Рядом с грозой

Татьяна Пороскова
Озеро Святое.
Первый раз увидела его близко в девяностом году.
Огромная чаша чистой воды.  Весной, пролетая мимо, на него всегда садятся отдыхать большие стаи лебедей. Взлетают с волны осторожные утки.


Озеро  вытянутой формы. В него втекает речка Чёрная. А вытекает речка Тавеньга. Родилось в Ледниковый период. Неподъёмные камни валуны тащило с севера, они бороздили земли, оставляли за собой озерца и озёра.
Как называли озеро раньше?  Неведомо.

 А я увидела его  в обрамлении соснового бора. Ветер гнал волну, и хмурилось небо. Шумели на том берегу сосны.
Видно, решив меня испытать, местная жительница пригласила сесть в лодку и переплыть на другой берег.

Я плавать не умела, была в нерешительности.  Она оттолкнула плоскодонку, села за вёсла. Мне казалось, что вода  плещется совсем рядом. Лодка шла медленно, преодолевая ветер.

Небо заволокло тёмными тучами. Вдали грохотал гром,  сверкали молнии.
Но вот и берег. И я бы пошла  пешком. Но моя спутница сказала:
- Муж заругается, если лодку я оставлю здесь.

Обратный путь по озеру запомнился  на всю жизнь. Гроза была прямо над нами. Начался ливень. Да такой силы, что дома я обнаружила:  белая футболка окрасилась в красный цвет моей куртки.

Молнии сверкали на тёмном небе. Частые и сильные потоки дождя сливались с чёрными  волнами.
Я ещё не умела молиться, но всей душой просила высшие силы отпустить нас  с озера, вернуть на землю.

Совершенно промокшая и напуганная, пришла домой.

В другой раз мы попали в грозу, когда пошли с дочкой за черникой на Горское болото. Только дошли до черничника и стали брать первые ягоды, как услышали близкие раскаты грома. Собирать мокрую черники с сырых кустов – бесполезное занятие. Пальцы быстро коченеют.

 Мы пошли домой и сразу же попали под сплошной ливень. На нас не было сухой нитки. В сапогах хлюпала вода. Голенища стучали и чавкали по ногам. Мы то и дело снимали сапоги и выливали из них воду. А в это время молнии били то перед нами, то позади нас. И прятаться куда-то было бесполезно. Одна надежда на старое гумно на возвышенности.

Когда оказались под крышей гумна, то облегчённо вздохнули.

Снова вылили из сапог воду и стали ждать, когда раскаты грома  стихнут.

Всегда выключаю пробки из счётчика во время грозы. Отец научил меня считать от вспышки молнии до первых раскатов грома.
Бывали случаи, когда   из электрических розеток вылетали с щелчками искры.

А однажды во время грозы  в комнату, где был маленький ребёнок, просочилась шаровая молния. Ещё молодая бабушка, как загипнотизированная, смотрела на огненный шар, который проплыл над кроваткой спящей двухлетней внучки и  ушёл в щель под потолком. Место это обуглилось.

В другой раз на Урале во время грозы огромным градом у многих разбило стёкла в домах. Я сидела в углу, подальше от окон, прижав к себе ещё маленького сына. А утром  все пострадавшие шли за стёклами на колхозный склад. Стёкла давали бесплатно.

Иногда гроза, словно по чьей-то воле, ходит над деревней по кругу часа три. А рядом, в нескольких километрах, совершенно сухо.

Недавно мы были на кладбище и увидели огромную сосну, выросшую на старой могиле. Основание её было обуглено и частично выгорело. Это значит, что молния ударила в сосну и ушла в землю.

А рядом над нами поднимались стройные молодые корабельные сосны. И вершинки их, словно гигантская трава, послушно ветру клонились то в одну, то в другую сторону.

Беспомощен и мал человек перед стихией.


фото автора