Финский характер

Эдуард Саволайнен
  ПРЕДИСТОРИЯ. Как предполагают историки, финно-угорские племена, или «чудь белоглазая» были теснимы с юга более агрессивными и более многочисленными племенами славян. Земля финно-угров была скудна, жителям лесов не было смысла защищать её. Они просто снимались с места и шли дальше на незаселенный север. Там не было славян, но их встречала ещё более негостеприимная и ещё более скупая земля: бедные дичью леса, скалы, озера, болота. Болота осушались, леса выжигались. Крестьяне корчевали пни, удаляли камни, облагораживали как могли эту землю и сеяли. Однако праздновать победу было рано: каждый год, после весенней оттайки, земля выталкивала на поверхность всё новые и новые камни. Северная земля не хотела людей. Крестьяне, стиснув зубы, корчевали пни, стаскивали гранитные валуны на край поля, копали дренажные канавы. В этом борьбе и сформировался финский характер или sisu. Нечто, что подразумевает упорство, независимость, трудолюбие, и адское терпение. Привожу зарисовки о финском характере.
............
  АННА ВИЛЬККИ. Tётя моего отца так рассказывала о годах ссылки в поселке  Северо-Енисейский Красноярского края. Она прожила там спецпереселенцем с 1931 по 1949 год и уверяла, что этих 18 лет, проведённых в Сибири, почти хватило на то, чтобы заменить плохую кулацкую кровь на хорошую пролетарскую. Почти, но за исключением одной капли. Если взять горстку условно "русских" людей и выбросить где нибудь на бескрайних просторах Сибири, то они непременно построят дорогу, а вдоль неё плотно друг к другу дома и бараки. Так им жить безопасней и веселее. Раскулаченные финны, даже в сибирской ссылке, мечтали о своём хуторе. Муж Анны был бригадиром звена на золотоносном прииске. И как только у них появилась возможность, они протянули около километра своей дороги в сторону от посёлка и поставили маленький сруб на берегу речки. Сибиряки этому удивлялись, а финны-переселенцы завидовали. О годах, прожитых в этом срубе, тётя Анна вспоминала как о вполне счастливых.    
.............. 
  ПАСИ. Коммивояжер, около 40 лет, мой давний сослуживец. Будучи в тяжком подпитии на корпоративной вечеринке, рассказал мне историю своего отрочества. Видимо это была главная история его жизни. Когда Паси было 10 лет, родители его развелись и в доме поселился отчим. Родной отец откололся, уехал в Швецию. С отчимом отношения, как часто бывает, не сложились. По пятницам отчим покупал коробку с 6 банками пива, садился возле телевизора и при виде пасынка поднимал тяжелую голову и произносил: «Когда же ты от нас съедешь?». Так продолжалось лет пять. В 16 лет у Паси созрел план. Он не стал поступать в лицей, пошел в профессиональное училище с общежитием. Тайно от родителей получил в нём комнату и устроился ночным уборщиком в баре. В пятницу он собрал в хоккейный баул свои вещи. Зашёл в гостиную и услышал очередное «Когда ты, наконец, от нас съедешь?».  Молча вернулся в свою комнату, вышел с вещами, положил перед отчимом ключи от квартиры и сказал: «Отвечаю. Я съеду от вас прямо сейчас». Вышел из квартиры, чтобы никогда туда не возвращаться. После этого он ни разу не разговаривал ни с матерью, ни с отчимом. Знал только, что они живы.
....................
  ЭСКО. Предприниматель и  лесовладелец, рассказывал про своею тёщу. Эско продал лес, на вырубке остались отбросы. Их обычно складывают в кучи, сушат, и пилят на дрова. Эско позвонил тёще и предложил ей тракторный прицеп дров. Тещу уже пару раз хирургически лечили от рака. Рак не сдавался. Она осадила заботливого зятя: "Пока не возьму. Сообщу через две недели везти или нет". Оказывается, она ждала заключения онколога. По истечении двух недель тёща сама позвонила Эско и с радостью сообщила: "Вези дрова. Врач сказал, что наверняка проживу два года". Эско выполнил своё обещание, а тёща своё, прожила ещё два года. 
.................
СОСЕД АЙМО. Аймо - типичный "финский лесоруб". Никогда не имел другой профессии, да и лесоруб он был никудышный. Выглядит как настоящий бомж - грязный, вонючий и нелюдимый. Никогда не имел паспорта и дальше Швеции не ездил. В 70 лет лишился водительских прав и я начал возить его в магазин пару раз в месяц. В Viitasaari, городке на 5 тыс человек, есть 4 магазина. Аймо неизменно ходит только в K-Mаrket. Сегодня а спросил:
- "Почему ты не ходишь в S-Mаrket? Он и больше и дешевле, чем наш K-Mаrket".
- "Да после той истории перестал им пользоваться".
- "После какой истории?".
- "Когда эта баба на кассе меня прихватила и велела вывернуть карманы. Я сразу сказал: если хочешь посмотреть карманы, вызывай полицию! Тебе не покажу." Ну вызвала, потом извинилась".
 - "А когда это произошло?".
- "В тот год, когда магазин переехал в новое здание. Кажется в 2003 году".
- " 19 лет назад ? А эта тётка работает еще в S-Mаrket?".
- " Откуда мне знать? Я ведь туда не хожу".
....................
  СОСЕД КАЛЕВИ. Я давно заметил,что финны не любят, когда у них отнимают работу. Недавно получил тому очередное подтверждение. Сосед проредил свою березовую рощу. Большую часть берёзы продал, а некондицию нарезал по 1,2 м и красиво сложил у себя во дворе, накрыв листовым железом. Всего около 50 м3. В феврале я купил у него одну поленницу, примерно треть. Я предложил: давай я сразу возьму твою телегу, перевезу к себе и распилю длинномер у себя возле сарая. "Нет, пусть еще сохнут. Лучше в мае я сам напилю их здесь, привезу короткими, и мы перенесем их в сарай "- предложил сосед. "О чем мы торгуемся? Сделка заключена, цена заплачена, я предлагаю ему сэкономить два дня тяжкой пахоты, а он отказывается? Ведь мог бы лишние два дня наслаждаться жизнью, а предпочитает работать. Видимо для него работа и есть наслаждение"-думал я. В апреле я провел ещё одну атаку на соседа. Встретив его в лесу, я предложил: "Сейчас мне делать нечего и погода сухая. Одолжи мне телегу, я начну перетаскивать их к себе длинными". "Слушай, мне самому нужна телега, а завтра я увезу её на неделю. Потерпи еще пару недель, я сам сделаю это". Где логика, спрашивается?
................
  ЯРИ ТАЙПАЛЕ. Я иммигрировал в Финляндию в 1991 году, во время финского финансового кризиса. Деньги до кризиса были дорогими, но цены на недвижимость в 80-х росли как на дрожжах, прибавляя +20% в год. Поэтому только дурак и ленивый не брал деньги в банке и не строил на них дом. Тайпале не был ни дураком, ни ленивым. Заняв деньги в банке и построив прекрасный кирпичный дом, он оказался в финансовой западне. В 1992 г Яри лишился работы, продал дом, но куда дешевле, чем он ему обошелся. Сократил долг, но остался еще должен банку. Яри тогда внушал мне, что богач не тот, кто живет в большом доме, а тот, у кого нет долгов. Ко всем бедам жена Яри, бездетная Минна, ушла от  него к чернокожему парню. И мало того, уже через полгода она родила смуглого ребенка! Потом сразу второго. Это был контрольный выстрел по самолюбию Яри. Друзья сочувствовали ему, но те, кто видел Яри в сауне, шутили, что бог не дал Яри инструмента, чтобы показать толстухе Минне небо в алмазах. В 1996 я переехал в другой город, наши пути разошлись. А в 2011, остановившись на заправке в кофейной, я увидел Яри в компании располневшей чернокожей женщины с глазами лесной лани и пятерых подвижных смуглых детишек с финскими именами. Мы обрадовались друг другу. Яри показал на детей и гордо сказал: "Смотри, я обставил эту курву Минну по мулатам 5:2!"
.....................
  ПААВО. Поставщик канадского кедра, финн Пааво, последние 27 лет жил в канадском Ванкувере. Мы с ним встретились как то в Москве по поводу рекламации. Изрядно накачались армянским  коньяком на Арбате. Вышли на Красную площадь. Увидев фотографа с Кодаком, Пааво сказал: "У меня с тещей, интеллигентной лестадианкой из Северо-Западной Финляндии, очень сложные и тонкие взаимоотношения. Она больше всего ненавидит коммунистов, Техас и ковбойский китч. А если она видит заправленные штаны в ковбойские сапожки, то шипит как загнанная собаками кошка и готова выцарапать мне глаза. Я обожаю ее в эти моменты. Сейчас мы сделаем фото на Красной площади и я сразу отошлю ей снимок с кремлевским штампом". Пааво встал, засунул брюки в расписанные узорами желтые ковбойские полусапожки, выставил одну ногу, выпятил грудь и таким был запечатлен для истории. Весь тот  день, вплоть до отбытия, он ликовал от своей отваги.
....................
  Я САМ. Меня иногда спрашивают: кем ты себя считаешь, финном или русским? Тогда я рассказываю одну нехитрую байку про дрова. Половину своей жизни я прожил в лесу. И всегда чувствовал, что дров должно быть на один год вперед. Так было всегда. И когда в 1988 году я попал в заповедник на Камчатку, я сделал запас до следующего лета. В апреле с соседнего кордона приехал лесник Женя. Он меня огорошил: «Я всё прикидывал, финн ты или русский? Но вот заглянул в дровник и понял, что финн. Сам посуди: твои соседи живут на Истоке шесть лет, а у них дрова уже закончились. Я поймал себя на том, что вместо гордости испытываю зависть к соседям: умеют же по пустякам не тревожиться. Прошло семь лет. Сотрудница финской фирмы предложила мне пожить в их брошенном доме на хуторе. Я с радостью согласился: дом был с баней и на берегу озера. Я прикинул потребность и купил дров на год уже летом. Осенью заглянул в гости хозяин дома Пентти. Заглянул в сарай. И изрёк: «Меня занимал  вопрос: русский ты или финн? Но вот заглянул в сарай и понял, что русский. У тебя дров только на год, а в этих местах люди на пять лет вперёд запасают». Я рассказал ему про вывод лесника с Камчатки, мы посмеялись.
...................
  ДОМ У ДОРОГИ. После переезда на финский хутор в 1999 г, я проложил кольцевой маршрут  для прогулок с собакой. Путь мой проходил мимо голубого дома. Это был скромный дом постройки 50-х годов. Компактный, с печкой-бочкой, которая отапливает два этажа сразу. Возле дома стоял новый Опель серо-зелёного цвета, очень приятного моему глазу. Однажды на прогулке я встретил у дома бывшего хозяина моей бывшей фирмы. Он иногда появлялся на фирме, и не зная, чем заняться, убирал во дворе снег лопатой. Поначалу меня это смешило. Мы были знакомы, заговорили. Выяснилось, что здесь он родился и вырос и здесь по-прежнему жили его родители. Фирму хозяин продал год назад, он наверняка входил в тройку самых богатых людей нашей коммуны. Так ходил я этим маршрутом еще 20 лет, голубой дом и зеленый Опель неизменно обращали на себя моё внимание. Спаниель приобрёл привычку поднимать заднюю ногу на столбик с почтовым ящиком. Иногда машины было не видно: старики изредка выезжали в магазин. Изредка они выходили во двор, тогда я махал им рукой, проходя мимо. И вот недавно, в 2020 г,  я встретил на дороге старушку с лыжными палками, мы остановились и разговорились. Им уже под 90. Дед слаб, не выходит из дома. Она - бывшая учительница истории, 30 лет как на пенсии. Очень интересная собеседница. Лучший финский эксперт по истории русско-шведской войны 1808-1809 года. Здесь, у нас, проходила тогда линия фронта. "Мне это очень интересно. Удивительно, я хожу мимо Вашего дома уже 20 лет, а разговариваем мы впервые!" - подивился я. "Зато мы Вас хорошо изучили. За эти 20 лет у вас сменилось 3 собаки и 4 ветровки"- лукаво засмеялась старушка. "Но может это и лучшему, ведь лучшие соседи те, про которых знаешь лишь то, что они существуют. Если бы мы дружили, то наверняка бы поссорились. Я не обучен финским манерам" - провоцировал её я. "По настоящему ценишь как раз то, что недоступно, или происходит редко. С приходом интернета я поняла, что для того, чтобы  заниматься моей любимой историей, не надо выходить из дома". "Можно сказать, что мы идеально подходим для карантина. Избегаем толчеи и контактов. Здесь, как в 1808 году, пройдет наша линия фронта в борьбе корона-вирусом" - подытожил я. Мы разошлись.Проходя мимо голубого дома и зеленого Опеля, я каждый раз высматриваю во дворе старушку, чтобы помахать ей рукой.
.........................
КАРИН
  Заглянул к соседу и удивился, что давно не видел его брата, сторожила.
 -"Он снял маленькую квартиру в коммуне. Съехал еще в марте".
 -"А жену твою почему не видно?" - спросил я формально, скорее из вежливости.
 -"Карин я вслед за братом в апреле выгнал" - невозмутимо доложил мне сосед.
 -"Вот тебе на! Я думал, брат съехал, так вам и места больше"- удивился я.
- "Я в тот день в лесу был, дренажную трубу пробивал. И вижу, Карин домой едет. И думаю вдруг: а вот было бы славно, если бы красная Ауди мимо проехала..."   
- "Ну и что ты сдел?"- ахнул я.
- "Да просто рассказал ей о своих мыслях. Ну, она у меня спросила напоследок: а можно я буду иногда приезжать, собаку выгуливать ? Но я ей ответил, что не надо, я сам".
   Уходя, я анализировал свои чувства. Как ни странно, событие меня не огорчило, скорее обрадовало. Почему? Я ведь любил разговаривать о том, о сем с болтушкой Карин. Может это злорадство? Вовсе нет, я не испытываю его по отношению к соседу. Тогда что же? Просто мне нравится жить там, где людей мало. Что бы мало их было на нашей дороге. В нашей общине. В нашей стране. На нашей планете. Из принципа "меньше народу - больше кислороду". Ничего не поделаешь, типично финская черта .
..............