Безумие Навуходоносора. Ч 3. ВидЕние и невЕдение

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



                Они возвещают вам видения ложные
                и гадания, и пустое и мечты сердца своего.
                Иеремия 14:14               

    
Что же приснилось и взволновало Навуходоносора в ту памятную ночь? На первый взгляд пред лицом царя разыгралась полноценная драма, включающая процветание и гибель дерева-исполина и злоключения его корня.

Однако на самом деле в ночном видении фигурируют лишь огромное плодоносное дерево и некое существо, сошедшее с небес. Все остальное Навуходоносор не видит, а слышит, причем не от Бога, а от вестника-анонима.

        В прологе подымается занавес и открывает исполина, но сцена не оживает – не появляются зловещие
        дровосеки, не падает, распугав зверей и птиц, могучее дерево, не выступает из земли корень-зверь,
        опутанный цепями, и роса не орошает его день за днем…
        Все это Навуходоносор должен был увидеть, а не услышать от кого-то. В финале оковы бы пали
        и освобожденный корень вновь превратился в огромное дерево. Так должно было выглядеть символическое
        исцеление царя и его восстановление на престоле. Но ничего подобного во сне не происходит. 

Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Вопреки пословице, самую важную и драматичную часть видения царю не показывает, а пересказывает уполномоченный Бога. Или не уполномоченный… Или уполномоченный, но не Бога… В общем, личность эта никому не ведома. Из текста вовсе не следует, что глашатая Небес прислал именно Всевышний. Напротив, неведомый пришлец утверждает, что исполняет повеление некоего коллегиального органа - совета то ли праведников, то ли богов, то ли служителей Господа. Он называет членов коллегии «бодрствующими и святыми» (БиС), заставляя всех дивиться, поскольку такая терминология нигде в Библии больше не встречается*.

------------------------------------------------------
       *Особенно непонятным (кто это – боги, духи, ангелы или демоны?) оно должно было казаться вавилонским
          язычникам. Тем не менее, царь-язычник утверждает, что во сне ему явился не кто-то человекоподобный
          («юноша, подобный молнии», «старец в белоснежных одеждах» и т.п.), а именно «бодрствующий и
          святой».
          Каким же образом спящий углядел в незнакомце бдение и святость?
          Даже иудея должны озадачить обитатели Небес, названные «бодрствующими и святыми», поскольку
          бодрствующими в Ветхом завете именуются жители земли - праведники, священники и просто
          бдительные люди.
          «Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради нее скоро освободится от забот»
           (Премудрость Соломона 6: 15)
           «И сказал он мне: `эта комната, которая лицом к югу, для священников, бодрствующих на страже храма;
             а комната, которая лицом к северу, для священников, бодрствующих на страже жертвенника» (Иез 40:
            45-46)
            «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы
            не увидели срамоты его» (Откр 16: 15)
------------------------------------------------------


     Именно они, таинственные БиС, вынесли приговор царю [Дан 4:14], а значит, и суд над ним вершили они же. Так может, и само видение наслали эти БиС и представляют они не Иегову, а синклит вавилонских богов? Как ни странно, такое предположение не лишено оснований и вот почему.

     Во-первых, сам Иегова в сновидении не присутствует. Вестник лишь поясняет, что экзекуция продемонстрирует живущим власть «Всевышнего». Так называли верховного бога, а главным богом Вавилона считался Мардук.
     Во-вторых, нигде не сказано, по своей иль божьей воле действовала коллегия БиС. Только по привычке мы подчиняем ее некому Высшему Судье и отождествляем его с богом иудеев, а не вавилонян или других народов, населявших империю. Современники Навуходоносора воспринимали его сон совершенно иначе.
     И в-третьих, кто сказал, что рассылка откровений является исключительной прерогативой Иеговы? Насылать вещие сны способны и вавилонские Мардук и Син, и Энлиль аккадцев, и Зевс греков, а также боги персов, египтян и мидийцев – народов, окружавших Вавилон, торговавших с ним, проживавших в нем.* Порой в таком гойском сне один из богов даже хлопотал за другого**, то есть выполнял роль посланника «заинтересованного лица» (совсем как во сне Навуходоносора). Таким образом, причастность Иеговы к откровению вообще и к приговору в частности остается под большим вопросом***.

------------------------------------------------------
          *Вавилонский царь Набонид рассказывал, что не раз видел сны, посланные ему богами (разумеется,
            вавилонскими). В этих снах ему являлись Мардук, Син, другие божества вавилонского пантеона и
            давали различные указания.
            Появлялся в его снах и Навуходоносор:
                «Он (Набонид) постоянно подчеркивает свое благоговение к Навуходоносору и даже
                получает от него откровения во снах, когда по поводу какого-то необычайного и
                грозного астрономического явления тот явился к нему на колеснице с жрецом и,
                кажется, удостоверил его законность» (Б. А. Тураев. История древнего востока. Том 2.
                Халдейская династия в Вавилоне)
             Помимо этого, академик Б. А. Тураев приводит фрагменты ассирийских текстов, согласно которым
             бог Мардук в серии сновидений извещает царя об исцелении.
             Вступая на престол, Навуходоносор даже молил Мардука об откровении:
                «Предвечный владыка, вседержитель. Подай, чтобы имя царя, которого ты возлюбил,
                которого имя ты возвестил, преуспевало, согласно воле твоей. Направь его на путь
                истинный…. Страх пред божеством твоим вложи в сердце мое. Подай мне то, что
                благоугодно тебе, ибо ты — создавший жизнь мою». (Б. А. Тураев. История древнего
                востока. Том 2. Халдейская династия в Вавилоне)
              Приходил во сне и бог Энлиль. Например, чтобы сообщить царю Нарам-Суэну о решении уничтожить
           гордый Аккад.
       **Одна из надписей Набонида гласит: «В начале моего царствования боги послали мне сон: Мардук,
           великий господин, и Син, свет неба и земли, стояли по обе стороны. Мардук сказал мне: «Набонид,
           царь вавилонский, доставь кирпичи, отстрой Эхулхул и дай Сину, великому господину,
           поселиться там» …»
    ***Нашим союзником в этом вопросе является православный профессор А.П.Лопухин, который считает,
           что видение Навуходоносора порождено вавилонскими богами: «По излагаемому Диодором
           Сицилийским учению вавилонян, в мире планетных божеств различались божества верховные и
           божества второстепенные, подчиненные первым, так называемые боги-           советники. Одна половина этих
           богов-советников имела смотрение за странами подземными, другая бодрственно смотрела за тем,
           что совершается на земле между людьми и на небе.
           Последние и выступают в сновидении под именем "Бодрствующих".
           Они, как видит далее Навуходоносор, произносят над ним приговор (ст.14). Выраженная этой
           подробностью идея божественного суда не была чужда вавилонянам. По свидетельству того
           же Диодора Сицилийского, они не верили в судьбу и случай, а приписывали все события
          "точно определенному суду богов." И сообразно подобным верованиям на древних вавилонских
           памятниках встречается изображение бога Бела в положении судьи, окруженного низшими
           божествами» (Толковая Библия. Книга пророка Даниила. Глава 4)
------------------------------------------------------


     Отметим и другие пробелы в послании Небес.
Оно подробно рисует жутковатую картину истязания властелина лесов и полей, но старательно избегает любой определенности. Ну, за что Небеса ополчились на громадное дерево? Ведь было оно не гнилым и больным, а крепким и плодоносным, под его кроной находило пищу и покой все живое. Такому исполину-благодетелю жить да жить на радость «полевым зверям и птицам небесным». Увы, их благополучие было принесено в жертву сомнительному и неэффективному «вразумлению» (совсем как при Потопе). Варварское, беспричинное разрушение мира и процветания «всякой плоти» - отнюдь не лучший способ демонстрации всемогущества*. За грубой силой всегда маячат тщеславие, жестокость и деспотизм, она подавляет «плоть», но вызывает в ней ненависть.
   
     Напрашивается и другой вопрос к видению: кто и когда исполнит жестокий приговор? Начнут крушить всё, разумеется, не Бог и не БиС, а кто-то из людей, поскольку небесный посланник нисходит на землю и командует там, как бригадир на лесоповале: «Срубите, обрубите, стрясите, разбросайте». Очевидно, что эту неквалифицированную, деструктивную работу он возложил на обычных лесорубов. Однако после «порубки» наступает время тонких, сложных операций и тогда к экзекуции подключаются какие-то иные силы. Проявляется это в том, что «бригадир» перестает распоряжаться и вместо очередной команды типа «отнимите и дайте» сообщает Навуходоносору, что сердце человеческое у корня (!?) кем-то когда-то «отнимется», а сердце звериное «дастся».
 
     Противоестественное «озверение» корня также не прописано: будут ли это приступы бешенства, чередующиеся с вменяемостью, или длительное безумие с полной утратой человеческого облика? Как скоро оно закончится – через семь месяцев, лет или времен года? И наконец, чем завершится наказание – смертью, исцелением, полным восстановлением величия?

     На все вопросы послание либо дает расплывчатый ответ, либо не отвечает вовсе. Даже прообраз несчастного дерева не назван прямо, и судить о нем приходится по косвенным признакам**. В результате царь - реципиент сообщения - не знает толком ни своего «доброжелателя», ни судей, ни приговора, ни осужденного, ни причин и подробностей его наказания. Тут уж ему не обойтись без интерпретаторов.

------------------------------------------------------
           *Вспоминаются иные, гуманные способы «вразумления» живущих: например, дарование нравственного
            закона, защита от неприятеля, спасение от голода в пустыне, осушение Чермного моря, удерживание
            солнца и луны, «доколе народ мстил врагам своим» и т.д. и т.п.
            С другой стороны, приснопамятное истребление потопом флоры и фауны ничего хорошего не принесло и
            тогда, в древнейшие времена, Бог раскаивался в содеянном.
       **В первом сне Навуходоносора наглядность и символичность вполне уместны, поскольку речь идет о таких
           крупных категориях, как судьба династии, царства, народа. Но зачем во втором сне аллегорически
           изображается конкретное событие в жизни конкретного человека?
           Вероятность ошибки при этом резко возрастает. (В дальнейшем будет показано, что образ дерева
            допускает много самых разных интерпретаций, не имеющих отношения к Навуходоносору) Поэтому
            советник запросто мог ошибиться и исказить смысл послания.
------------------------------------------------------


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



               
                Всякий советник хвалит свой совет,
                но иной советует в свою пользу.
                Сирах 37:7
               
                Пророки твои провещали тебе пустое и ложное
                Плач Иеремии 2:14

                Вот, Я- на пророков ложных снов, говорит Господь,
                которые рассказывают их и вводят народ Мой
                в заблуждение своими обманами и обольщением
                Иеремия 23:32

               

ТОЛКОВАНИЕ БЕЗ ТОЛКУ
    
     Коли нужна интерпретация, найдутся и интерпретаторы. Даниил предлагает свой вариант и на первый взгляд тот выглядит вполне убедительно. Лишь тщательно сравнив его с видением, замечаешь не интерпретацию, а ее имитацию и ловкую фальсификацию.

=====================================================
Пророк не разъясняет видение, а фальсифицирует его
=====================================================
По сути, Даниил всего лишь заменил Царь-дерево Царем царей: «Дерево – это ты, и корень – ты». Тогда поверженный и окованный цепями лесной исполин автоматически превратился в свергнутого царя, а дальше пророк дословно повторил текст оригинала: «С полевыми зверями среди травы – это значит обитать тебе с полевыми зверями и есть траву; роса означает росу; а семь времен есмь семь времен».
 
     Однако банальной заменой Даниил не ограничился. Некоторые важные моменты оригинала он пропустил, другие произвольно перетолковал, третьи (отсутствующие в оригинале) измыслил.
     Так, Даниил проигнорировал загадочный синклит БиС, который осудил Навуходоносора, вынес приговор и поручил его оглашение одному из «своих». Оно и понятно: даниилов монотеизм исключает какое-либо многобожие. Повелевать должен не синклит, а Саваоф. Грозный вестник - не один из небожителей, а единственный и неповторимый. Третьего не дано. Неведомые БиС вершат судьбу Навуходоносора, но они не вписываются в иудейскую версию сна: ведь Даниилу надо, чтобы живущие узрели в бедствиях царя руку Всевышнего. Поэтому мудрец расправился с БиС радикально: нет совета богов – нет проблемы. В его пророчестве эмиссар БиС стал Всевышним и толкователь смело, но бездоказательно приписал осуждение царя ему.
 
     Осужденный, естественно, желает знать, за что он должен пострадать. Как ни странно, всезнающий пророк отвечает на этот вопрос уклончиво - то ли за грехи, то ли во славу Господа.
 
     Вряд ли такой ответ удовлетворил Навуходоносора: грехи есть у всех, а свои он искупал щедрыми жертвоприношениями местным богам - так повелось издревле, так поступали и все его предки. Почему же чужой бог вмешивается в его судьбу, а царские покровители Мардук и Набу его не защищают?

     Наверняка вызвала недоумение и вторая причина наказания -продемонстрировать живущим власть Всевышнего [Дан 4:14]. Почему для этого избран именно он, почему будет наказан именно так, а главное – как ощутят живущие ту сверхъестественную власть? С какой стати народы должны узреть в бедах Навуходоносора руку чужеземного Бога, а не своих кумиров?
 
Обнаружить эту руку и воздать должное именно Иегове совсем не просто. Для этого живущие должны знать о пророчестве, верить, что это - не досужий вымысел и что грозил Навуходоносору не местный бог, а именно Иегова - бог пленных евреев, причем верить слепо - без каких-либо причин и знамений. Знать надо и судьбу царя, дабы усмотреть в ней сходство с пророчеством. Но и этого мало. Чтобы доказать свое всевластие, Богу нужен подходящий временщик. ВРИО Навуходоносора должен разительно отличаться от него в лучшую сторону, то есть быть смирным и послушным. Иначе гордец сменит гордеца, живущие не заметят разницы и не поймут, что Бог наказал надменного. Между тем, Откровение полностью игнорирует вопрос о преемнике.
 
Не соответствует заявленной цели и место наказания. Провинившегося царя Бог удаляет с глаз долой, в изгнание, где его уничижения никто не видит. Доводить его там, в ссылке до состояния животного абсолютно бесполезно, поскольку живущие не увидят и не оценят глубину падения великого монарха. Куда ужаснее смотрелся бы безумный царь на улицах города. Вот там его превращение в зверя действительно заставило бы многих призадуматься.

Излишне долгим кажется и срок наказания. Если Навуходоносор и впрямь отсутствовал 7 лет, то за это время все страсти поутихли и подзабылись. Пожилые свидетели громкой отставки умерли, так и не узнав о его возвращении. Молодые свидетели возвращения не знали всей предыстории. … В общем, долгое отсутствие Навуходоносора заметно снижало эффект вразумления народов. Разумнее было вернуть Навуходоносора вскоре после свержения, когда память об этом еще свежа.
 
Наконец, и БиС, и Даниил ни словом не обмолвились про «обновленного» Навуходоносора. Каким он стал? По горячим следам царь, конечно, возвестил «знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог». Но что стало с ним потом, когда «возвратились к нему сановитость и прежний вид его и величие его еще более возвысилось»? Не стал ли Его Величество гордиться и надмеваться больше прежнего? В этом случае все усилия Всевышнего по вразумлению живущих пошли бы насмарку.

Короче, только массовая вера в ночное откровение и в авторство Иеговы, богопослушный преемник, многочисленные свидетели падения, прозябания и возвращения царя, и наконец новый, усмиренный Навуходоносор, совокупно могли бы повлиять на живущих.
    
Даниил отлично понимал, что народы империи не поверят владычеству Иеговы над царством человеческим*, и потому благоразумно сузил горизонты: оказывается, Бог собирался образумить не всех живущих, а одного лишь царя [Дан 4:22-23].
К сожалению, даже эта урезанная цель недостижима, ибо вразумляться (то есть размышлять над своей судьбой) царю полагалось на цепи, в состоянии безумия или бешенства. Прямо скажем - не самое подходящее время для размышлений.
 
Пришлось Даниилу вновь браться за ножницы и исключать из своей версии всякое упоминание об «озверении» и «узах железных и медных». Пусть будет так: по воле Бога царь, словно первочеловек, будет жить под открытым небом, питаться травой (иначе говоря, - растительной пищей)** и постепенно вразумляться. Мол, на природе лучше думается.
 
Но какие открытия он может сделать в таких условиях? Истинной причины наказания (гордыни) Навуходоносор никогда не дознается, поскольку грехов у него накопилось немало. И каких! Чего стоят хотя бы захваты чужих земель (не укради!), убийства на поле боя и казни внутри страны (не убий!), изготовление золотого идола-«тельца;» и поклонение ему (не сотвори!), ежегодное совокупление с великой жрицей (не прелюбодействуй!) … А порабощение богоизбранного народа, опустошение святого града Иерусалима, разрушение храма Иеговы, присвоение его священных сосудов? Где уж тут догадаться о гордыне!
 
Познать на себе власть небесную? А разве Навуходоносор когда-нибудь ее отрицал? Он строил храмы, приносил жертвы, вопрошал гадателей о воле богов… Иегове он никогда не поклонялся и если на склоне лет утратил религиозное рвение, то разбираться с ним должен его собственный бог – «обиженный» Бел-Мардук.
Примерно так, вероятно, и размышлял бы в уединении безумец, если б он был способен размышлять.

------------------------------------------------------
       *Лет через 30 пирующий царь Валтасар и его многочисленные гости бесстрашно оскверняют священные сосуды
         иерусалимского храма, ничуть не страшась гнева Вседержителя, хотя Валтасару известна история
         Навуходоносора. Один этот эпизод уже доказывает, что преподать народам масштабный урок Саваофу не
         удалось.
    **В свое время Бог и Адаму предписал есть траву: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя,
         какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие
         будет в пищу»  (Быт 1:29)
------------------------------------------------------


      Думать изгнаннику придется долго, полных семь времен, зато потом его ожидает сюрприз: пророк твердо обещал царю то ли возвращение, то ли сохранение власти, хотя в видении прямо об этом не сказано.

Смутный намек на возвращение можно усмотреть в словах «Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми». Однако, так можно говорить и о власти Бога вообще, безотносительно Навуходоносору. Или называть уничиженным того изгоя, которого назначат подменным царем вместо Навуходоносора*. В любом случае это лишь слабый намек на важнейший исход воздаяния. Особенно заметна невразумительность финала на фоне прочей конкретики: про дерево говорится, что оно большое, крепкое, высокое, с листьями, плодами, питающими птиц и зверей; покончить с ним надо капитально - срубить, обрубить, стрясти, разбросать; корень его велено сохранить, на цепь посадить, с животными поместить, сердце подменить… В общем, по пунктам расписано все, кроме эпилога.
 
Даниил потому и хватается за главный корень, что о его процветании сон молчит. Потом из зверокорня возродится могучий исполин, то есть великий государь, уверяет Даниил, хотя в видении ничто не прорастает, и никто не возрождается.
 
Получается, что корень является хранителем власти. Однако чуть раньше величие и власть царя Даниил сравнивал с могучим деревом. В таком случае голый корень, оставшийся без ствола и кроны, - это человек, лишенный скипетра и короны (власти). Человек, сохранивший жизнь, но не царство. Никаких признаков будущей реставрации власти в этом образе нет.
Короче говоря, из текста Послания не следует, что Небеса планировали вернуть Навуходоносора на трон.

------------------------------------------------------
      *Если в приведенном Синодальном переводе еще можно усмотреть намек на то, что Бог способен вернуть на
        трон того, кого Он сбросил и унизил (как Навуходоносора), то в современных переводах этого
        намека уже совсем нет. Скорее, речь идет о людях исходно жалких, ничтожных, которых Бог, если
        захочет, возносит на вершину власти:
                «чтобы познали живущие, что Всевышний властвует над царствами смертных, отдает их тому,
                кому пожелает, и ставит над ними последних между людьми» (Ветхий Завет, новый
                русский перевод Библии, IBS 2010)
                «Пусть все живущие знают: над царством человеческим властен Всевышний. Дает Он его,
                кому пожелает, и даже низшего из людей на царство возводит» (Перевод Е. Б. Смагиной)
------------------------------------------------------

Еще раз Даниил отступил от текста приговора в самом конце своей речи: несмотря на безапелляционный приказ Неба «Срубить и заковать», он заверил царя, что приговор не окончательный и наказание можно отсрочить (!?).
    
Такое вольное обращение с оригиналом внушает сомнения в добросовестности и беспристрастности царёва советника. Но Даниил не простой консультант, он - пророк Всевышнего, в нем дух Святого Бога, который избрал Даниила посредником между Небом и Землей (по крайней мере, так утверждают царь Навуходоносор, царица и сам Даниил). Единожды отступив от священного Слова в угоду мирским соображениям, избранник Небес подрывает доверие к себе и своей высокой миссии.
 
     Впрочем, пророк, скорее всего, не исказил Божественное Откровение (если никакого Откровения не было), а использовал причудливый сон (или выдумку) царя для лжепророчества. Что ж, в этом случае Господь Бог возвращается на небо, а действующие лица самостоятельно разыгрывают свой спектакль на грешной земле.
    
            
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


ГЛАС БЕЗ ПРИКРАС
    
     С совещания в тронном зале мы сразу попадаем в царские чертоги и слышим Голос, но на деле от видения до Гласа минул год. Двенадцать месяцев, день за днем царь в страхе ждал жестокого удара, но возвещенный ужас все не наступал. Мало-помалу видение начало бледнеть и вот тогда – ровно год спустя - Небеса вновь напомнили Навуходоносору о приговоре.

=====================
      Глас Божий или
     глас человеческий?
=====================
На сей раз Высший Суд не витийствовал, а выражался прямо и недвусмысленно. Даже слишком прямо, слишком подробно и слишком недвусмысленно. Вместо краткого торжественного резюме вроде: «Тебе говорю Я, Господь: судьбы свершился приговор!» педантичный Глас воспроизвел целиком весь прошлогодний приговор. Но зачем? К чему эти подробности, раз год назад осужденный уже выслушал этот вердикт? Даже если царь начисто забыл грозное прошлогоднее видение, заботливое напоминание «сверху» не имело смысла, поскольку разум тут же покинул монарха. Покинул надолго, со всеми воспоминаниями и напоминаниями. Стало быть, весть эта назначалась не царю.

     К тому же нелепо наедине обращаться к правителю со словами «Тебе говорят, царь Навуходоносор»: кому же еще, коль нет других? Такое обращение уместно, когда царя сопровождают посторонние. Они не знают иль не помнят прорицанья и могут превратно истолковать ту метаморфозу, которая сейчас произойдет с их господином (какие-то люди схватят его, сорвут корону, закуют в цепи.… Да уж не переворот ли это?) Вот кто-то и уводит мысли свиты и охраны в потребное – мистическое - русло.
 
     Если этот «кто-то» - Силы Небесные, то спустя год они, естественно, должны продублировать их собственное прошлогоднее решение. Но здесь нас ожидает новый сюрприз: неведомый голос почти дословно повторяет не Вышних, а речь придворного вещателя Даниила-Валтасара.

          Вот как звучал вердикт, вынесенный коллегией БиС (в видении): «будешь в узах железных и медных среди полевой травы орошаться небесной росою, и с животными будет часть твоя в траве земной. Сердце человеческое отнимется у тебя и дастся тебе сердце звериное и пройдут над тобой семь времен… дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми».

Неумолимый голос использовал другую редакцию приговора, отличную от прошлогодней: «И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!»

     Зато такая редакция практически на 100% совпадает с прошлогодней речью Даниила: «тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет»

     Вдобавок ко всему незримый оракул старательно дистанцируется от происходящего – он, дескать, только оглашает приговор, а исполнением займутся некие «они». Такое самоустранение не похоже на Всевышнего, год назад осудившего царя.

Самоустранение вестника выражается в том, что он
1. Не представляется (не «тебе говорю Я, Господь», а - «тебе говорят»)
2. О Всевышнем говорит в третьем лице, как о постороннем (не «Я, Господь», а «Он, Всевышний»)
3. Об исполнении приговора и его исполнителях высказывается неопределенно («царство отошло», «от людей отлучат», «будут кормить», «времена пройдут»)* 

      Итак, при ближайшем рассмотрении Глагол Небес начинает терять горний ореол. Терять оттого, что «гласящий» скрывает свое имя, дистанцируется от экзекуции, возвещает то, что уже известно, напоминает тому, кто сразу забудет, цитирует не Бога, а человека …. Действительно ли это Высший Суд? Чтобы развеять подозренья и голос Божеству вернуть, нужны Глагола очевидцы, но Даниил о них молчит. Да и кого тут призовешь в свидетели «отлучения»? Сам Даниил был неведомо где. Царь ненадежен, ибо потерял рассудок. Наконец, свита и охрана если и слышали что-то, то не Глас Небес, а гулкий голос откуда-то сверху. Недолго и обознаться**.

------------------------------------------------------
       *Бог Саваоф способен выражаться гораздо яснее:
                «Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим» (Суд 2:1)
                «Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки
                Мадианитян; Я посылаю тебя» (Суд 6: 14)
               «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку» (Исаия 42: 6)
               «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути
                его и по плодам дел его» (Иеремия 17: 10)
               «пошлю на вас голод и лютых зверей, и обесчадят тебя; и язва и кровь пройдет по тебе, и
                меч наведу на тебя; Я, Господь, изрек сие» (Иез 5: 17)
      **Дело-то происходит не на открытом воздухе, а в чертогах, где могут быть ниши, потайные
          помещения, амфоры и т.п. предметы, превращающие голос в гулкий и таинственный! Не
          будем забывать и о чревовещателях, которые удивляли публику во все времена, в том числе –
          и в нововавилонские.
------------------------------------------------------

     Так вслед за сочинителем и отправителем видения под подозрение попадает «глас судьбы». Его приговор чересчур похож на пророчество Даниила и, что важнее, заметно отличается от царского сна. То прошлогоднее видение походило на фантазм язычника, с Мировым деревом, пышной природой, пантеоном богов, крушением мира и заточением героя. Даниил же тогда, на совещании искусно подменил Святых (богов) на Святого (Всевышнего) и перетолковал фантазию в духе монотеизма. И вот теперь хозяин таинственного голоса (кто бы он ни был) просто цитирует заключительную часть Данииловой речи.

И напрасно: негоже Вышнему повторять за суфлером. Не по чину. Да и впросак попасть можно - суфлер ведь человек и от ошибок не застрахован.
 
По какому праву он позволяет себе говорить то, чего не было в Послании – про отлучение от людей, про возвращение к власти?  И наоборот, замалчивать то, что в Послании было – об узах железных и медных, об озверении.
Во сне Навуходоносор узнает, что закованный в цепи, он будет сам добывать себе пропитание в полях. Даниил же предрекает, что Навуходоносора отделят от людей и будут кормить травою, как вола, то есть где-то в уединении о нем будут заботиться.
 
Такое будущее неотвратимо, утверждает сон. А Даниил обещает царю отмену приговора, если тот «искупит грехи свои правдой и беззакония милосердием к бедным».
Навуходоносору снится, что его судьба будет уроком для всех живущих, а Даниил видит в ней урок лишь для Навуходоносора…

Малозаметные, но существенные различия доказывают, что у видения и «Глагола» были разные источники. Так кто же они? Принимая во внимание многочисленные противоречия, отмеченные в сновидении, будем считать его игрой болезненного воображения. Возможно, сон был навеян местными богами, но уж никак не Иеговой. Всевышний не посылал и, естественно, не расшифровывал для Даниила чужой сон. Интерпретируя видение, Даниил полагался на собственный опыт и, возможно, на какой-то заранее подготовленный сценарий. Из уст человека прогремел и «глас судьбы», через год повторивший Даниилову интерпретацию*. 
 
------------------------------------------------------
       *Далее будет показано, что «отлучение» Навуходоносора могло быть дворцовым переворотом.
         В этом случае о свержении царю объявлял кто-то из заговорщиков, а Даниил впоследствии
         отредактировал приговор «под Всевышнего».
------------------------------------------------------



Продолжение следует.


(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).