Не видел я победного салюта

Виктор Бобошин
Не видел я победного салюта,
Родившись летом в год шестой с конца войны.
Страна вставала из разрухи круто,
Дни жизни Сталина уж были сочтены.

Что знал я о войне от папы с мамой?
В сорок втором окончил техникум отец.
В семнадцать с гаком взят на фронт по плану,
В разведке боем ранен был, ещё юнец.

Рассказывал он скупо, неохотно:
Разведки конный взвод штрафбату придан был:
Рубеж назначен, конники по-ротно,
Скакали к рубежу, огонь косил-рубил.

Как ловля щуки на малька, примерно:
Их огневые точки засекались все.
И часть глушилась медленно, но верно.
А конь отца летел к нейтральной полосе.

Кто рубежа достиг - скачи обратно:
Ты выполнил приказ, сумей остаться жив.
У большинства случилось всё неладно:
Погибли без вины, навек глаза закрыв.

Отцу осколок в лёгкое вонзился.
Был вывезен, спасён товарищем своим.
Потом хирург кромсал и шил, добился:
Остался парень всё же жив, спасённый им.

А рана очень долго заживала,
Так для отца тогда закончилась война.
Палат больничных повидал немало.
За то, что выполнил приказ - медаль дана.

В войну катала мама вагонетки:
С четырнадцати лет уже в плавильный цех
Везли лом самолётный малолетки.
Съезжали с рельсов вагонетки, как на грех.

Потом, в литейном цехе стерженщицей:
В литейном цехе был усиленный паёк.
Не детские измученные лица,
Таким не детским был их жизненный урок.

Такой войну запомнил по рассказам
Я с детства, слушая родителей своих.
А книги, фильмы уж поздней, не сразу
Дополнили воспоминания все их.

Участником я не был войн локальных:.
Быть не пришлось мне ни в Афгане, ни в Чечне.
Там гибло много пацанов нормальных,
И кто-то. выжив - потонул потом в вине.

Парады, митинги... нужны, конечно.
Но скольких раненых забыла ты, страна?
Их - сломанных, обиженных, увечных
Рождали войны: за волною шла волна.

Зато богатых, сверх богатых много.
За них сражались ли с фашистами бойцы?
Шла к равноправию войны дорога...
Но поменяли цель нам алчные купцы.