Вера Дейниченко. С верой в любовь

Гульсифат Шахиди
Вступительная статья к сборнику рассказов «Соседушки» Гульсифат Шахиди

Вот и готова новая книга Гульсифат Шахиди под названием «Соседушки». И опять я, как близкая подруга и коллега-журналистка была первым читателем и редактором.
Напомню, что предыдущий сборник рассказов Гульсифат Шахиди «Город, где сбываются мечты» стал победителем ежегодного Международного литературного фестиваля «Лондон-2015». А автор удостоена высшей награды – медали «Голубь мира» за талантливое воплощение темы укрепления мира, дружбы и взаимопонимания между народами.
В марте 2016 года в Лондоне состоялась презентация книги «Город, где сбываются мечты» на английском языке и информация об этом событии прошла в СМИ разных стран.
А тем временем у нас с Гульсифат шла интенсивная работа над сборником новых рассказов «Соседушки». Каждый из них публиковался на её авторской странице на Проза.ру и мы поражались массе откликов, отзывов и мини-рецензий от читателей. Поделюсь и я своими впечатлениями.
Книга «Соседушки» включает в себя десять рассказов. Автор предваряет её искренними, душевными словами:
«Мои милые женщины Таджикистана! Гордые, трудолюбивые, терпеливые. Я – одна из вас и я кланяюсь вам». Каждую строчку этого обращения Гульсифат расшифровывает в рассказах о героинях, чьи судьбы достойны осмысления. Но никого из них автор не осуждает. В своих соседушках она стремится найти хотя бы крохи великого двигателя жизни – любви. С верой в любовь выписаны все характеры, коллизии и перипетии и это помогает читателям близко к сердцу принять и смешные, и трагические линии в их историях.
Как заметил один из них на Проза.ру, «Соседушки» - мозаика из жизней таджикских женщин. А мысли и рассуждения автора об их судьбах плавно перетекают из одной темы в другую. Ещё один отзыв: «Гульсифат не придумывает действия героев – это фрагменты прожитой нами и вами жизни. Рассказы написаны простым, понятным, общедоступным русским языком, пронизаны национальным колоритом, гуманизмом, человеческими ценностями».
Читатели отмечают также зримость героев, слышат их голоса. А сюжеты разворачиваются словно на киноэкране. Многие жители Таджикистана, покинувшие родину из-за гражданской войны 1990-1993 годов, узнали в собирательных образах себя, друзей, соседей. Признаются, что жизнь разделилась на «до» и «после». В прошлом остался мирный, цветущий Таджикистан, в котором люди не делились на нации и кланы. Жили дружно общим двором, где каждый каждому был близким и родным. Вот о такой потерянной родине рассказывает Гульсифат Шахиди, «оголив» до боли читательские нервы.
В «Соседушках» два главных героя: врач-педиатр Зульфия, от имени которой ведётся повествование, и фронтовик-орденоносец, мудрец и наставник Григорий Семёнович. А главное место действия – топчан во дворе между многоэтажными домами. Он как общий дастархан, как символ гостеприимства и дружбы под одним небом, на котором солнце одинаково светит для всех.
Образ Зульфии очень убедителен и достоверен – о такой подруге и соседке можно только мечтать. К ней поправить здоровье идут и стар, и млад.
Как тонкий психолог, Зульфия по лицу, по походке, по голосу сразу ставит «душевный диагноз» своим соседушкам. И спешит в их дома не только с тонометром и лекарствами, но и со словами поддержки, сочувствия, сострадания.
Зульфия осознаёт, что невозможно мерить людей по себе, ведь каждому Бог даёт свою ношу и судьбу. Ей повезло родиться и вырасти в большом городе, в добропорядочной и любящей семье. А вот соседку Барно в рассказе «Чужая работа» - родители во время гражданской войны продали второй женой пожилому полевому командиру за мешок муки и мешок риса. Как не пожалеть её?
А какая страшная судьба у Соро из того же рассказа! Она смолоду не видела ничего хорошего в дальнем кишлаке в бедной семье. Завидовала каждому, кто побогаче, мечтала иметь лишнее платьице и, хотя бы простенькое колечко. И вот, когда с мужем и сыновьями-тройняшками переселилась в Душанбе и отправила их гастарбайтерами в Россию, появился достаток. Соро беззаботно стала тратить присылаемые деньги на себя, хвалясь перед соседями новыми дорогими нарядами и золотыми украшениями. Но однажды всё оборвалось: муж вместо денег привез двух сыновей в цинковых гробах. Мальчики заступились за русскую девушку, над которой прямо на улице издевались пьяные подонки. Напоролись на нож…
Сцену покаяния Соро, её прощания с сыновьями невозможно читать без содрогания. И вместе с обезумевшей от горя соседкой плачет и страдает Зульфия.
Не всё складно в жизни Зебо и Лолы – близких подруг Зульфии, равных ей по возрасту, интеллекту, воспитанию. Никто в мире не может дать гарантий на счастливую женскую долю и в лотерею её не выиграть.
Красавица Зебо из рассказа «Солнечная женщина» точно соответствует своему имени. Она не красуется напоказ, а дарит людям доброту, отзывчивость, умение быть рядом в трудную минуту. Измена мужа ранит её, но даже в этой ситуации Зебо не теряет достоинства и не позволяет унизить себя. «Доброжелатель» по телефону подсказывает адрес соперницы и Зебо не врывается к любовникам со скандалом, а лишь потихоньку уносит из прихожей туфли мужа. Тот возвращается домой со свидания в женских калошах и вот эту обувку, завернутую в подарочную бумагу, Зебо отсылает сопернице как «изящное подношение». А мужа простить не может и отпускает на все четыре стороны.
Такой поступок не каждой женщине по силам – это вызов восточным традициям. Разведенную женщину никто не возьмет замуж, её удел – прозябать в нищете и в одиночестве. А Зебо не пропала: она уехала в другой город, встретила настоящего мужчину, полюбившего и её, и её детей.
В рассказе «Бог трепел и нам велел» Зульфия переживает ещё за одну подругу – Лолу. На неё не устают удивляться все вокруг: строгая учительница и нежный тюльпан, правдолюбка и верная жена. С философским пониманием терпит и прощает пьяные загулы мужа – известного поэта, считая его человеком редкого таланта и избранником Бога.
Лола даже сама решается на «пьяный» подвиг, сходу выпивая стакан водки, налитый мужем. Отравиться такой дозой не дала подруге подоспевшая Зульфия. А вот эпизод в котловане, куда пьяный поэт уронил свой портфель-дипломат: дворовые мальчишки, обвязавшись бельевыми верёвками, изображали альпинистов, доставая ценную находку. Верная Лола, слыша насмешки в адрес мужа, всё же не позволила на людях укорить его.
Для наставлений, «разруливания» ситуаций любой сложности у Зульфии есть любимый сосед дядя Гриша. Вот его первое появление в рассказе «Бог терпел и нам велел». Ветерану войны выделили в столице новую квартиру, и он приехал из района вселяться как на праздник – в парадном костюме с боевыми наградами. Но случилась незадача: в его квартире обосновалась другая семья, а хозяйка Лола с ордером в руках пытается разобраться с милиционером, по-тихому занявшим её законное жильё под опорный пункт.
Новый сосед Григорий Семёнович ещё никого из жильцов не знает, но сразу же, как на фронте, бросается на защиту справедливости и законопорядка. Под напором его убедительных речей, милиционер сдаётся, покорно передаёт ключи Лоле и ретируется. А Григорий Семёнович с этой минуты негласно становится верным другом и духовным отцом всех новосёлов. Он командует, как лучше обустроить и озеленить двор, предлагает установить топчаны для бесед за чаем.
В рассказе «Старик и горе» именно с Зульфиёй делится дядя Гриша подробностями своей нелёгкой жизни. Его, сына раскулаченного донского казака, ещё мальчишкой выслали на чужбину – в далёкий Туркестан. В знойном Вахшском районе Григорий обрёл вторую родину и за неё ушёл воевать в суровую годину Великой Отечественной войны. Здесь ждала его с фронта донская казачка Матрёнушка, влюбившаяся в Гришу ещё девчонкой в переселенческом обозе. Её любовь спасла солдата от гибели в боях, помогла переносить тяжёлую контузию и забыть страшную работу на полях сражений, где приходилось выносить на себе раненых и хоронить убитых.
Образцом мужества, жизненной мудрости стал для Григория, большого почитателя книг,немецкий писатель-фронтовик – Ремарк. Он цитирует наизусть запавшие в душу слова из любимых произведений Ремарка в разных ситуациях   и они находят отклик во дворе в людях всех наций.
Как человек познавший любовь, Григорий Семёнович бережно относится к чужим чувствам. Это он с первых дней увидел силу и красоту отношений молодой семейной пары с поэтическими именами Фархад и Ширин (рассказ «Голубки»). Это дядя Гриша со своей женой Матрёной нянчится с их долгожданной дочкой Зариной – плодом сказочной любви. И первым приходит на помощь Ширин, ставшей вдовой, перенести горе. На раскопках в археологической экспедиции Фархада застрелили боевики, из тех нелюдей, кто развязал братоубийственную гражданскую войну в Таджикистане. Его тело привезли в родной двор и где найти силы Ширин пережить похороны? Григорий Семёнович успокаивает её, называя доченькой, убеждает быть сильной, ведь любовь нельзя убить. И добавляет фразу, которая режет болью, но и настраивает на продолжение жизни: «Вон, уже несут тебе траурный платок»…
Ширин выстояла, вырастила дочь, выдала её замуж, а вместо отца у невесты на свадьбе был верный дядя Гриша. Ему и близкой подруге Зульфие умирающая от страшной болезни Ширин доверят устроить свои похороны без слёз и причитаний, ведь её ждёт любимый Фархад и это будет радостная встреча на небесах.
На надгробном камне Григорий Семёнович вытесал голубя с голубкой, влюбленно смотрящих друг на друга. А вместо эпитафии написал слова любимого Ремарка: «Мы никогда друг друга не забудем, но никогда друг друга не вернём». Как наказ живым – беречь любовь.
Очень трогательные отношения сложились у Григория Семёновича с самой старшей по возрасту соседкой бабушкой Марфоа, или как её прозвали во дворе сказочницей бибиджон. В рассказе с одноименным названием автор с любовью описывает почти вековую судьбу внучки хранителя печати библиотеки Эмира Бухарского, выросшей в неге, богатстве, любви. А в революцию вместе с мужем Сироджем пришлось пережить гонения, нужду, ссылки и тюрьмы. В первые дни Великой Отечественной муж, оставив её с пятью детьми, уходит на фронт. Предчувствуя свою гибель, завещает сыну Фирузу не сообщать маме правды, не отнимать у неё надежды на его возвращение: пусть верит и ждёт.
Григорий Семёнович давно догадался о похоронке, но и виду не подал за прошедшие послевоенные десятилетия. Он ласково зовёт Марфоа сестрицей Марфой, восхищается силой её духа и удивительной верностью мужу. А ещё ценит накопленное «богатство» Марфоа – пятерых детей с высшим образованием и 22 внука. Она не озлобилась на жизнь, и за всё ей благодарна.
Дворовым ребятишкам бибиджон сочиняет «многосерийные» сказки с житейскими примерами. И они, бережно поддерживая любимую сказочницу под руки, помогают спуститься со второго этажа. Усаживаются вокруг неё на топчане, перечисляя выполненные работы по дому и во дворе и ждут, что бабушка каждого похвалит, погладит по голове и с улыбкой расскажет волшебную историю.
Марфоа и её муж Сиродж не вымышленные герои – они дедушка и бабушка Гульсифат Шахиди и я с позволения подруги делюсь этой истиной.
Реальный персонаж и дядя Гриша с его женой Матрёной Ивановной. Правда жизни высказана автором в истории с велосипедом, в шинах которого предприимчивый сосед-гастарбайтер перевозил заработанные рубли и валюту (рассказ «Чужая работа»). Григорий Семёнович с Зульфиёй, заподозрив неладное, решили купить у бедствующей соседки Рано старый велосипед, который почему-то хозяин дома повесил на стене. А когда обнаружили в нём целое состояние, старый солдат велит Рано потратить часть денег на обустройство квартиры, покупку мебели и вещей детям. А свою «долю» за находку ценностей дядя Гриша отдал на приобретение нового трансформатора для всего двора. Вернувшемуся Шерали – мужу Рано он устроил выволочку, пригрозив заявить в милицию о его незаконных проделках, если тот не положит деньги в банк на имя жены.
Григорий Семёнович для всех соседей символ справедливости. Он судья, адвокат и прокурор в одном лице. Старик понимает, что наставлять взрослых людей на путь истинный – дело нелёгкое, всё же не теряет надежду достучаться до каждой души. К примеру, он смог убедить деловую даму, партийного работника, что та променяла семейное счастье, любовь и заботу о близких на карьеру (рассказ «Марварэд Тэтчер»). Наречённая нежным именем Марворид, что в переводе с таджикского означает «жемчуг», она в неукротимой жажде власти и высоких должностей превратила жемчужины своей души в железные окалины. Дворовое прозвище «Марварэд Тэтчер» тешит её гордость, причисляя хотя бы в мечтах к сильным мира сего. Потому она и не «опускается» до посиделок с соседушками на топчане, а все заботы о доме и о маленькой дочери перекладывает на безропотного мужа.
В перестройку закрылись райкомы партии, сократились высокие должности и Марворид, оставшись не у дел, обижена на весь мир. Григорий Семёнович показал главную беду железной женщины: она не приобрела душевной, человеческой искренности и ни одному конкретному человеку не помогла. Не задумалась, почему все соседи ценят и уважают её мужа Карима и дивятся его преданности своевольной супруге. Понимают, что тот до сих пор видит в жене девушку-жемчужину, которую он полюбил с первого взгляда и на всю жизнь.
Спивающийся инженер Владимир Павленко из рассказа «Красота и Конфуций» не вызывает сочувствия соседей, Никто не показывает ему ни женскую, ни мужскую солидарность. Григорий Семёнович не может оправдать безволия, малодушия и безответственности мужика, который не стал опорой семье. Жизнерадостная и работящая жена Владимира за мудрость и умение видеть во всём красоту получила прозвище «Любаша-Конфуций». Ею восхищается весь двор, а Владимир завидует этому и позорит себя пьяными выходками, скандалами, воровством и продажей ценных вещей из собственного дома. Финальным аккордом стал для него «полёт» с балкона третьего этажа и вмиг прилепившееся звание «первого космонавта Таджикистана». Пока жена с сыном были в отпуске, Володя трусливо сбежал, оставив жалкую записку с нелепыми оправданиями. А Любаша ощутила поддержку соседушек и, конечно же, Зульфии с дядей Гришей. Они внушили ей надежду на новую любовь и дождались этого события.
В рассказе «Тётушка золотошвейка» Гульсифат Шахиди показывает насколько губительна для детей может быть безудержная родительская любовь. Автор пытается разобраться, как в благополучной, трудолюбивой семье могла вырасти подлая, неблагодарная, готовая к преступлению дочь. Обожаемая, боготворимая Нигора, имя которой переводится как «любимая», превратила жизнь своих родных и близких в кошмар, с детства заставляя их подчиняться её капризам и прихотям. Красавицу и умницу, какой она себя мнила, никто не захотел взять замуж, и родители выдали Нигору за дальнего родственника. За это она терроризирует родителей, нелюбимого мужа. Сама выбирает брату Малику невесту, а когда тот полюбил девушку и с радостью женился, возненавидела невестку буквально до смерти. Издевалась над ней, унижала, мучила и довела до самоубийства. Спасли несчастную из петли Григорий Семёнович и Зульфия. Они устроили «семейный суд», заставили Нигору просить прощения и забыть дорогу в родительский дом. А в случае отказа обещали направить агрессивную Нигору на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Эти трагические события стали страшным ударом для любимицы двора добрейшей тётушки Саодат. Слишком поздно поняла она свою вину – чрезмерную любовь к жестокосердной и коварной дочери и вечное заступничество за неё на глазах у всех соседей. И вот теперь, сама жизнь преподала золотошвейке урок, который не забыть до конца дней.
Умение взять на себя чужую боль, сострадать людям всем сердцем не прошло даром для Григория Семёновича и Зульфии. Гражданская война, исковеркавшая судьбы соседушек, отразилась и на главных героях (рассказ «Прощай, топчан…»). Умирает муж Зульфии – археолог, доктор наук, вынужденный работать в Москве вахтёром в элитном доме. Благодарит судьбу за такую жену и горюет, что оставляет любимую одну.
Уходит из жизни и Григорий Семёнович, завещавший верной Зульфие свою квартиру, боевые награды, фотографии и документы. Когда-то он взял у любимой соседушки обещание похоронить его рядом с женой Матрёной. А на могилу поставить заранее приготовленный камень с сочинённой им самим надписью: «Здесь лежит старик и горе». Зульфия не может забыть фразу-цитату из Ремарка, которую Григорий Семёнович любил повторять: «Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?».
Сильная, стойкая Зульфия перед отъездом к детям в Подмосковье простилась со своим двором. И с разорённым топчаном, доски с которого сожгли в холода новые соседи, обещавшие сделать на этом месте навес.
Читатели на Проза.ру отметили, что книгой «Соседушки» Гульсифат Шахиди помогла им понять себя. Она сохранила в душе прошлую жизнь и поделилась памятью. Спасибо ей за это.

Вера Дейниченко,
журналистка