Нарисуй свой дом

Лидия Невская Сызрань
   1959 год. «Шанхайчик» - это район бараков в небольшом городке на Волге. Вернее его в простонародье зовут «Шанхай», потому что он густо населён. В каждом бараке по двадцать семей на один длинный коридор. Но ещё больше в каждом бараке детей, до шестидесяти на длинный дом, состоящий из маленьких каморок - "Шанхайчик".

   В это утро дети собираются в школу. Школа тоже состоит из бараков. Их два. Они первые встречают любого входящего в район бараков, потому что стоят у калитки в железном заборе, у входа в этот странный плоский муравейник.

 Человеческий муравейник строился не в высоту, а в ширину и длину. Он распластался по ровной возвышенности вдоль речки Крымзы сразу за очистительной станцией, за оврагом.
   Этот район в официальных кругах называют районом Заусиновского оврага.

   Почему Заусиновского оврага? Не понятно. Река Уса протекает далеко от эти мест.  Овраг есть, а Усы нет.  Вот название «Шанхай» подходит. Людей здесь живёт очень много. В основном рабочие Людиновского завода, эвакуированного во время войны из Людиново. Но так как в районе детей больше, чем во всём городе, то этот район уместнее будет называть «Шанхайчиком»

   Улица, на которой стоит барак номер десять, называется Людиновской. А школа стоит на улице Каховской.

   Школа - два барака упираются углом друг в друга, будто целуются. В левом бараке основная школа. Здесь кабинет директора, учительская и учатся младшие классы. Второй барак для старшеклассников. Они очень гордятся этим. Чем? Своей независимостью! Мнимой независимостью, зрительной, но всё-таки.
Туалет общий на улице.

   Это особое здание. Создаётся ощущение, что все туалеты в районе бараков строились пленными немцами с большой любовью. Они стоят посередине всей площади района, на одинаковом расстоянии друг от друга, строго по одной линии. Туалетные домики, нет не домики, а дома, потому что они выше бараков, возвышаются над суетной жизнью шанхайчиков.

   Перед школьным туалетом вся площадь в цветах. Первое сентября — самый большой праздник района бараков. Весь район возле школы. Белые фартучки, белые атласные ленточки в косах у первоклашек, огромные букеты георгин.

   Удивительные цветы — георгины.  Для школьников Советского Союза  эти цветы — символ первого сентября.

  Лида, утопая в цветах, стоит не дыша. Сегодня она первоклашка.
Сегодня её посадят за школьную парту на много-много лет. 
- Дорогие ребята, а теперь все строем, взявшись за руки, входим в родную школу! - прокричала учительница.

  Школа-барак внутри оказалась очень похожа на дом-барак, тоже длинный коридор и по обе стороны коридора двери в классы.
    Маленькие коричневые парты с потайным шкафчиком. На парте есть ямка для чернильницы. Когда садишься, надо поднимать крышку, а потом опустить её, получается, что ты закрылась в своём мирке, называемом личная парта.

    Парта на двоих, поэтому рядом с Лидой оказался мальчик Миша Елисеев.  «Мы подружимся» — думает девочка.

- Сегодня у нас первым уроком будет рисование — говорит учительница — достаньте свои альбомы и карандаши.

  По классу раздаётся шум поднимаемых крышек парт, шелест картонных альбомов и коробок с карандашами.

- Тема урока очень простая: «Нарисуй свой дом» - ласково произносит учительница, обходя парты, проверяя у каждого ли есть всё необходимое, чтобы нарисовать свой дом.

  Дети замолчали. Слышится только царапание карандашей по альбомным листам.
- У нас нет своего дома — шепчет Лиде соседка с задней парты Таня Лазарева — мы живём у чужих. Что делать?
- Нарисуй мой — советует Лида.
- Хорошо! - соглашается Таня и рисует длинный прямоугольник с большими окошками по всей длине.

  Любовь Васильевна собрала альбомы для проверки. После окончания уроков, она решила посмотреть рисунки детей и ахнула. Столько бараков, она не видела даже в районе бараков. Все нарисовали длинные узкие, больше похожие на червей, бараки. Сорок учеников и сорок бараков. На самом деле их меньше на этой земле.
- Если на  один барак по шестьдесят детей приходится, сколько же бараков на рисунках мы должны ожидать? - думает учительница и ставит пятёрку под рисунком Лиды.



На фото обложка будущей книги "Шанхайчик"