Привидения в пушкинском доме - талейран-

Станислав Стефанюк
                ПРИВИДЕНИЯ  В ПУШКИНСКОМ ДОМЕ
                ТАЛЕЙРАН               
               
Через несколько вечеров на том же месте, примерно в такой  же тихий вечер,
когда я перелистывал в сто*двадцать*пятый раз выциганенную мною у нашей
московской подруги Лидочки Шубиной – активной актрисы театра имени Ермоловой – раритетную книжечку о великом пройдохе наполеоновских времён –
          Шарле- Морисе Талейране-Перигоре…
    Чуть не с колыбели я помню роскошно иллюстрированный том «Наполеон» - одной из многих (если не множества!) монографий Академика  Евгения Викторовича  Тарле.
И вот у меня иной персонаж Истории, истории первого цветения европейской Буржуазии и её – Кондотьера – Князя Талейрана…     Так вот каков он был  – «Аристократ – продавшийся Буржуазии»... Вот он передо мною хитро выглядывает с книжной иллюстрации... Проницательно прищюрены немолодые глаза… Великолепно вылепленный совсем не античный, и уж никак не надменно-орлиный нос....
Высокий лоб полуспрятался под седыми буклями, волнисто, и не без жеманности, сбегающими к достаточно широким плечам… Но самой примечательной деталью  портрета следует считать лукаво, умно-умно, ласково, но безумно хитро изгибающиеся губы достаточно широкого рта…
Если нижняя губа чуть не по-женски очаровательно прорисована Природой,
то уж верхняя выполняет все прокурорские действа по разгадыванию – разоблачению истины натуры этого знаменательного деятеля периода Реставрации.
Тонкие, но как-будто добрые морщинки  широко разбегащиеся змеистыми ручьями
к уголкам как-будто слегка насмешливого рта…
На портрет просто приятно смотреть, при этом понимая, что слава Тебе, Господи,
не довелось и не доведётся существовать и плясать под насмешливую и неверную дудочку Прототипа! Вот уж кто никогда не следовал «максиме»  Вольтера:
         «Обращайся с другим так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой.» 
Строго вопреки ей! …«Ничего и никого он не спасал ни при революции, ни при Наполеоне; напротив, с полной готовностью толкал людей, где это было ему выгодно, к гильотине…». А как он разорил свою Матушку-церковь!
   Вот пример для всех церковнослужителей любых тоталитарных режимов…
Представьте себе: первосвятитель епархии, епископ Отенский- (это второе лицо
князя Талейрана), сам от себя предложил с трибуны  в Учредительном Собрании Франции  добровольно отказаться от всех своих земель. Даром!
Без выкупа! Чем не подвиг, достойный угодников Божиих! При этом умудрённый в  казуистике пастырь отделил церковную собственность от обыкновенной частной собственности, нерушимость которой – краеугольный камень буржуазного мира!   (Нам-то  беземельным и безлошадным - эти манипуляции хитроумия вроде бы пустая  сказка, если не оглянуться внимательно вокруг себя и не увидеть многое и подобное и аналогичное  Особенно в теперешние – псевдо-капиталистические - времена, когда собственности, тем более частной, у десятков миллионов россиян нет, как  и не было ранее.) ...  Но, пока я всё это излагал ( ну,  не гусиным пером, а «однопальцевым» методом,  тюкая по клавиатуре моего КОМПа,) прозошло явно мистичское Действо… Описанный мною портрет князя вдруг несколько замутнел, пришёл в неясное движение
и тоже вдруг… ОЖИЛ. Вначале оставаясь графическим персонажем, чем –то напоминающим мавра или эфиопа, но вскоре стал наполняться многими оттенками цвета, явно приобретая красочность Европейского жителя… Даже его кафтан - скорее сюртук - принял тёмносиний оттенок, а отвороты – явно бордовый,
да и лицо окрасилось в цвет человеческой плоти, отчего стало ещё более приветливым, но не менее хитрованным. По окончании сих метаморфоз и некоторого покашливания – явно предшествующего новой беседе, услышалось…
    -«Да что же вы, милостивый мой Репликатор, как-то всё о мало-конкретном. Слишком уж философствуете. Мои Деяния более просты, более земны, более наказуемы, но и более патриотичны. Более конкретно:  Мой Патриотизм служил не только моей Франции, но и Вашему Петербургу. Ваш царь Александр сам предпочёл нам Англию… Однако именно я почитал интересы Франции не ниже  Бонапарта, моего истинного и незабвенного Благодетелю…»…
Пауза… Молчу и я, вспоминая, что это были годы фантастически ловких захватов и перетасовок и ликвидаций малых европейских владений, по-существу ограблений Бонапартом всех, подходящих для этого  соседей… Словно слыша эти мои думы, Талейран вздохнул грустно: «Быть палачом Европы совсем нелегко… Но я был достаточно молод и женолюбив. Да и как я мог не подчиниться моему Деспоту, который кого угодно, любого Князя,  даже женил на ком хотел…. Хоть на госпоже, отличающейся совсем непозволительными, из ряда вон выходящими  размерами глупости».  И далее продолжил: -«Компроментировать может только такая , которую считают умной.»
 … Да уж, легендарная глупость княгини Талейран нисколько не мешала ей брать взятки  ( по поручению и указанию /"наводке", если уж по-современному нам!/
Мужа,) даже с Титулованных особ…    На этом воспоминании  и закончилось моё rendez-vous  с князем ТАЛЕЙРАНОМ…               
   Но уж после  этого  визита моя   «Ловля Литературно-Исторических Душ» стала входить в Своеобразный деловой поток… Начинает  организовываться  некое  ДЕЙСТВО
с как-будто бы стационарным сценарием, некиим общим  Стилистическим уклоном и  даже временнЫм Порядком: «VENI-VIDI-VERBA», то-есть «Пришёл - Увидел-Поговорил». Каждый контакт с « иновремянином » открывал для меня нечто новое и нестандартное в ОБРАЗе  «Пришельца» (НАВЕРНОЕ, ЕСЛИ УЖ НЕ НАВЕРНЯКА!) в МАТРИЦЕ-СИСТЕМЕ Моих собственных представлений о ГОСТЕ!!!
 И это ИНТРИГОВАЛО  и ПОТОМУ РАДОВАЛО!               
                ****----****
                Комментарии Читателей
                ВСТАВЯТСЯ во все новеллы  ПОЗЖЕ,
                ПОСЛЕ  Новеллы "МЕСьЕ-АНТИПУШКИН"