Мой старый город. Бронзовая летопись войны

Александр Соханский
       На фотографиях мемориал Победы в Тюмени. Фото автора.

       Снимки можно увеличить колёсиком мыши, удерживая нажатой клавишу Ctrl.


       Соединяясь на стрелке обрывистого высокого мыса слияния рек Туры и Тюменки, две  современные главные улицы города, Республики и Ленина, образуют Историческую площадь. Четыре века назад на этом месте была заложена первая деревянная сибирская крепость Тюмень. Впоследствии по краям площади построили Благовещенский собор над обрывом реки, кирпичные здания гостиного двора и городской управы.
       В годы советской власти на площади напротив бывшего гостиного двора разбили небольшой треугольный сквер, в центре которого в 1952 году поставили памятник основателю советского государства В.И.Ленину.

       В мае 1968 года на мысу Исторической площади возвели двадцативосьмиметровый обелиск, памятную стену с рельефами местных героических земляков и зажгли Вечный огонь в честь подвига тюменцев в годы Великой Отечественной войны.
       В дни празднования Первомая, Победы и Великого Октября к Вечному огню стекались делегации ветеранов и трудящихся, чтобы почтить память воинов тюменской земли, отстоявших свободу и независимость нашей Родины, возложить венки и живые цветы победителям.

       Накануне семидесятилетия Дня Победы администрацией города был объявлен конкурс на реконструкцию обветшавшего памятника на Исторической площади.

       Группе художников и архитекторов перед созданием монументального барельефа «Тюмень — победителям» пришлось основательно изучить сотни архивных документов, фотографий времён войны, произведения прозы, поэзии и кинодокументалистики тех лет. В результате этого на барельефе запечатлелась героическая эпопея борьбы советского народа с фашистскими захватчиками, начиная с момента нападения на Советский Союз до парада Победы на Красной площади Москвы.
 
       Многие изображения барельефа имеют свои прототипы, поэтому авторы работы стремились добиться портретного сходства. Особую для тюменцев сердечность панораме придаёт введение в состав изображённых персонажей реальных земляков-тюменцев, имена которых вписаны в историю войны.
       Площадь барельефа из специального сорта бронзы, не подвергающейся окислению, составляет 72 квадратных метра.
       Затраты, связанные с реконструкцией памятника, обошлись областному бюджету в 61,8 млн. рублей.

       Штык-обелиск облицевали плитами из искусственного мрамора, абстрактный барельеф из бетона заменили новым скульптурным барельефом из бронзы (фото вверху).

       Барельеф читается слева направо подобно книге о Великой Отечественной войне. Одну тему от другой отделяют изогнутые линии и дуги, условно разграничивающие сцены событий военных лет.

       Открывает барельеф композиция «Вторжение врага» (фото 1). Штабные стрелы плана "Барбаросса", взломавшие границу СССР. Эскадрильи самолётов с крестами на крыльях, танковая армада, колонны немецких полчищ, движущиеся в направлении Москвы.
 
       Правее расположен сюжет «Битва за Москву». На пути смертельной опасности фигура советского солдата с поднятым автоматом: «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой тёмною, с проклятою ордой!». За ним изображены колонны парада советских войск, уходящих с Красной площади на фронт 7 ноября 1941 года (фото 2). Их благословляет простая русская крестьянка Епистинья Степанова, потерявшая на войне девятерых своих сыновей: «Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу и тебе будет легче».

       В следующей части скульптурного рассказа о войне «Блокада Ленинграда» расположены рельефные изображения блокадного Ленинграда с узнаваемыми очертаниями Петропавловской крепости, Исаакиевского собора, Дворцового моста. В этом сюжете художники напоминают о первом исполнении знаменитой Седьмой симфонии Шостаковича, помещают девять листков из дневника юной Тани Савичевой с записями о голодной смерти родных и заключительной: «Все Савичевы умерли». Рядом в натуральную величину блокадная пайка хлеба, составлявшая 125 граммов в день. Вверху изображена знаменитая Дорога жизни по льду Ладожского озера. Здесь же зритель видит группу детей в зимней одежде, крест-накрест перевязанных шалями. Это символическое изображение ленинградских детей, эвакуированных в тыл. Многие из них были приняты и отогреты на тюменской земле.

       О решающей победе над врагом повествует рельеф «Сталинградская битва». Здесь на фоне громады полуразрушенной паровой мельницы, где находился командный пункт генерал-лейтенанта А.И.Родимцева, изображён легендарный связист, тюменец Матвей Путилов с катушкой полевого провода в руке. Будучи смертельно раненным при выполнении задания по восстановлению связи, он зажал в зубах концы оборванного провода, тем самым создав контакт в цепи телефонной связи с командным пунктом.

       Продолжает историю войны тема «Курская дуга». Здесь под Прохоровкой произошло величайшее танковое сражение, закончившееся победой советских войск. Рядом со сценой битвы изображение небольшого танка Т-60, прозванного «Малютка», который был построен на деньги, собранные детьми омской и тюменской земли: «Мне 6 лет. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. Теперь я отдаю их на танк и назовём его «Малютка».

       В годы войны 28 предприятий,переведённых с запада в Тюмень, буквально с первых же дней переезда начали выпуск продукции для фронта: миномёты, мины, торпедные катера, мотоциклы, аккумуляторы, планеры, авиационная фанера, лыжи, гужевые повозки, меховая одежда и валенки, медикаменты и многое другое.
       Один из сюжетов изображает тюменского четырнадцатилетнего токаря Бориса Степановича Степанова, стоящего по причине малого роста на ящике у горизонтально-фрезерного (ляп художников!) станка. Это прославленный токарь-тысячник, который за смену вытачивал тысячу корпусов взрывателей для мин. Даже директор завода обращался к нему уважительно по имени-отчеству.   

       Следующий сюжет «Освобождение Европы от нацизма». Сужается кольцо вокруг звериной берлоги. Ряды берёзовых крестов захватчиков с надетыми на них касками. Колонны освобождённых узников лагерей смерти Бухенвальд, Дахау, Освенцим, Саласпилс. Группа детей, демонстрирующих вытатуированные в концлагере номера на левой руке.
 
       Ещё одна композиция барельефа «Взятие Берлина». На колонне Рейхстага советский солдат пишет «Дошли!». Над Рейхстагом уже полощется Знамя победы. А на переднем плане в последний день войны смерть находит другого нашего воина — автомат начинает выпадать из его опущенной руки, ноги подгибаются. Он сейчас упадёт. Он убит.

       Композицию барельефа там и тут дополняют мелкие фрагменты. Проржавевший ствол винтовки с магазинной коробкой, гильзы от снарядов и патронов, вплавленные в бронзу памятника. Бронзовое изображение самодельной детской куклы из концлагеря. 125-грамовая пайка блокадной нормы хлеба. Пикирующий вражеский штурмовик. Атакующий тюменский торпедный катер. Тексты из дневников, писем, военных листовок тех дней... 

       И вот завершающая страница летописи в бронзе — «Парад Победы» (фото 4). По Красной площади 24 июня 1945 года идут победители Украинского, Белорусского, Карельского, Ленинградского фронтов... Немецкие штандарты и знамёна пренебрежительно швыряются к подножию мавзолея Ленина. Рядом стоит с похоронкой в руках постаревшая мать, над которой пролетают девять журавлей, олицетворяющих её девятерых сыновей, отдавших жизни за отчизну. Под журавлями отлиты строки из песни Расула Гамзатова:
                Мне кажется порою, что солдаты,
                С кровавых не пришедшие полей,
                Не в землю нашу полегли когда-то,
                А превратились в белых журавлей.

       Но жизнь продолжается в новом. Где-то за журавлями вырисовываются известные тюменцам сооружения нынешней Тюмени: здание Правительства Тюменской области, гранитная набережная реки Туры, канатный Мост влюблённых...
 
       В центральной части барельефа — фигура возвращающегося с дорог войны рядового солдата-победителя (фото 3). На его груди из-под лямки вещмешка виднеется всего одна медаль. Он не прославленный герой. Он всего лишь один из миллионов — рядовой труженик войны. Сняв погоны, он станет рядовым тыла — слесарем, трактористом, грузчиком. Но нельзя забывать, что благодаря ему наша страна получила возможность быть свободной и независимой.
       В бронзе над ним отлиты буквы «Солдат Великой Отечественной. Ты насмерть стоял под Москвой и Сталинградом. Вёз хлеб в блокадный Ленинград, горел в танке под Прохоровкой. Погибая, ты принёс свободу узникам Освенцима, Бухенвальда, Дахау. Ты не вторгался в чужие пределы. Ты не искал славы. Ты защищал свою Отчизну. Защищал свою семью».

       Струится пламя вечного огня (фото вверху). За ним на беломраморном пилоне высечены имена тюменцев-героев. Девяносто один Герой Советского Союза и тринадцать полных кавалеров ордена Славы.

       Новый монумент Победы — это память, застывшая в бронзе и камне. На фронт ушли около 250 тысяч тюменцев, не вернулись более 100 тысяч из них.*

       Слава воинам-победителям! Вечная память павшим героям!
 
      

 

       Александр Соханский,
                май 2016 г.


       * P.S. За годы войны из Тюмени на фронт отправились 11 752 человека, не вернулись 5 175 человек. Из них погибли в боях 2 745 человек, пропали без вести 1 930, умерли от ран и болезней 477, погибли в плену 23 человека.
       Из Тюменской области в годы войны было призвано более 250 тысяч человек, не вернулись с войны 103 693 человека. Из них погибли в боях 74 519 человек, пропали без вести 20 289, умерли от ран и болезней 8 491 , погибли в плену 394 человека.
       Газета "Тюменская область сегодня" № 110 от 24 июня 2022 года