Давайте создадим серию книг Память поколений!

Любовь Горбатенко
Через сердца и души народные проходит акция "Бессмертный полк". Но, кроме тех, кто добывал нашу победу на фронтах, были и те, кто приближал её в тылу, растил в тяжелейшее время детей, кормил Армию и весь народ. Их не оставлял юмор. Они смеялись и пели.
 Мы - выпускники РГУ выпуска 1964 года решили начать серию "Память поколений" о тех, кому мы обязаны жизнью. Мы хотим записать то, что мы знаем о наших семьях. "Шаг спирали" - это о моей семье. Шаг спирали, начиная с конца девятнадцатого века до начала двадцать первого. От прадеда до правнука. От казачьей вольницы и демократического казачьего общества начала двадцатого века к свободе и демократии начала двадцать первого века. Здесь о том, как достает нас век предыдущий в 21-м веке. Обо мне, потере мужа, брата, о сложностях. Здесь я, моя семья, мои друзья, мои дети, моя наука, мои жидкие кристаллы и проблемы последнего времени, едва не стоившие жизни моему сыну, забравшие моего любимого внука. О том, как трудно молодежи сориентироваться в этом новом мире. О том, что им помогает стать на ноги.
Основная мысль такова: То, что начало века разбросало российский народ, привело к массовой гибели, но и обновлению крови. Подрастающее поколение можно считать гениальным. Но одновременно из того страшного сталинского времени как бы потянулась «костлявая рука» психических расстройств, связанных со сталинскими преследованиями. А из мира демократии потянулись в Россию все ее издержки и «язвы».
Мы – поколение счастливых. Мы выжили в трудные годы войны. Мы умели радоваться каждой примитивной игрушке, каждой конфетке, каждой паре обуви и перешитой из старья одежде.
Выпускники нашего потока. Русские, украинцы, евреи, армяне, дагестанец, кореец, грузин, сын американского специалиста.… У каждого - свои проблемы, жизненные и научные сложности. Каждому из нас хотелось сделать в жизни что-то стоящее, оставить о себе какую-то память. Герои моей книги. Люди со сложной судьбой. Те же, что и у нас, жизненные ситуации. Те же сложности, те же заботы.
Наш поток выпускников всегда славился среди других потоков самой крепкой дружбой. Наши отношения были, может быть, даже крепче родственных отношений. Мы ездили друг к другу в гости, и принимали друзей у себя. Помню, как несколько семей наших выпускников собрались в огромном доме у Володи Матосяна в Алахадзе вблизи Пицунды. Володя  (кандидат физмат наук) был тогда заместителем директора большого закрытого института. Он решил переделать дом перед свадьбой сына. Мы дружно помогали ему. Мужчины строили лестницу на второй этаж. Женщины клеили обои.
Последний раз мы с мужем и с сыном гостили у Володи в августе 1991 года. Там мы пережили все августовские события. Как мы радовались! Как мы надеялись на демократию!
Мы тогда не знали, что каждому из нас предстоит пережить самое страшное.
И все же мы - оптимисты! Россия жива народной душой!