Памятная встреча

Николай Руденец
    В забайкальской тайге у меня была заветная поляна  моховки. Редко в какой год в тех суровых климатических условиях удается ягодникам запастись этой ягодой: то весенние заморозки убьют цвет, то она смывается  ливневыми дождями.
 
   Обнаружил я ее случайно. В тот год таежная ягода не уродилась. Проверив знакомые ягодные места, я  с пустой тарой возвращался к машине.  Пересекая  распадок с небольшим  ручьем, берега которого были покрыты  моховником, я стал проверять  ягодник.  Поднимался  по ручью до тех пор, пока он не потерялся  в каменистых россыпях, но ягоды так и не обнаружил. Уныло посмотрев на  сухое русло ручья, уходящее в сторону  непреступной стены  кустарника, я уже хотел покинуть распадок, но, увидев на южном склоне голубичную поляну,  поднялся к ней и  обнаружил на кустах кое-где ягоду. С надеждой, что заморозки  пощадили ягодники, расположенные выше по рельефу, я решил проверить их. К моей радости догадка  подтвердилось.  Мне все чаще и чаще  стали попадаться голубичные кусты, усыпанные ягодой.

   Поднявшись к продолговатому скалистому уступу, я увидел примкнувшую к нему   поляну, изрезанную водяными жилками так, что ее поверхность смотрелась мозаикой составленной из многочисленных отдельных островков. Спустившись к ней, я попробовал воду. Она оказалась холодной и без болотного запаха.   По краям поляны  стояли кусты смородины с еще не вызревшей ягодой, а островки были покрыты мхом, в котором прятались спелые до малиново-фиалетового цвета  гроздья моховки, местами  свисавшие  почти до поверхности воды.
 
 Полюбовавшись творением природы, я за короткое время заполнил  ароматной ягодой свой почти двухведерный «горбовик» и окрыленный вернулся домой.

  Мы жили на последнем этаже в пятиэтажном доме, но когда жена варила варенье из моховки, то  аромат заполнил весь подъезд. Соседка с первого этажа, имевшая дачу, на которой в это время кроме начавшей созревать малины другой ягоды еще не было,  определив  источник  вкусного запаха, в шутливой форме потребовала от моей жены объяснения. Та рассказала ей о моей удаче, и угостила любопытную соседку ароматным вареньем.

.  На следующий день я возвращался из гаража домой вместе с Федром  Ивановичем, Однажды  мы вместе  бродили  по тайге в поисках ягоды. Нагрузка для него оказалась настолько непосильной, что он зарекся участвовать в моих таежных походах. Муж соседки сидел на лавочке в облаке сигаретного дыма и встретил меня с укором:
    - Не по-соседски поступаешь.
    - О чем ты?
    - По твоей милости  моя жена меня в тайгу гонит. Хоть бы
показал поляну с моховкой.
    - Куда тебе с прокуренными легкими с таежником тягаться, -
рассмеялся Федор Иванович. - Копайся на своей даче и радуйся  жизни, - вразумил он соседа.
    - Бросишь курить – обращайся, - подал я надежду соседу.

   В следующий сезон от знакомых таежников я узнал, что весенние заморозки опять погубили таежный урожай. И все же я поехал на поиски лесных даров с уверенностью, что мою поляну морозы обошли и на этот раз. Выйдя к ней, я по-хозяйски осмотрелся, и, убедившись, что урожай не хуже прошлогоднего, хотел начать сбор. Но вдруг на противоположной стороне заметил мужика и   удивился, так как, подъезжая  к поляне по заброшенной лесовозной дороге,  по которой  редко кто отваживался ездить, я не видел следов транспорта.   С плохо скрываемой досадой я подошел к конкуренту  и поздоровался. Он внимательно посмотрел на меня из-под кустистых седых бровей и, протянув руку, с доброй улыбкой представился: «Егор  Васильевич». Обменявшись рукопожатием, я назвал себя и удивленно спросил: «А вы откуда заехали?»
   - С соседнего распадка, -  кивнул он в сторону водораздела. – Там  заморозки прошлись, а тут повезло - сразу вышел на эту чудесную поляну. Пригрелась у скалы, поэтому мороз и обошел ее.
   - Вы один?
   - Я люблю бывать в лесу один.  Отхожу от жизненных передряг.
   - Кто же вас  расстроил? – сочувственно спросил я.
   - Вообще-то я мужик золотой, но если расковырять позолоту, то такое полезет.…   Привела дочь в мой дом жениха. Скользкий тип. Пытался я ей раскрыть глаза, но куда там – любовь!  На неделе, проверив свои награды, не обнаружил самого дорогого для меня ордена!
  И Егор Васильевич рассказал, за какой бой  его получил. Разведчики под обстрелом переплыли Дунай, захватили плацдарм и удерживали его до подхода главных сил. Когда немцы  окружили их, то они вызвали огонь на себя. Шансов выжить, почти не было. Егора тяжело ранило.
    - Вы подозреваете в краже ордена жениха дочери?
    - Он взял, - и с тяжелым  вдохом добавил: -  Выгнал я его вместе с дочерью из дому в надежде на то, что она поумнеет. А сейчас корю себя за гнев. Уже третий день  восстанавливаюсь. На той стороне водораздела у меня зимовье. Приходи в гости.
 
   Я поблагодарил за приглашение и одобрил его решительность:
    - Такое вероломство трудно выдержать!
    - Все из-за денег! А каким путем они добыты, и что за человек владеет ими, мало кого волнует, - с горечью произнес Егор Васильевич и после тягостной паузы спросил: - Твоя плантация?
    - Теперь ваша, –  с улыбкой уточнил я.
    - По твоему виду я понял, что залез в твой огород. Не расстраивайся. Здесь ягоды много.
    -Не скрою. Расстроился, когда увидел вас. А сейчас очень рад
нашей встречи. Это ж надо,  забраться в такую глушь, чтобы встретиться с таким героическим человеком! - восхитился я Егором Васильевичем.
 Он обречено махнул рукой и с обидой сказал:
    - Кому этот героизм сейчас нужен?!
    - Не все еще потеряно, - попытался я его обнадежить.
    - Поживем - увидим. Давай собирать ягоду, а то заболтались.
    - Пойду на свою позицию, - подчинился я и перешел на противоположную сторону поляны.
 
   Через некоторое время правее от места, где остался Егор Васильевич, я вдруг заметил, как за кустом смородины мелькнула голова в женском платке. Я удивился неожиданному появлению женщины и решил с ней переговорить.
    - Здравствуйте! А вы откуда заехали? –  вежливо спросил я.
    - Это ж я! –  поднялся из-за куста Егор Васильевич, и мы расхохотались.
    - Мазь забыл, а гнус совсем заел. Вот и пришлось платком жены  укрыться.
   Я протянул Егору Васильевичу тюбик с мазью и пошутил:
   –  Больше так не пугайте.
   Егор Васильевич взял мазь и с улыбкой успокоил меня:
   - Вряд ли кто еще сюда забредет. Эта поляна открывается только  таежным бродягам! Моховки я уже набрал, а по пути к тебе наткнулся на вызревшую смородину.
 
   Расставаясь, Егор Васильевич  предложил:
   - Давай созвонимся и в следующем году  в это же время здесь встретимся.
  Я с благодарностью согласился, записал его номер телефона и с легкой душой расстался с ним.
 
   В следующем году, поздравляя Егора Васильевича с Днем Победы, я порадовался за него. Дочь обнаружила у жениха пропавший орден и вернула его отцу, а с вором рассталась.
 
   С Егором Васильевичем  мы больше не встречались.  Он переехал к сыну в Приморский край и связь с ним оборвалась. Но когда  я бывал на заветной поляне, то с теплотой вспоминал ту встречу с легендарным человеком.
                1996 г.