Таран

Светлана Лескова
                Летчикам Великой Отечественной

Смрадный  дым,
разрывы, свист,
рев мотора,
враг - в прицеле!
Мой самолет
не отвернет!
Последний бой -
лоб в лоб,
и к цели!
Надсадный вой,
таран,  удар,
комок огня,
сознанья вспышка
и тишина.
И нет меня.

Отбой.
Победа.
Передышка...

Два самолета, свитком дымным,
круша металл, вошли в пике,
и два врага непримиримых
схлестнулись в огненной реке!
Их прах Земля к груди прижала
укрыв медвяною травой.
Скорбя, навеки примирила
детей, украденных войной. 
___________________________________________               
               
     В 04:55 утра 22 июня 1941 года командир звена 46-го ИАП старший лейтенант
И. И. Иванов, ценой жизни уничтожил немецкий бомбардировщик.

     Вот как описал этот эпизод бывший техник эскадрильи 46-го ИАП А.Г.Больнов:
«…В воздухе была слышна пулеметная стрельба. Три бомбардировщика шли на аэродром Дубно, а три истребителя пикировали на них и вели огонь. Через мгновение огонь прекратился с обеих сторон. Пара истребителей отвалила и ушла на посадку, расстреляв весь боекомплект. Иванов продолжал преследовать бомбардировщики. Они с ходу отбомбили Дубненский аэродром и уходили на юг, а Иванов продолжал преследование. Будучи отличным стрелком и пилотом, он не стрелял – видимо, не было уже боеприпасов: все расстрелял. Мгновение, и...  Мы остановились на повороте шоссе на Луцк. На горизонте, к югу от нашего наблюдения, мы увидели взрыв – клубы черного дыма. Я крикнул: «Столкнулись!» – слово «таран» в наш лексикон еще не вошло…».

     Из воспоминаний генерал-майора авиации И.И.Гейбо :
«Еще днем, в перерыве между вылетами, кто-то доложил мне, что из первого боевого вылета не вернулся командир звена старший лейтенант Иван Иванович Иванов. Была снаряжена группа механиков на поиски упавших самолетов. Они и нашли И-16 нашего Ивана Ивановича рядом с обломками «Юнкерса». Осмотр и рассказы участвовавших в бою летчиков позволили установить, что старший лейтенант Иванов, израсходовав в бою все боеприпасы, пошел на таран…».

     Ещё один свидетель тарана, техник звена Е. П. Соловьёв:
«Наша машина неслась по шоссе. Заметив перестрелку «бомберов» с нашими «ястребками», мы поняли, что это война. Момент, когда наш «ишачок» врезал «хейнкелю» по хвосту и тот камнем повалился вниз, видели все, и что наш пошел на посадку – тоже. Прибыв в полк, мы узнали, что в сторону затихшего боя выехали Бушуев и Симоненко, не дождавшись врача.
Симоненко рассказывал журналистам, что когда они с комиссаром выносили Ивана Ивановича из кабины, он был в крови, без сознания. Помчались в госпиталь в Дубно, но там застали весь медперсонал в панике – им было предписано срочно эвакуироваться. Ивана Ивановича все же приняли, санитары унесли его на носилках.
Бушуев и Симоненко ждали, помогая грузить оборудование и больных в машины. Потом вышел врач и сказал: «Летчик умер». «Мы похоронили его на кладбище, – вспоминал Симоненко, – поставили столбик с табличкой. Думалось, что отгоним немцев быстро, – установим памятник».
__________
Дополнение из Википедии:
      Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов[13].

      В источниках имеются определённые разночтения по поводу количества таранных атак. Некоторые авторы[14] говорят лишь о 14 морских и только 52 танковых таранах, 506 таранах самолётом наземной цели, но зато о 600 воздушных таранах. Генерал-майор авиации А. Д. Зайцев оценивает количество воздушных таранов в более чем 620[15]. При этом историки авиации пишут: «в документах противника отмечено [ещё] более двадцати таранов, совершённых советскими лётчиками, которые до сих пор не идентифицированы»[16].

      Нет единого мнения в оценке количества и собственно «огненных таранов». Например Юрий Иванов, в своей работе «Камикадзе: пилоты-смертники», оценивает число таких таранов, совершённых советскими лётчиками в 1941—1945 гг., величиной «около 350»[17]. Ряд советских пилотов таранили врага не один раз: 34 лётчика применяли воздушный таран дважды, четверо — Л. И. Борисов, В. И. Матвеев, Н. И. Терёхин, А. С. Хлобыстов — трижды, а Б. И. Ковзан — четырежды.               
________________________
На фото: Старший лейтенант Иван Иванович Иванов и лётчики его звена в утреннем вылете 22 июня: лейтенант Тимофей Иванович Кондранин (погиб 05.07.1941) и лейтенант Иван Васильевич Юрьев (погиб 07.09.1942)