Ворона атакует. С дополнениями

Евгений Борисович Мясин
Фото из интернета

В детстве ворона чуть было не принесла мне неприятности. Мы жили в коммунальной квартире на три семьи. Жили дружно, не так как соседи в Вороньей Слободке у Ильфа и Петрова. Но однажды мы с соседями чуть не поссорились. Холодильников тогда еще не было, но на кухне под окном был большой так называемый холодильный шкаф-стол. В шкаф убирали часть продуктов, а еду на утро обычно оставляли на рабочей поверхности под открытым окном. Как-то раз из оставленной матерью на ночь кастрюли пропало мясо. Подозрение пало на меня с сестрой, поскольку мы иногда с ней вставали ночью и утягивали кусочки приготовленной матерью вечером на следующий день утки или курицы. Сестра норовила стянуть ножку, но я более умудренный в практических жизненных вопросах, резонно останавливал ее: - Ты, что, ножек всего две, съешь одну – сразу заметят. Бери из середины, там кусочки не считаны. Но подозрение о краже мяса из кастрюли мы отвергли с негодованием.

 Через пару дней история повторилась, только на этот раз была разорена кастрюля соседей. Напряжение и взаимное недоверие нарастало.  Но к счастью буквально на следующий день всё разъяснилось. Потенциальные воришки были реабилитированы. Ночью кто-то из взрослых вышел на кухню, включил свет,  и …всё стало ясно. Воровкой оказалась ворона, которая повадилась влетать в форточку, скидывать крышки с кастрюль и лакомиться вкусненьким. Ворона от неожиданности заметалась по кухне, а потом стремглав вылетела в открытую форточку. С этими умными и наглыми тварями мы сталкивались и раньше, когда зимой вывешивали за окно сумки с продуктами. Случалось, что сумки оказывались расклеванными. Но то, что ворона отважится проникать в квартиру через форточку, конечно, в голову ни кому  не могло прийти.

Одно время будучи взрослым и женатым  я жил на улице Дружба. Кто знает, там напротив посольства КНР есть замечательный парк с большим бассейном в центре, в котором летом плавают лебеди, а потом и утки. О войне между ними - это отдельный разговор, может я к нему когда-нибудь вернусь, сейчас же разговор пойдет о воронах. Обычно они малозаметны. Но когда  днем там появлялась одна пожилая женщина. вдруг со всех сторон слетались целые стаи ворон. Они кричали, прыгали вокруг, облетали ее со всех сторон - всё это напоминало Хичкоковский фильм птицы. Женщина же шла быстрым шагом и из своей сумки разбрасывала им какую-то еду. Из-за еды у них шла настоящая вакханалия. Я неоднократно наблюдал эту картину. Удивительно то, как они быстро собирались, когда эта женщина только появлялась в парке.

Один раз зимой я решил проверить эффект их оповещения и сбора. У меня испортилась варено-копченая грудинка. Я её нарезал на мелкие кусочки и направился в парк. Никаких ворон поблизости не было. Присел на лавочку. увидел пару голубей и бросил пару кусочков. Пока голуби раздумывали невесть откуда появилась ворона и села чуть в стороне явно приглядываясь ко мне. Я бросил в ее сторону еще один кусочек. Ворона отскочила, возможно ожидая подвоха. В это время голуби начали долбить первые кусочки. Ворона каркнула и запрыгала к голубям, шуганула одного из них, схватила нерасклёванный кусок и отлетела в сторону. Угощение ей явно понравилось. Она громко закаркала и подлетела к куску, который она побоялась трогать вначале. Я достал из сумки еще пару кусков и кинул в ее сторону. И вдруг со всех сторон к моей скамейке стали слетаться вороны. Я щедро разбрасывал свои запасы, а вороны их хватали и отскакивали в сторону. Их было так много, что мне стало страшно. Я встал и, швырнув остатки подальше, быстро-быстро двинул в сторону дома. К счастью, они меня не преследовали, как и женщину, когда у той заканчивалась кормежка. Видно, понимали, что халява для них не будет иметь продолжения.

Но на этом мое знакомство с воронами на Дружбе не закончилось. Я уже сказал, что парк вдоль улицы Дружба и между Ломоносовским и Университетским проспектами был райским уголком, оазисом в каменных московских джунглях. Особенно хорошо там было весной и летом. Свободно спланированные дорожки, газонные островки между кустами и деревьями, лебеди и утки с утятами, поющие по ночам и ранним утром соловьи – всё это, если не особо приглядываться по сторонам к практически незаметным за деревьями домам, создавало благостное впечатление, что ты, наконец-то, вырвался загород на природу. Из-за маленьких детей я прекратил свои пешие и велосипедные походы и чтобы поддерживать физическую форму начал бегать по утрам.

Иногда делать это мешали  собаки, которых здесь многие выгуливали. Особенно меня раздражала дама с собачкой, крохотной, но злобно лающей и постоянно пытающейся меня укусить за пятки. Один раз я не выдержал и психанул. Я притормозил и даже не разворачиваясь лягнул  эту шавку. Что тут поднялось – завизжали обе особы, но я, не останавливаясь, продолжил свой бег трусцой, не обращая внимание на сыплющиеся мне в спину проклятия. К моей радости эту сладкую парочку я больше там не встречал. Но вот после этой истории и начались мои приключения с одной из ворон.

Я, как обычно, бежал себе, бежал, но вдруг на дальнем конце парка на повороте что-то хлопнуло мне по макушке, я успел  заметить метнувшуюся птицу. Это была ворона, которая,  пролетев метров десять, взгромоздилась на сосенку, при этом явно победно она поглядывала на меня. Я остановился и попробовал ее вспугнуть криком, но она не реагировала, хоть и сыра у нее во рту не было. Вокруг было чисто, ни палки, ни камней поблизости не было. Пришлось ретироваться и продолжить свою пробежку, но ворона еще раз попробовала спикировать на меня, но я уже был на чеку, заранее поворачивался к ней, и она отлетала в сторону. Явно лицом к лицу она встречаться не хотела. Это повторилось еще пару раз пока я не добежал до поворота в обратную сторону парка. Здесь ворона отстала и более меня не преследовала.

 Жена, когда я поделился этой неординарной историей,  предположила, что ворона охраняла свое гнездо или выпавшего вороненка, но ни того, ни другого я поблизости не заметил. Пару дней – были выходные – я не делал утреннюю пробежку и совсем забыл об этом приключении. А зря. Утром на том же самом месте история повторилась. Опять нападение сзади, шлепок по голове, видно, ворона меня не клевала, а пыталась ударить лапами. От ее когтей меня спасала тогда ещё густая шевелюра. Я разозлился. Ворона пристроилась на ближайшей сосне на высоте метров четырех и победно закаркала.  Опять же вокруг не было ничего подходящего, чтобы наказать хулиганку. Тогда я вытащил связку ключей и швырнул в нахалку, конечно, промахнулся, ветки помешали. Ворона перелетела на соседнее дерево. Швыряться ключами больше я не рискнул, они могли зацепиться за ветку или затеряться в траве. Пришлось ретироваться. Ворона, как и в первый раз, проводила меня до поворота.

На следующее утро я вооружился. Нашел несколько подходящих по размеру гаек и отправился на «охоту». Но теперь я был настороже. Бежал и постоянно оглядывался.  При первой же попытке вороны спикировать я замахал руками, и она отлетела в сторону, пристроившись на ближайшей сосне. Запущенная в неё гайка, срикошетив от прикрывающей ворону ветки, всё-таки попала в нахалку, но видно не очень сильно. Она даже не закаркала, а как-то хрипло крякнула и быстро улетела. С тех пор я ее не видел, хотя первое время соблюдал осторожность, прихватывая на всякий случай пару гаек. А вскоре мы поменяли место жительства, и  эта странная «воронья» война осталась забавным воспоминанием.

Дополнение

 Увидел, что тема ворон актуальна для многих читателей и решил дополнить её своими ответами на рецензии моих читателей.

Вороны не любят собак и дразнят их, иногда коллективом. Одна крутится перед носом, а другая клюет сзади. Кошек они остерегаются, те ловко прыгают и могут здорово цапнуть лапой. Они коллективом могут украсть корм у собак, тем же способом.

Помню, как под Новый год мы (Сотрудники института) остатки торта выложили за окно. Наш отдел располагался на первом этаже. Тут же одна ворона отщипнула себе кусок и сразу проглотила, а остатки закопала в снег. На следующий день она прилетела, стала снег разрывать, но, видимо, ее товарки этот схрон обнаружили и "наша" ворона, не найдя закладку, от досады громко, как говорится, во всё воронье горло обижено каркнула. Так что экономия её подвела.
Это дополнение общих сведений о поведении ворон и еще один факт из личного опыта.