На каких принципах существует поэтика письменного

Сергей Сметанин
На каких принципах существует поэтика письменного текста



Слово — предмет стихотворения. Каждое слово имеет прямое значение, отмеченное в словаре. Оно имеет значение, потому что эволюция мышления связала с ним определенный смысл.

Поэтическим можно назвать произведение, в котором каждое слово помогает в выполнении особой задачи автора. Эта задача — создание единого представления. Неважно, на каком языке создается стихотворение. Яркое представление помогают составить особым образом подобранные слова. Поэтика помогает составлять слова иначе, чем обычно принято, следовательно, элементарная единица поэтики — поэтический инструмент. Иногда это слово, иногда словесный оборот, иногда метод построения слов.

Можно назвать это поэтическим средством, часто поэтические средства называют ещё выразительными средствами языка.

Принципы современной поэтики позволяют русским и русскоязычным авторам создавать яркие, запоминающиеся, волнующие произведения на любые темы. Вопросы истины поднимаются в философской, религиозной и мистической лирике, вопросы справедливости волнуют авторов любовной, гражданской лирики, а также басен и произведений других жанров.

Поэтика — не речь, а умение особым образом построить речь. Что же помогает построить речь особым, художественным образом?

Первое — опора на телесную, внутреннюю форму речи. Это естественно, так как исторически первоначально речь возникла как потребность выразить желание, волю, намерение человека.

Второе — использование поэтических средств, которые исчерпываются необходимыми для создания захватывающего воображение высказывания и опираются на метрические и композиционные повторы, инверсию, правильное употребление синонимов, использование неологизмов и перифразы.

Кроме грамматического, каждое слово имеет значение звучащей части стихотворения.
Это звуковое значение слова имеет количественный характер. Оно измеряется количеством слогов. Оно образует звуковую схему стихотворения. Поэтому его можно назвать схемным значением.

В звуковом значении слова смысл почти формальный. Это зависит от того, что порой само по себе звучание слова никак, или почти никак, не связано с тем, что оно отражает. Например, звучание слова "солнце" совершенно не зависит от известного всем астрономического объекта.

Простая форма звукового значения слова выражается в соотношении ударных и безударных слогов. Для звуковой схемы стихотворения безразличен смысл и словарное значение слова, поэтому слова "солнце" и "небо" совершенно одинаковы, как хореические стопы: "`--" = "`--".

Простейшая форма звукового значения слова называется стопой. В форме стопы значение слова безразлично по отношению к его звучанию. Два хореических слога равны друг другу так же, как равны друг другу два ямбических слога. "Река" и "Доска" в звуковом смысле равноценны относительно друг друга.

И соотнести их на звуковом уровне мы можем оттого, что они приравниваются количественно. Одна стопа равна другой стопе: "-`-" = "-`-". Но если мы попробуем приравнять ямбические и хореические стопы, то мы увидим, что стопы не только количественно, но и качественно отличаются друг от друга. В хореических ударный первый слог, а в ямбических второй.

Сравним теперь звучание пар слов "солнце" + "небо" и "река" + "доска". Мы увидим, что во втором случае возникает созвучие последнего ударного слога. Это явление в старых поэтиках называется рифмой. Рифма имеет особое значение для строительства стихотворения на русском языке. Значение рифмы здесь опять же носит формальный характер.

Но для восстановления в памяти свойство рифмы частично совпадать по звучанию имеет решающее значение. По звучанию зарифмованной части стихотворения легче воспроизвести заново ту часть стихотворения, которая не совпадает по звучанию. Зная, что слово "...ка" рифмуется со словом "рука" ямбически, мы имеем для выбора звукового эквивалента меньшее количество слов, а именно только ту часть словаря, которая имеет окончание на "...ка". И память услужливо подсказывает "река" — "доска" — "тоска"...

Созвучие слогов являет нам не только рифму. Если проанализировать стихи большинства русскоязычных авторов построчно, мы легко обнаружим, что созвучие часто распространяется на весь стих (строку) целиком. Сочетание согласных и гласных звуков, подобное сочетанию ямбической и хореической стопы, но уже на уровне не схемного, а слогового звучания, даёт нам понятие аллитерации. Сочетаются уже не "`--" и "-`-", а "ро`-" — "-`ор".

Это уже качественно иной уровень повтора. Он по-прежнему не связан с каким-либо смыслом, но основан не только на формальном повторе ударности-безударности, но и на взаимообращении согласности-гласности. Поддерживается он тем, что мышцы артикуляционного аппарата меньше устают, будучи задействованы на исполнении сходных операций звукоизвлечения. Возможно, эта «мышечная радость» и лежит в основе эстетического удовлетворения от звучания стихотворения.