Самовар - чай. Беженский дневник

Гукк Альвина
Сегодня тридцать первое марта две тысячи шестнадцатого года
Сегодня  четверг

Занятие было спокойно-обстоятельным, в двух группках, можно было  поработать с каждым. Я успевала объяснять задания, выслушивать их понимание, мы проговаривали   хором и в диалогах всякие ситуации, упражнялись в произношении новых слов и выражений. 
Очень хорошо посмеялись  на звуке «ц». Не, цэ  "ц"- не из восточной  фонетики! "Ц" только один раз на  пятой пробе с  трудом у кого-нибудь получится, а потом они  опять как спрыгивают с него  и снова на беспомощный звук «с» садятся. Но кто уже хоть раз уловит способ  формирования звука "ц", тот все же постепенно оседлает его, при старании. Мне так хочется.

Когда мы дошли до напитков,  Кобра (Ну, и имя у этой мечтательно-рассеянной   женщины...) вдруг «объяснила» мне что-то на фарси, я уловила «чай» и ответила, да-да, по-русски именно «чай» говорят. Она тут же  Кадише стала это передавать.
Кадиша робко-удивленно оживилась и заговорила, ее  голосок  как по шелку шелковыми нитками заструился, я ее редко когда слышу, да еще чтобы она «много» говорила.
Я из ее шелка неожиданно выудила раза два слово «самвар-самвар».
Не может быть! Теперь уже я оживилась-восхитилась, повторяю: «самовар, самовар»,  изобразила руками его форму, с трубой сверху, показала, как его разжигают. Кадиша закивала энергично,  заулыбалась. Ее лицо как из тисков освобождается, когда она улыбается.

И какое прекрасное озарение я в этот момент на ее лице видела!

А  она – что? Еще тот, с трубой помнит? Везде уже и электрические только как сувениры по углам стоят. Где же она настоящий-то в действии видела?
А с другой стороны,  в Казахстане по деревням и аулам еще ох, как ведерными самоварами пользуются, особенно летом, во дворе их разжигают.
 
Да, но чтобы русское название «самовар»  в язык фарси вошло, надо, значит, чтобы этот предмет имел там колоссальное распространение.  Ну, так, значит, имел  самовар там такое  значение-распространение. Не зря же Тула именно самоварами славилась, еще в позапрошлом веке.

При слове «тульский» что вспоминается? Тула  - Город-Герой.  Тульское ружье -  «тулка», тульская гармошка,  тульские пряники, и, естесственно, тульский самовар!

И  если вспомнить, то именно Афганистан был когда-то первым государством,  признавшим Советский Союз, еще кажется,  Советскую Россию. 
Да и до того, до двадцатого века Афганистан с Россией имел прочные экономические связи.
Но там  опять же, те англичане со своим натиском на Индию жутко постарались Россию из Ближнего Востока выбить.
 
Но что-то осталось.
Тот же «самвар».
То же одинаковое произношение китайского слова «чай».

И вот мы теперь смотрим с Кадишей друг на друга, и улыбаемся навстречу, словно родственника общего признали.
 
И на мгновение я  будто дома  побывала,  дома, в русском языке.
И у соседей в  Казахстане.  У соседки Кадиши.
               


                01.04.2016