Где вожаки?

Ренар Взятышев
Излагаемую историю мне поведал её непосредственный участник, мой давнишний знакомый и коллега.
В восьмидесятые годы прошлого столетия, Америка, в очередной раз приняла торговые санкции в отношении России, вернее против СССР. В частности, не продавала нам Вычислительные машины. Для банка на берегу реки Фонтанки, мощную ЭВМ купили при посредничестве крупной Французской фирмы. На фирму, для обучения, была направлена группа наших специалистов.
Колоссальное по размерам здание фирмы, рядом этажей возвышалась над соседней площадью, а несколько этажей прятались под землёй. Кроме производственных помещений, в здании  были тренажёрный зал, бассейн, мастерские по ремонту одежды и обуви, врачебный пункт, и конечно отличная столовая, и так далее. Обеденный перерыв для сотрудников длился 38 минут  Аборигены, успевали съедать накануне заказанную пищу минут за двадцать. Затем выходили на площадь, где их ждали несколько ларьков, оснащённых кофейными автоматами.
Первые дни своего пребывания, Россияне, тихие как котята в корзинке, лишь осматривались и удивлялись. Но где то, через неделю, освоились и осмелели.  Также решили на улице освежиться кофе. В очереди к Алжирцу, приготавливающему напиток, стояло человек семь – восемь. В середине очереди, оказались двое посланцев Невы. Ещё трое наших соотечественников, войдя в кофейню, ни мало не сумятясь, как само собой разумеющее, минуя хвост очереди, пристроились к своим. Наступила гробовая тишина. Алжирец обомлел настолько, что вовремя не подставил чашечку под краник автомата, и кофе  проливалось тоненькой, живой струйкой. Похожее впечатление испытывали и французы. Ни слова возмущения не было произнесено. Но сама атмосфера произошедшего, дошла и до Россиян. Нравственно раздавленными, они спешно ретировались.

Пропасть, колоссальный разрыв в нравственно-культурном воспитании Европейцев и Россиян. И это, скорей всего не рядовое упущение неких родителей. Хотя и оно имеет место быть. Как часто, например, перед эскалатором метро, молодые люди проныривая, обгоняют пожилого человека.
И скорее всего, без необходимости. Едва поднявшись на поверхность, тут же закуривают в безделье.
Или на очереди к врачу в любой поликлинике. Сколько человек, также ни мало не сумятясь, под самыми разными предлогами, норовят проскользнуть в кабинет. Да и люди в белых халатах, нередко снуют из кабинета в кабинет, подчас не решая при этом лечебных вопросов.

Или вот ещё одно наблюдение. Компании цыганок, в недалёком прошлом промышлявших гаданием в людных местах, высмотрев жертву, обязательно зазывали её приблизиться к себе. Тем самым, психологически ослабляя волю пациентки. Выполняя одно за другим указания гадалки, те  подпадали под волю ворожей.
Нередко, для взаимодействия с тем либо иным представителем власти, гражданам необходимо выполнить ряд требований, порой не логичных, и казалось бы, не очень нужных. И это неспроста. Цель, скорей всего та же, что и гадалок.
 
Посмотрим с этой точки зрения на бытующее в Санкт-Петербурге положение о проезда в наземном транспорте. Администрация обязывает кондукторов вторично, вслед за валидатором, регистрировать проездные документы.
Странно представить себе, что в продовольственных магазинах, после произведённого расчёта и выхода за турникеты кассы, у покупателя потребовали бы повторной проверки чека и покупок. Что бесспорно было бы воспринято как оскорбление. В наземном транспорте города, подобное – обязательно. Возникают вопросы:
1) Только ли экономическая целесообразность породила транспортные  нововведения?
2) Положительно ли влияет упомянутая процедура на формирование нравственного климата в городе?
3)Стоит ли на повестке дня, перед руководителями различных рангов в стране, задача формирования цивилизованного нравственного климата?

Любая, даже самая протяженная дорога, начинается с первого шага. Не пора делать шаги, вдогонку за Европейцами?