Картина xviii века

Нинель Назарова
     В этом чертовом офисе коллектив подобрался на редкость склочный. Работа итак была напряженной, с частыми командировками, так что, находиться в подобном коллективе было сущим наказанием. Сергей настолько вымотался, что срывался с катушек по любому пустяку. А в сорок лет подобные встряски легко могли привести на больничную койку с сердечным приступом. Сергей все чаще ловил себя на мысли, что дальше так продолжаться не может.

     Даже дома он уже не в состоянии был расслабиться и забыть происшедшие на работе события. Частые ссоры с женой вносили свою лепту в его нелегкую жизнь. И через какое-то время он понял, что дальше так продолжаться не может. Но Сергей не видел выхода из создавшегося положения.

     И все чаще после работы он бездумно шатался по улицам, чувствуя себя неприкаянным и вымотанным до предела. Встречные прохожие раздражали и, порой, вызывали даже чувство ненависти своими, как ему казалось, беспечностью и легкомыслием.
 
     Однажды, совершенно внезапно для себя, мужчина зашел в картинную галерею, мимо которой он проходил, никогда прежде даже не замечая этого "никчемного", по его мнению, строения.
Удивляясь сам себе, купил билет и прошел в прохладную тишину залов. Чувствуя себя странно, Сергей принял независимый вид, такой, какой имеют люди, стремящиеся показать, что посещение музея для них - дело обычное. Редкие в этот час посетители неслышно скользили рядом, и, молча постояв у одной картины, не спеша переходили к другой.

     И Сергей влился в это тихое, мирное общество и тоже заскользил по залам, кочуя от шедевра к шедевру. Портреты незнакомых людей, важных и богато одетых, или бедных работяг, изображенных в их непритязательном быте - все мимо, мимо... Не оставляя в душе ни следа, ни мысли в голове. Устав от бесцельности этого времяпровождения, он присел на скамью, с некоторой раздражительностью вытянув ноги и, готовый вступить в перепалку с любым, кто сделает ему вполне справедливое замечание.

     Но увидев, что никто не обращает на него особого внимания, мужчина расслабился, и постепенно такая особенная тишина музея, уютная прохлада, и некая атмосфера отстраненности от внешнего мира, целиком и полностью овладели его измученной душой. Покой. Недостижимый ранее покой вдруг хлынул на него и, Сергей отчетливо понял, что идти никуда не хочется, а хочется сидеть тут расслабленным мешком и созерцать этот зал, висящие картины, и даже просто стены, люстру и светильники, особым образом роняющие свет на полотна.

     Взгляд его упал на небольшую картину, висящую немного наискосок от него. И мужчина неожиданно для себя всмотрелся в изображенное на полотне море, слегка подернутое рябью, старые рыбацкие лодки, вытащенные на берег и лежащие там килем кверху. Чуть вдалеке виднелась деревушка, с маленькими старенькими домиками. Простая жизнь, наполненная незамысловатым трудом, внушала чувство успокоения. Сергей встал и подошел к картине. Отсюда стали видны подробности, не замеченные ранее: песок, изрытый следами босых ног, ствол поваленного дерева, почти без ветвей, и вдали моря - небольшой парусник, державший курс к берегу.

     Сергея полностью захватил сюжет картины. При первом взгляде изображенный пейзаж был статичен и скучен. Но постепенно открывались все новые подробности, которые вызывали радостное удивление. Лучи солнца неярко освещали море и берег сквозь легкую дымку облаков... а там, по тропинке к деревне шел старик, в простой грубой одежде рыбака, босиком, в чудной шляпе и с корзиной в руках... О! по песку ползет маленький краб, перебираясь через песочные барханы...

     И только легкое прикосновение к руке оторвало Сергея от созерцания картины. Пожилая служительница тихо и вежливо предупредила, что музей закрывается и посетителей просят покинуть залы. Мужчина медленно и задумчиво направился к выходу, сохраняя в памяти увиденное, и легкая улыбка блуждала на лице его, разглаживая морщины раздражительности.

     Пребывая в таком необычном состоянии, Сергей доехал до дома и первый раз за долгое время не ответил на сердитое ворчание жены Наташи. Съев задумчиво ужин, он отправился спать, совершенно поразив ее своим спокойствием и невозмутимостью.

     Весь рабочий день, Сергей провел в каком-то полусне, не реагируя на ежедневные скандалы сослуживцев. А после работы он неторопливо и целенаправленно направился знакомой дорогой в музей.

    Картина, разумеется, была на месте. Но этот факт, тем не менее, обрадовал мужчину. И с радостным ожиданием встречи, он подошел к ней и внимательно всмотрелся. Парусник значительно приблизился к берегу и вырос в размерах. Это поразило Сергея так, что он невольно отшатнулся, а по телу пробежали мурашки. Мысли испуганно заметались в голове, пытаясь объяснить необъяснимое. Сергей шагнул поближе и вгляделся в него. На палубе уже можно было рассмотреть трех матросов, которые возились с такелажем... А на берегу сидела собачка с высунутым языком и тоже смотрела на парусник, очевидно ожидая его прибытия. 

     На тропинке старика уже не было, зато по ней шла молодая женщина в платке и ярком пестром платье, направляясь к морю. Ее босые ноги стремительно зарывались в дорожную пыль...

    Облизав внезапно пересохшим языком губы, Сергей поморгал немного, впрочем, уже понимая,что ничего не изменится, и глаза его не обманывают - сюжет стал немного другим.

     Переведя взгляд на деревушку, он заметил, что на некоторых деревьях натянуты веревки, и там висит белье, которое полощется на ветру. Если приглядеться повнимательнее, то можно было заметить, какие вещи  повесили. В некоторых домиках были открыты окна... а вон... из окошка кто-то выглядывает! Вглядываясь в картину, Сергей не заметил, как расширился горизонт, и как увеличились близкие предметы, окружая и принимая его в свой мир.

     Его волосы взъерошил легкий ветерок, дувший с моря, и принес сильный, насыщенный запах морской воды, который хлынул в легкие, заставив слегка закружиться голову. Далекий лай собак, чье-то едва слышимое пение донеслось до Сергея. Он повернул голову в сторону деревни и увидел ту самую женщину, легкой походкой направляющуюся к побережью. Порывы ветра то обвивали подол платья вокруг стройных ног, то вдруг отбрасывали его назад, четко обрисовывая фигуру женщины... Она взмахнула рукой и что-то крикнула, но... Сергея резко и сильно дернули за рукав пиджака, отрывая от созерцания картины.

     Ошеломленно он оглянулся и увидел все ту же служительницу галереи. Та укоризненно покачала головой и сказала немного виноватым голосом: "Извините. Но я не могла вас дозваться. Вы будто не слышите ничего." Кивнув, мужчина побрел к дверям, все еще находясь под влиянием увиденного. Остро хотелось знать, что же кричала ему женщина. Какая досада! Чувство причастности к той чужой жизни приятно волновали и будоражили воображение.

     Никогда Сергей не интересовался своими соседями - чем живут, какие проблемы их достают, кто кому и кем приходится. Но здесь... как же хотелось знать кто эта женщина, чья собака ждет на берегу и что это там за деревня вдали!

     Размышляя над всем этим, он не заметил, как доехал до дома. Робкие расспросы жены скользили мимо сознания, как посетители в музее. Машинально поев, не включая телевизор, Сергей отправился спать, торопясь окунуться в свои мысли и чувства, которые обуревали его с новой силой.

     Наташа растерянно посмотрела вслед мужу, который больше всего напоминал сейчас сомнамбулу. Беспокойство снедало и мучило ее. Предположение, что муж завел любовницу и ездит к ней отпало сразу. Все его поведение говорило о том, что скорее всего Сергей попал под влияние какой-нибудь секты или жулика-экстрасенса. Необходимо было что-нибудь предпринять для спасения семьи. И Наташа решила во что бы то ни стало уговорить мужа взять ее с собой к предполагаемому жулику.

     Утром, выслушав просьбу жены, Сергей растерялся. Взять Наташу в музей? Зачем? Нет, понятно конечно, зачем люди ходят в музей. Только раньше она никогда не стремилась в подобные заведения, как впрочем, и он сам. Представив, как они придут туда, и жена увидит картину... его картину! То, что в музее полно других творений художников различного жанра даже не приходило в голову Сергея, так как весь музей для него сосредоточился в именно в той картине неизвестного ему художника. Ведь до сих пор мужчине даже не пришло в голову, что не имени художника, ни названия картины он не посмотрел и не знает их. Все это не имело значения.

      И вот сейчас в его мир, мир, который Сергей открыл для себя, собираются грубо вторгнуться. Может даже, раскритиковать его, принизить, вытащить на свет сидевшее глубоко внутри! В один короткий миг жена безвозвратно оказалась на стороне его врагов, людей, от которых Сергей и нашел прибежище в картине. Враждебно глядя на Наташу, он мучительно искал выход, пытаясь своим отказом не вызвать еще больших подозрений относительно его странного поведения. Как раненый зверь, который пытается скрыть свое единственное убежище от охотника. Хитря и уводя в сторону погоню.

     И весь этот долгий, нудный день мужчина огрызался, изворачивался и лгал сначала жене, а потом и сослуживцам, которые как сговорившись, без конца теребили его, не оставляя в покое, таком необходимом истосковавшейся душе. А думы о том, что происходит сейчас ТАМ, без него... вдруг парусник уже достиг побережья? Велик ли улов? Кто тот счастливчик, к которому шла женщина из далекой деревни?..

     И вот он, долгожданный миг, к которому Сергей так стремился все это время... картина перед ним.

     Жадно вдыхая морской воздух, вздыхая и радуясь встрече, мужчина без устали вглядывался в пейзаж, смакуя новые детали и узнавая старые. Парусник был совсем рядом. Несколько бочонков с неизвестным содержимым стояли на палубе. Подальше лежал, свернутый как змея, канат. Трое рыбаков споро готовили суденышко к причаливанию. Женщина терпеливо сидела на перевернутой лодке и из-под руки козырьком глядела на парусник. Солнце уже опустилось совсем низко к горизонту, и его лучи пронзительно освещали побережье, скользили по волнам, вызывая вспышки бликов и вновь терялись в толще воды.

     Внезапно почувствовав усталость, не раздумывая, Сергей присел на упавшее дерево и с наслаждением вытянул ноги. Потом, подумав, снял ботинки и носки, ощутив горячими ступнями теплый влажный песок. Пиджак занял место рядом на стволе вместе с галстуком.

     Услышав покашливание, мужчина оглянулся и увидел старика, присевшего на другом конце дерева. Благожелательно щурясь, тот кивнул Сергею и что-то певуче произнес на незнакомом языке. Сергей развел руками и улыбнулся в ответ.

     ... с непривычки чинить порванные сети было трудно. Это требовало терпения и определенной ловкости. Но со временем Сергей научился справляться с нехитрой работой, чувствуя непонятную гордость, когда старик одобрительно кивал ему...

    Каждый вечер Наташа, бессильно кусая губы, наблюдала, как ее муж, приходит домой и с наслаждением плещется под душем смывая усталость и трудовой пот. Непонятный загар, мозоли на загрубевших руках, спокойствие и отрешенность. А ночью странные подслушанные Наташей фразы на незнакомом языке. Что происходит с Сергеем?!

                *** *** ***
     С каждым разом певучий, мягкий язык становился все понятнее. Сергея даже обещали взять с собой в море, когда он окрепнет немного.

                *** *** ***
     Однажды вечером служительница музея не обнаружила странного посетителя, замершего перед картиной. Тогда она подошла к полотну итальянского художника восемнадцатого века и вгляделась в знакомый пейзаж.

      От изумления ее рот открылся и невнятный хриплый звук потревожил залу. Все было понятным и  узнаваемым - парусник, уходящий к горизонту, багровеющее закатное солнце и... современный галстук в полоску, сиротливо висящий на обломанной ветке упавшего дерева. Под ним были тщательно прорисованы сброшенные наспех черные мужские ботинки, немного занесенные песком. А там, вдали... если внимательно приглядеться... по тропинке в деревню шли босые старик с суковатой палкой и мужчина в белой рубашке и черных брюках. Позади мелко семенила маленькая собачка...