск. Обыск - возмутительный, унизительный - продолжался 42 часа - словно сломал его.

   Протокол обыска  отразили на 60! страницах. Дальше - совершенный беспредел: забрали книги, журналы, фотоаппарат, магнитофон, пишущую машинку, все рукописи, альбомы живописи, которые Некрасов собирал всю жизнь, альбом фотографий помпейских фресок, книги Мандельштама, газеты и журналы на французском языке и многое, многое другое. Всего  унесли 7 больших мешков.

   Так была разворочена не только уникальная квартира писателя, его не только незаконно ограбили, но и безнаказанно оскорбили. Не успокоившись на содеянном, Некрасова заставили в течение шести дней - с утра до вечера - отвечать на вопросы следователя. Было состряпано "Дело Некрасова".

   Когда после "Дела Пастернака", "Дела Гроссмана", разгрома "Нового мира" , снятия Твардовского , Манежа и уничтожения "Литературной Москвы" на стол Хрущева попало "Дело Некрасова", Никита Сергеевич пришел в неописуемую ярость: ведь  Николай Алексеевич Некрасов был любимым его поэтом, и Хрущев, буквально, рвал и метал: - "Некрасов, да не тот! Некрасов один и второго быть не может!"

   Некрасова, забыв, что он воевал за свою страну, защищал Сталинград, всеми способами унижали, оскорбляли, выживали из жизни. За ним следили, специально толкали на улицах.

   В 1974 году Виктор Некрасов уехал в Швейцарию, затем переехал в Париж. Но всегда и везде он работал, рисовал шуточные картинки, не терял связи с друзьями, оставшимися на родине, и не терял бодрости духа и чувства юмора, помогавшими ему жить. В одном из писем на родину друзьям Некрасов писал: - "За всеми Вашими делами слежу внимательно и даже с какой - то верой во что - то".

   Так хочется сказать сегодняшним молодым: - " Читайте Виктора Некрасова! Как писала  А. Берзер, единомышленница и друг писателя, вы поймете, "что нельзя бросать мать, нельзя забывать и обманывать друзей, нельзя продаваться - ни за доллары, ни за рубли. Нельзя терять честь и губить свой талант. Надо жить достойно во всех точках земного шара".